Ольга Сокиркина
Среди почти тысячи расстрелянных на Бутовском полигоне священников и мирян Русской Православной Церкви – иеромонах Вениамин (Эссен).
Начало ХХ века. Российская империя. Город Янов Люблинской губернии, стоящий на границе с Австрией. Сегодня это территория Польши. В то время – город уездный, не самый маленький, где процветало производство суконной ткани и корзин. Здесь 25 июня 1902 года в семье генерала, барона фон Эссена Михаила Оттовича, родился сын Владимир, крещенный в православной религии. Отец мальчика был представителем прибалтийского немецкого аристократического (рыцарского) рода фон Эссен, подарившего стране много замечательный людей. Дед Владимира, Отто Васильевич фон Эссен, являлся заместителем министра юстиции, статс-секретарем; дядя по отцу, Николай Оттович, вошел в историю как славный русский адмирал. Были в роду Эссен и герои войны 1812 года, губернаторы, благотворители, художники. Только на русском флоте служили двенадцать представителей рода. На примере честной, праведной службы России воспитывались новые поколения.
Судьбу Владимира во многом определили семейные ценности и православие, а изменили Первая мировая война и Октябрьский переворот. В 1908 году он лишился отца, а в 1917 году – и воспитывающего его отчима, генерал-майора В. В. Салтыкова. Первые гимназические годы мальчика прошли в Варшаве. Осенью 1914 года в ее пригородах шли ожесточенные бои армий Австро-Венгрии, Германии и России. Оставаться в городе было небезопасно, и Владимир вместе с матерью и другими членами семьи переехал в Харьков, где в 1919 году окончил гимназию. Он, как и брат Николай, который был старше его на пять лет, любит литературу, музыку, живопись, знает иностранные языки. Однако новое время диктует свои условия бытия, главное в котором – выжить.
Время тяжелых перемен
Содержание статьи:
После окончания гимназии не могло быть и речи об учебе в университете: бушует революция, заканчивается Первая мировая война, нарастает кровопролитная гражданская война. В 1919 году Владимиру 17 лет. Полгода он прослужил палатным надзирателем в 17-ом эвакуационном госпитале Красного креста (бывшем уже советским), выполняя работу санитара и контролера, занимавшегося сортировкой раненых, больных, умерших. Это будет еще одно впечатление от войны, ее реалий и последствий.
Владимир Эссен не принял идеалы революции. Для него выбор был предопределен и понятен: борьба за Россию на стороне Белой армии, поэтому в 1919 году он вступил в Добровольческую армию и воевал под командованием Ивана Эрдели на юге страны. Через два года Владимир Эссен оказался в Крыму, в армии Петра Врангеля. Можно предположить, что после захвата Крымского полуострова большевиками Владимиру удалось избежать гибели, ведь с ноября 1920 по март 1921 года было расстреляно до 56 тысяч человек, воевавших под командованием барона Врангеля. По неясным причинам Эссен не покинул Россию, когда в 1920 году шла эвакуация Русской армии из Крыма.
При этом в 1920 году навсегда покинул Россию генерал-майор Николай Карлович фон Эссен, генеалог, архивариус Эрмитажа. Вместе с его семьей уехали мать Владимира, брат Николай, бывший офицер Балтийского полка, и младшие дети. Николай Михайлович был женат и растил сына Владимира, названного в честь любимого брата. Сначала семья оказалась в Эстонии, в Тарту и Таллине. Отсюда в 1939 году они были репатриированы в Германию (Позен, территория Польши), затем проживали в Праге, а после Второй мировой войны, в 1954 году, некоторые представители рода Эссен переехали в Швецию. Николай Карлович Эссен погиб в Праге в 1945 году до ее освобождения Красной армией.
Для биографии советского гражданина, каким стал Владимир Михайлович Эссен, такое родство было крайне опасно.
Новая жизнь
В 1921 году Владимир Эссен оказался в разрушенном войной черноморском городе Туапсе, в котором уже с ноября 1917 года установилась советская власть. Он старался не быть на виду и смешаться с толпой советских служащих: в лесничестве нашел работу делопроизводителя. Через год перешел на работу грузчиком в порт. Еще через год Владимир решил уехать учиться в Ленинград.
Там Эссену необходимо было найти жилье и работу: нелегкое дело, учитывая разруху, наплыв в города населения из деревень и нюансы биографии – дворянское происхождение и причастность к Белому движению.
Владимир устроился на службу в Ленинградский институт народного хозяйства имени Ф. Энгельса Народного комиссариата РСФСР. В это время сбылась его мечта: в 1922 году он поступил в Ленинградский художественный промышленный техникум, бывшую Школу императорского общества поощрения художеств (РШ ОПХ). Интересно, что в 1925–1929 годах ректором института являлся родственник Владимира – Эдуард Эдуардович Эссен, старый большевик, порвавший со своей семьей дворянин, художник.
В 1927 году Владимир вместе с учащимися мастерской графики и книжного искусства участвует в создании каталога «Книжные знаки». В архивах ГРМ сохранился студенческий плакат В. Эссена «Октябрь нам воздух завоюет». Название плаката не доказывает того, что Владимир принял революцию и советский строй. Он был молод, талантлив, полон замыслов и жил в стране, вершившей невиданные перемены. К сожалению, другие работы художника были утрачены.
Владимир Эссен учится, работает, однако параллельно с учебой в училище поступает на Высшие богословские курсы упрощенного типа. Это был закрытый советской властью в 1923 году Петроградский Богословский институт, а ранее – Санкт-Петербургская духовная семинария, работавшая с 1797 по 1918 год. Высшие богословские курсы просуществовали недолго: с 1925 по 1928 год. В 1927 году Владимир Михайлович Эссен оканчивает курсы.
Монах Вениамин
По окончании Высших богословских курсов Владимир Эссен принимает монашеский постриг с именем Вениамин. В 1928–1929 годах он служит в Николо-Богоявленском морском соборе, который при советской власти никогда не закрывался. В 1929 году получает новое назначение в соборный храм Феодоровской иконы Божией Матери и святого благоверного великого князя Александра Невского в память 300-летия Дома Романовых. Он уже иеродиакон. В 1930 году рукоположен в иеромонаха. В тот же году отца Вениамина благословили служить в Тихвинской церкви в Лесном. Это был пригородный участок Санкт-Петербурга, который после 1917 года стал районом на севере города. В 1911 году по проекту Н. Никонова построили храм в русско-ярославском стиле.
Что касается Феодоровского храма, то его закрыли 23 июля 1932 года. Его настоятеля, архимандрита Льва (Егорова), арестовали еще в феврале того же года.
Александро-Невское братство
Была в биографии отца Вениамина еще одна важная страница – членство в Александро-Невском братстве, в которое он вступил после пострига.
В 1918 году в Александро-Невской лавре возникло братство, деятельность которого включала не только церковные службы, но и была направлена на просвещение, образование, занятия богословской наукой, благотворительность. Проповеди отца Вениамина, в которых чувствовались любовь к людям и доброта, очень любили молодые члены братства. Так при Тихвинском храме возник еще один братский кружок.
С 1925 по 1932 год, когда Александро-Невское братство было разгромлено ОГПУ, оно находилось на нелегальном положении и включало около 100 человек священнослужителей и верующих мирян. В это время духовником отца Вениамина являлся Сергий (Зенкевич), предупреждавший его об опасности, которую представляло общение с руководителем Александро-Невского братства архимандритом Львом (Егоровым). Почти всех членов братства репрессировали, в том числе и Вениамина Эссена, одного из руководителей братства и создателя кружка при Тихвинском храме.
8 февраля 1932 года отца Вениамина арестовали в своей квартире вместе с гостями, иеромонахом Сергием (Ляпуновым) и послушником Львом Поляковым. Следствие велось в течение нескольких месяцев. «Контрреволюционная деятельность» арестованных была очевидна: привлечение в храмы молодежи и помощь находящемуся в ссылках духовенству.
На закрытой выездной сессии Московского областного суда в апреле 1932 года его осудили. Наказание – 10 лет лагерей.
Мордовия, Темлаг
Мера наказания – 10 лет ИТЛ и дорога в Мордовию, на станцию Потьма, в Темниковский лагерь. В 1931 году ТЕМЛАГ был преобразован из СЕВЛОНА и находился в подчинении ГУЛаг ОГПУ и ПП ОГПУ. Затем ехали дальше: по лагерной узкоколейке и, наконец, под конвоем с собаками шли пешком через лес до ворот ИТЛ.
В 1930-е годы заключенные лагеря направлялись на лесозаготовки (крупные города остро нуждались в дровах) и постройку вторых путей железной дороги Рязань – Потьма. Можно сказать, что иеромонаху Вениамину (Эссену) повезло. Руководство лагеря обратило внимание на образование Эссена и не просто направило его в художественную мастерскую, а поручило ее руководство. Этот факт дал священнику возможность заботиться об осужденных молодых художниках, которых посылали на лесоповал, где в 1932 году работало 18 тысяч заключенных. Кроме того, ему удавалось немного заниматься творчеством в коротких перерывах между оформлением клуба и созданием агитационных плакатов.
Через пять лет, в июле 1937 года, последовало досрочное освобождение.
После Темлага надо было опять устраиваться. Жить в больших городах СССР запрещалось. Менялись его адреса и прописка: Рыбинск, Кашира, Малоярославец. Но жизнь продолжалась. К тому же удалось найти договорную работу художника-графика, а потому приезды Владимира Михайловича в Ленинград и Москву стали необходимыми.
Москва. Арест
В январе 1938 года закончена работа над декорациями для оперетты «Свадьба в Малиновке» для Белорусского театра музыкальной комедии. В феврале идут переговоры о постановке оперетты «Сильва». Он снова в Москве. Отец Вениамин останавливается у родственниц, хорошо зная о запрете находиться в столице и стараясь соблюдать осторожность. Но 27 февраля 1938 года, около 11 вечера, его задержали на Никитском бульваре во время облавы на бродяг и жуликов. По другим источникам, это случилось на Чистых прудах. Последовал арест за нарушение паспортного режима. Портфель с рисунками и документами пропал. Задержанный представляется «интересным» для органов: ранее судимый и в сане священника.
Из районного отделения милиции отца Вениамина перевели в Бутырскую тюрьму, потом – в Таганскую, затем – в Сретенскую тюрьму ОУР №2, где он оказался среди уголовников.
Следственное дело фабрикуется с большими натяжками, но вина находится: непролетарские фамилия и биография, наличие родственников за границей, вера в Бога, что подтверждает сан иеромонаха, судимость. Есть в деле фотографии и адресованные Эссену письма из лагерей, в которых – благодарность за молитву и помощь. И это тоже подтверждение вины и явная контрреволюция.
Однако статья обвинения – уголовная, а не политическая. При этом мера наказания – высшая: расстрел.
В феврале-апреле 1938 года рассматривалось дело «боевой террористической группы московских художников», многие из которых были расстреляны в Бутово. Иеромонах Вениамин был художником, но не москвичом, поэтому не имел отношения к этому делу, однако вошел в сотню русских художников, расстрелянных на Бутовском полигоне.
4 июня 1938 года приговор был приведен в исполнение.
Иеромонах Вениамин (Эссен) был реабилитирован Прокуратурой Ленинграда 18 апреля 1989 года.
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм