«Владыка Николай — величайший сын сербского народа после святого Саввы Сербского! Аминь». Ученик святителя – преподобный Иустин Челийский (Попович)
Содержание статьи:
- 1 «Владыка Николай — величайший сын сербского народа после святого Саввы Сербского! Аминь». Ученик святителя – преподобный Иустин Челийский (Попович)
- 2 Один штрих к портрету Владыки
- 3 Уникальный труд для всех нас
- 4 Сто слов о любви к истине
- 5 20. Почему Иисус запрещал бесам объявлять людям, что Он — Христос, то есть, Мессия и Сын Божий? Потому что мудрый и человеколюбивый Господь наш не желал, чтобы бесы были учителями людей, и не хотел, чтобы бесы представляли Его людям, но Он хотел и желал, чтобы люди сами узнали и признали Его как Бога и Спасителя по Его словам, делам, любви и духу. Чтобы злые демоны не могли похвастаться, будто они помогли делу Христову, и будто без них Он не мог просветить и спасти род человеческий.
- 6 36. Самый тяжелый удар по Евангелию нанесли еретические богословы тем, что усомнились в божественности Мессии, — одни только усомнились, а другие полностью отвергли. За этим быстро последовал целый ряд отрицаний духовных реалий, — отрицание существования ангелов и демонов, отрицание рая и ада, отрицание бессмертной славы святых и праведников, отрицание поста, отрицание силы креста и ценности молитвы, и так далее.
- 7 41. Православные народы веруют и исповедуют, что Христос есть один единственный Мессия, Спаситель мира, Искупитель рода человеческого от греха, Сын Божий, воплотившийся от Девы Марии и Святого Духа, Бог от Бога, полнота истины, источник жизни, победитель смерти, причина воскресения, единственный верный путь к верной цели, Судия живых и мертвых.
- 8 Дорогие друзья, изучайте и читайте Священное Писание! Не забывайте молиться Господу, Пресвятой Богородице, своим святым и Ангелам-хранителям! Никогда, ни при каких обстоятельствах не сдавайтесь! Будьте счастливы и здоровы!
Один штрих к портрету Владыки
Однажды епископ Николай Сербский обратился к готовящимся причаститься Святых Таин:
– Пусть достойные Причастия станут справа, а неготовые – слева.
Вскоре множество народа оказалось на левой стороне. И лишь четверо встали справа.
– Ну, что же, — произнёс Владыка, – сейчас грешники подойдут к чаше с Пречистым Телом и Кровью, а праведники могут не подходить. Они ведь и так уже безгрешны. Зачем же им Причастие?
Уникальный труд для всех нас
«Сто слов о любви к истине» – одно из популярнейших произведений святителя и епископа Охридского и Жичского Николая Сербского (1880 – 1956), которое читается на одном дыхании.
В нем Владыка простым и понятным языком писал про Иисуса Христа и Его апостолов. Подсказывал, самые важные места в Евангелии. Рассуждал о дьяволах. О том, как противостоять еретикам… Да всего не перечислишь! Только 100 слов, а вернее цитат. Но зато каких! Наполненных глубокой, искренней верой и любовью ко Христу, мудрыми советами и подсказками. Они помогут развеять сомнения и укрепить веру. Для многих православных христиан этот труд святителя стал настоящей настольной книгой.
Сто слов о любви к истине
(В сокращении)
1. Сказал Господь: «покайтесь, и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14). Настоящее покаяние это не просто сожаление о совершенных грехах, но полное обращение своей души от тьмы к свету, от земли к небу, от себя к Богу.
2. Без этого полного обращения покаяние ни что иное, как заигрывание с Богом и со своей душой. Но с Богом не играют. Он милует кающегося, но тяжко карает того, кто не кается, или кто кается неполно и неискренне. А когда Он ранит, рана глубока и никто, кроме Него, не может исцелить ее.
3. То, какова вершина покаяния и веры в Евангелие, показывают два изречения Священного Пи-сания. Что есть человек? «Я же червь, а не человек» (Пс. 21:7), — говорит пророк Давид. А чем должен быть человек? «Вы — боги и сыны Божии» (Пс. 81:6, Ин. 10:34) — это слово вышло из уст Самого Христа Спасителя. Обратить червя в бога и в сына Божьего — это и есть вершина покаяния и веры в Евангелие.
4. Что значит: верить в Евангелие? Это значит верить в Радостную весть, которую небесный вестник, Сын Божий, принес роду человеческому. Иными словами, это значит верить Господу Иисусу Христу и Его Откровению. А Христово Откровение есть величайшее открытие от создания мира. Оно единственное может превратить червя в человека, который есть бог и сын Божий.
5. Почему никто до Христа не объявил Радостную весть? Никто из столь многих мудрецов, философов, учителей, законников, царей и пророков? Никто из них не мог ни знать Радостную весть, ни объявить ее. Потому что они были земные и от земли, и говорили земное (ср. Ин. 3:31). Говорили как сыновья земли, а не как сыновья неба. И о небе они говорили — насколько говорили — глядя на землю и влачась по земле.
6. Поэтому все религии и философии до Христа мрачные и пессимистичные, колеблющиеся и размытые. Так и в Элладе и в Индии и в Египте и в Персии. Так и в земном-уравновешенном Китае. Так и в древней Мексике у инков, да и у всех тогдашних [народов], не знающих Бога. Ни одна из тех вер и философий не заслуживает называться Радостной вестью. Ярчайший поэт древности Гомер сказал негде: “Лучше жить пастухом в этом мире, чем царем в Аиде”. Как человек земли он не мог ни светло видеть, ни радостно говорить.
7. Только «сошедший с неба Сын Человеческий» (Ин. 3:13) мог засвидетельствовать о том, что на небе — каков Бог, каковы духовные вещи в том мире, каков духовный мир и что бывает с душами людей после смерти. Что видел и слышал, о том и свидетельствовал. Его свидетельство полностью эмпирично в духовном плане. Он не свидетельствовал согласно земной логике или заключениям человеческого ума, или по мудрованию и философствованию земного человека, но согласно тому, что видел и слышал. Небесный вестник небесных вещей. Он пришел в мир, чтобы засвидетельствовать истину (см. Ин. 18:37), которую никто от земнородных не мог верно засвидетельствовать. И свое свидетельство Он назвал Радостной вестью.
8. Небесный Вестник свидетельствует, что Бог един, в вечной троичной гармонии Отца, Сына и Святого Духа; что Бог не только Творец, но и Отец, то есть, самый дорогой и близкий родственник всем тем, кто хочет быть Его сынами; что Бог как Отец сама Любовь, и по любви Он послал Сына Своего единородного в мир дабы спасти мир; что душа человеческая ценнее, чем весь материальный мир; что существуют бесчисленные ангельские воинства и что они непрестанно, иногда видимо, а иногда невидимо влияют на людей в драме этого мира. Что праведники после смерти сияют в том мире как солнца; что Сын Божий по желанию и по милости Отца сошел в мир чтобы людей-червей сделать людьми-богами. О праведном Суде Божием, о воскресении мертвых, о вечной жизни и о многих других самых радостных вещах.
9. Христос призвал людей поверить в эту Радостную весть. «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14). То, есть, призвал верить Ему и в Него, верить каждому Его слову. Ибо нет у людей иного способа дойти до осознания истины в главных вопросах бытия, кроме как принять на веру слова Того, Кто является личным свидетелем небесных и духовных вещей. Или поверить Христу, или продолжать блуждать по мрачной и бурной пучине жизни; блуждать, лишь гадая о берегах и землях, расположенных за краем этой пучины. Третьего не дано.
10. Из этого ясно, что христианская вера не похожа на другие религии и веры в мире. Ибо другие веры [происходят] от людей с земли и от земли, от людей, которые говорили о духовном мире или по своему природному разуму или по обману от злых духов. Никто из основателей других вер не сказал, что он сошел с неба, ни что он послан Отцом, ни что он свидетельствует о небе то, что видел и слышал, ни что он снова вернется на небо. Поэтому не может быть и речи о примирении или уравнивании свидетельства Христова с прочими верами и верованиями в мире.
11. Не спрашивай христианина, верует ли он в Бога, но спрашивай, верует ли он в Евангелие, в Радостную Весть Христову. Потому что если он скажет, что верует в Бога по своему разумению, а не по Евангелию, то он скорее язычник, потому что дошел до веры, которую люди имели и две тысячи лет назад, как, например, некоторые греческие и азиатские философы. Для чего же тогда Христос сошел с неба? И почему Своею кровью запечатлел Свое откровение миру, Свою Радостную весть? Поистине такой христианин так же принимает на свою главу [вину за] кровь Сына Божия, как и те, кто кричали: «Распни, распни Его!»
12. Православная Церковь, единственная Церковь Христова в мире, с самого начала хранила Евангелие, без оглядки налево или направо и без того, чтобы полагаться на другие религии, на языческую философию или на естественные науки. Потому что когда идешь с опытным и хорошо видящим путеводителем, бессмысленно и смешно спрашивать о пути слепцов.
13. Имея совершенную веру во Христа и в Его Радостную весть, отцы и учители Церкви энергично отвергали как эллинскую философию, так и мистерии азиатские и африканские. Хотя они и учились в Афинах философии, как Златоуст, Василий и Григорий Богослов; так же, как и те, кто был рожден египтянином или сирийцем, как святые Антоний, Макарий, Исаак Сирин, Ефрем Сирин и другие.
14. Хотя эти святые отцы хорошо знали языческие философии и религиозные мистерии, и притом из первых рук и на своем родном языке, они были решительными защитниками единоспасительной веры в Евангелие. Ни малейшего компромисса не допустили они ни с кем и ни с чем, что земное и от земли, что от человека и по человеку и что находилось вне Христа и Его Евангелия.
15. Известно, например, с каким рвением Златоуст критиковал Сократа и Платона, стоиков и эпикурейцев и других известных греческих философов. Он не только не приводил их в качестве поддержки даже одного евангельского учения, хотя некоторые их отдельные изречения были схожи с евангельскими, но он их презирал и отвергал как вредных и пагубных для души.
16. Но не так [поступали] неправославные церковные учителя, не так. Вместо этого они, боящиеся мира и имеющие слабую веру в Евангелие, начали призывать в помощь эллинскую философию, азиатско-африканские мистерии и естественные науки, чтобы доказать истинность Христова Откровения. Так возникли разные противоположные школы в еретических церквах. Одни с опорой на Платона, другие — на Аристотеля, третьи на стоиков, четвертые — на Плотина, пятые на сирийские, иранские и египетские баснословные мистерии, шестые — на индийскую теософию и другие виды оккультизма и так далее. В новое время некоторые из этих школ стали всецело полагаться на естественные науки, которые они считают менее мифологизированными, чем восточные религиозные мистерии.
17. Так Веельзевул призван на помощь Христу и так демонология вовлечена в еретическую христианскую теологию как ее опора и основание! Результатом было то, что Христос в глазах еретиков все меньше выглядел как Бог и все больше, как человек, пока, наконец, нечестивый Арий не дошел до триумфа в этих еретических сборищах.
18. Впрочем, и о демонах не следует в данном отношении говорить неправду. Потому что даже они признавали в лице Господа Иисуса Христа высшее, небесное и божественное бытие, признавали гораздо больше, чем многие еретические богословы неправославных церквей. Смотри, разве не кричали бесы: «Иисус, Сын Божий!» или: «Сын Бога Всевышнего!»? Разве не признавали они, говоря: «Знаем, Кто Ты — Святый Божий»? Не написано ли: «И духи нечистые, когда видели Его, падали перед Ним и кричали: Ты Сын Божий. А Он запрещал бесам, чтобы не делали Его известным» (Мк. 3:11-12).
20. Почему Иисус запрещал бесам объявлять людям, что Он — Христос, то есть, Мессия и Сын Божий? Потому что мудрый и человеколюбивый Господь наш не желал, чтобы бесы были учителями людей, и не хотел, чтобы бесы представляли Его людям, но Он хотел и желал, чтобы люди сами узнали и признали Его как Бога и Спасителя по Его словам, делам, любви и духу. Чтобы злые демоны не могли похвастаться, будто они помогли делу Христову, и будто без них Он не мог просветить и спасти род человеческий.
21. Еретические богословы раннего времени соревновались в том, кто вовлечет в свою теологию более сильного эллинского философа. Так римокатолики призвали на помощь Аристотеля, а лютеране — Платона; другие группы протестантских мыслителей привлекали Плотина и иных неоплатоников. Смешали их с Радостной вестью Христовой и тем самым ослабили и омрачили ее.
22. В новое время все еретические церкви снова стали создавать подпорки для Евангелия — [теперь] из научных теорий. Они восприняли многие научные теории как нечто абсолютное, хотя величайшие ученые нашего времени перестали смотреть на позитивное знание (не говоря уже об [отдельных] теориях) как на нечто абсолютное.
23. Как воины Пилата одели Господа Христа в дешевую багряницу, а Ирод в белую одежду, так и еретические богословы облекли Спасителя в дешевые одежды языческой философии и ложной науки. Чтобы получше одеть Его и украсить! Но в обоих случаях Христос поруган и унижен.
24. Православная Церковь — единственная в мире, которая хранила веру в Евангелие как единственную абсолютную истину, которая не требует подпорок и поддержек ни от какой философии или светской науки. Поэтому, когда читаем девятый член Символа веры — «верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь» — мы понимаем под этой единой Церковью Православную Церковь.
25. Еретические богословы назвали Православную Церковь оскорбительным наименованием «Окаменевшая церковь» (А. Гарнак, «Сущность христианства»). Из-за чего? Из-за того, что эта Церковь «не идет в ногу со временем», «не подстраивается под время»! Однако в этом — слава Православия, что оно живет согласно заповеди апостола Павла: «не сообразуйтесь с веком сим» (Рим. 12:2).
26. Как вечность шла бы в ногу со временем? Как абсолютное подстраивалось бы под мимолетное? Как Царство небесное мирилось бы с царством земным? Если весь мир, как сказано, «во зле лежит» (1 Ин. 5:19), для чего бы нам пытаться вечное добро оградить и поддерживать злом, а небесный свет пытаться сделать ярче коптящими кострами горящих угля и нефти?
27. Есть, правда, некоторые богословы и в Православной Церкви, которые следуют путем еретических богословов, полагая, что Евангелие недостаточно сильно, чтобы само себя поддерживать и защищать от мирских бурь. Они симпатизируют еретическим мыслям и еретическим методам. Всей своей душой они с еретиками, но внешне держатся Православной Церкви, так сказать, ради поддержки. Это баягани балканские и иванушки киевские, которым все по ту сторону забора кажется лучше и умнее, даже заимствованная смешанная теология (паганохристология).
28. Православная Церковь как целое отвергает таких богословов и не признает их за своих, но терпит их по двум причинам: во-первых, ожидая, что они покаются и изменятся, во-вторых, чтобы, отвергая их, не сделать большего зла, направляя их под крыло еретиков, и тем самым число еретиков увеличится, а их души погибнут. Эти богословы не являются носителями православного сознания и православной совести, но являются больными органами церковного тела. Носители православного сознания и совести — это народ, монашество и приходское священство.
29. Сказал славный Господь наш: «не принимаю славу от людей» (Ин. 5:41). Позиция еретиков прямо противоположна этой позиции Спасителя мира. Они ищут славы от людей. Они боятся людей. Из-за этого они хватаются за так называемых «знаменитых людей» из человеческой истории, чтобы «поддержать» Евангелие и стать более угодными людям мира сего. Оправдывая себя, они говорят: «Это чтобы привлечь их [в Церковь]!» Но как горько они ошибаются! Чем больше они льстят миру — якобы чтобы привлечь мир к Церкви, — тем дальше мир бежит от Церкви. Чем больше они пытаются показать себя «просвещенными», «современными», «недуховными», тем больше мир их презирает. Поистине невозможно угодить Богу и миру. Впрочем, всякий опытный христианин знает, что Богу можно угодить истиной и праведностью, а миру никак нельзя угодить — ни истиной, ни ложью, ни праведностью, ни неправедностью. Ибо Бог вечен и неизменен, а мир временен и переменчив.
30. Еще сказал иудеям Господь наш: «как вы можете веровать (в Евангелие), когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44). Точно так же и еретические богословы. Это и совершенно верное объяснение их позиции, и суд Божий над ними. Если бы они искали славы от Бога, то веровали бы в Евангелие Божие и не уклонялись ни на право, ни на лево. Но они хотят славы и похвалы от людей, поэтому пытаются свидетельство Божие подтвердить и укрепить свидетельствами человеческими. Это и ошибочно и грешно. Ошибочно и грешно это было бы даже если бы они искали славу от людей не лично для себя, а для своей церкви. Потому что Всевышнему наносят оскорбление, когда приводят свидетельства людей как подтверждение Его свидетельству. Как могут люди подтверждать то, что говорит Бог?!
31. Каковы же последствия такого еретического подстраивания под мир? Пустота. Поистине, пустота в [доверии] Евангелию, пустота во всей жизни еретических народов — индивидуальной и социальной. Пустота в вере, культуре, экономике, политике, морали, браке — во всем и вся. Ибо наше отношение ко Христу определяет и наши другие отношения ко всему и вся.
32. В то время как Христос сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), еретический мир сотнями способов выразил мысль: «Без Христа можем делать все!». Вся современная культура это прекословие Христу. Все современные науки соревнуются в том, кто из них сильнее ударит по учению Христа. Это бунт вульгарных служанок против своей госпожи — бунт светских наук против науки Христовой. Но весь этот бунт в наши дни завершается тем, что было написано: «называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1:22).
33. И впрямь не знаю, в чем большее безумие современного мира, отпавшего от Христа: в личной жизни или в браке, в школе или в политике, в экономическом управлении или в законодательстве, в войне или в мире. Везде до крайнего выражения дошли жестокость и пошлость. Там, где отсутствует Христос, наибольшая жестокость и пошлость, ложь и насилие в полном триумфе.
34. Пусть постыдятся еретические богословы и главы еретических народов, которые с помощью Христа стали властителями и вождями всех народов на земле. Им есть чего стыдиться. Ибо подобно неразумным Галатам они, начав с духа, закончили плотью. Они — главные виновники того, что их народы сошли с правого пути и начали хромать на обе ноги, кланяясь час Богу в Иерусалиме, а час золотым тельцам в Самарии.
36. Самый тяжелый удар по Евангелию нанесли еретические богословы тем, что усомнились в божественности Мессии, — одни только усомнились, а другие полностью отвергли. За этим быстро последовал целый ряд отрицаний духовных реалий, — отрицание существования ангелов и демонов, отрицание рая и ада, отрицание бессмертной славы святых и праведников, отрицание поста, отрицание силы креста и ценности молитвы, и так далее.
37. Конечно, приспособлением и уравниванием еретические богословы занимались еще до отпадения Запада от Востока, но наиболее интенсивно — в последние 150 лет. Они приспособили небо к земле, Христа — к другим «основателям религий», а Радостную Весть к другим религиям — иудейской, мусульманской и языческой. И все якобы во имя «толерантности» и в интересах «мира между людьми и народами». Между тем это наибольшая причина войн и неслыханных революций в мировой истории. Ибо истина никак не может соединиться с полуистиной и ложью.
39. Почему же Христос произнес эту возмутительную фразу: «Я есмь истина» (Ин. 14:6)? Не сказал: «Я — часть истины», но «Я — истина». И еще: «Я — свет миру» (Ин. 9:5). Итак, Он — вся истина и весь свет. А кроме того Он, по Его собственным словам, еще и единственный путь к вечной жизни. А еще Он объявил, что только Он знает Бога — «вы не познали Его» — сказал евреям, — «а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю, то буду подобный вам лжец» (Ин. 8:55). Неужели Христос обманывал нас или Себя?
40. Пусть Господь простит нас за такой вопрос. Не мы его ставим, но еретики давно его поставили перед собой, и непрестанно на него отвечают: то так, то эдак, то как евреи, что Христос обманывал других, то как теософы, что Христос обманывал Себя. Для нас этого вопроса не стоит.
41. Православные народы веруют и исповедуют, что Христос есть один единственный Мессия, Спаситель мира, Искупитель рода человеческого от греха, Сын Божий, воплотившийся от Девы Марии и Святого Духа, Бог от Бога, полнота истины, источник жизни, победитель смерти, причина воскресения, единственный верный путь к верной цели, Судия живых и мертвых.
47. Все богослужения в Православной Церкви, как и многие требы, начинаются с молитвы Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины… прииди и вселися в нас». Мы молимся, чтобы Дух Святой пришел и обитал в нас. Это происходит не сразу, а после многих подвигов в молитве, посте, милостыне и труде, и только тогда, когда все это, а также частые слезы и воздыхания очищают сердце, тогда Дух Святой вселяется в него, чтобы обожить сердце, ум и волю. Тогда Бог Всевышний обитает в человеке и делает все во всем.
50. Быть прощенным от греха и очищенным от страсти, быть освобожденным от мира и всецело вознесенным к Богу; иметь сердце чисто, открыто и наполнено любовью к Богу и желанием непосредственного соединения с Ним — вот что значит быть готовым к тому, чтобы принять Бога в себя. А когда Бог, по неизреченному Своему промыслу и непостижимой любви, вселится в такого человека, тогда Он становится в человеке субъектом, а человек — объектом.
(Полностью труд святителя Николая Сербского в переводе иерея Георгия Максимова с сербского можно прочитать по ссылке https://yurijmaximov.wixsite.com/pravoslavie/–cj47)