СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕВСТАФИЙ СОКОЛЬСКИЙ. ПРИМЕР ВЕРНОСТИ И ПОДВИГА

17 февраля – день памяти иерея Евстафия Сокольского. Он молился Богу, служил в одном храме 42 года, любил и жалел людей, растил своих детей, возделывал сад, но был неугоден советской власти. Судьба священника одна из многих, но его жизнь – пример верности и подвига.

Малая родина, храм и семья

Калужская губерния. Село Рождество на реке Шане. До уездного года Медынь – 8 километров. По сведениям 1859–1873 годов, в селе 5 дворов. Один из них – диакона церкви Рождества Христова Петра Сокольского. В приходе 19 деревень.

20 февраля 1874 года в семье Сокольских родился сын Евстафий. Крестили его в храме, где служил отец. С малых лет Евстафию были по сердцу и службы, и пение, и чистота молитвенного слова. Повзрослев, Евстафий Сокольский отправился учиться в Калугу, в Духовную семинарию. В 1895 году после ее окончания по второму разряду был назначен учителем Грибовской церковно-приходской школы при Казанском храме. Работа в школе продолжалась всего один год.

14 ноября 1896 года Евстафий Сокольский вступил в брак с выпускницей Калужского епархиального училища Ольгой Александровной Волхонской, дочерью настоятеля церкви Богоявления Господня в Калуге, священника Александра Волхонского. Через 10 дней после венчания отец Александр отошел в Вечность. Настоятелем стал его сын – Григорий. С 1889 года он нес послушание настоятеля Никольского храма в селе Каменское. В том же храме 15 декабря 1896 года 22-летний Евстафий Сокольский был рукоположен в иерея. С этого дня более четырех десятилетий его жизни будут прочно связаны с церковью Николая Чудотворца в селе Каменское Наро-Фоминской волости Звенигородского уезда Московской губернии (ранее – Боровский уезд Калужской губернии).

Медынский уезд, с. Рождество. Фрагмент карты 1863 г.Медынский уезд, с. Рождество. Фрагмент карты 1863 г.

В 1900 году за оградой Никольского храма построили дом священника, в котором появились на свет шесть дочерей и сын отца Евстафия и матушки Ольги. Потом построили и дом диакона, насадили большой сад. Ближе к реке Шане отстроили дом псаломщика.

Настоятель отец Евстафий

Во второй половине XIX века в приходе Никольского храма было около 3 тысяч прихожан – это жители села Каменское, 2 деревень и 4 мелких хуторов, называемых сельцо. В штате храма был священник, диакон, дьячок и пономарь. Назначенного в 1896 году настоятеля Евстафия Сокольского прихожане полюбили всем сердцем. Он действительно был добрым пастырем, который заботился о людях, понимал их и сочувствовал. Так, в Никольском храме бедные могли не платить деньги за исполнение треб, чего не было в других церквях. Большое внимание священник уделял образованию детей, разъяснял родителям, как это важно. Тем более что возможности для учебы были. В селе Каменское находилось земское училище, построенное в 1852 году и располагавшееся в доме рядом с храмом, а в селе Клово и в сельце Романово – церковно-приходские школы. В начале XX века в них обучались 175 человек.

Большой заслугой отца Евстафия считается создание церковного хора, который пел антифонно, на два клироса. В каждом было 8 певчих.

Однако Первая мировая война и октябрьский переворот изменили сельскую жизнь. С ноября 1918 по июль 1919 года отца Евстафия мобилизовали и отправили в тыловое ополчение. Но он вернулся и продолжил служить в храме, понимая, какие наступили времена, словно предвидя свою судьбу, о чем делился с близким ему учителем Н.С. Протасовым. В 1920-е годы в селе были созданы пионерская и комсомольская организации, всё более яростной становилась антицерковная пропаганда и агитация вступать в колхоз.

Аресты

Шел 1927 год, вошедший в историю Русской Православной Церкви многими важными событиями. Это было и появление Декларации митрополита Сергия (Страгородского), которую сравнивают с 1917 годом для всей России, и открытие Богословского института. Число арестованных, привлеченных к следственным делам, обвиненных священников – 1676 человек, вдвое больше, чем в 1926 году. Среди них и отец Евстафий Сокольский, который был арестован по подозрению в контрреволюционной агитации и помещен в Бутырскую тюрьму. Агитация якобы состояла в произнесении антисоветских проповедей, а также распространении воззвания монархического характера среди крестьян.

Священник Евстафий Сокольский. Москва, Бутырская тюрьма, 1927 г.Священник Евстафий Сокольский. Москва, Бутырская тюрьма, 1927 г.

Через 3 месяца священника освободили, так как подозрения так и не были подкреплены фактами. Отец Евстафий вернулся в Каменское и продолжил служить в Никольском храме. Замолкли колокола, а службы совершали почти тайно. Но приход сохранился, и в нем всегда находили помощь те, чья жизнь стала особенно трудной и голодной. В начале 1930-х годов сельсовет конфисковал дом пономаря. В 1936 году – сбросили колокола.

Число арестованных священнослужителей в 1938 году достигло 13 478 человек. В 1937 году эта цифра была ужасающей и самой большой в истории репрессий священников Русской Православной Церкви: 37 331 человек. При этом все статистические данные подвергаются некоторому сомнению из-за отсутствия документов, по причине повторных арестов, из-за закрытия храмов и т.д., что увеличивает долю погрешности и численность «за Христа пострадавших». Данные за 1938 год считаются наиболее неточными. Как бы то ни было, 1937–1938 – это годы большого террора, в жернова которого попал и отец Евстафий. К тому же существовал «план» арестов, который ревностно исполнялся Наро-Фоминским управлением НКВД. Под аресты попадали те, на кого уже имелись доносы, или кто уже был причислен к чуждым классовым элементам.

27 января 1938 года настоятель храма был арестован. На этот раз ему вменялась не контрреволюционная агитация, а «гнусная клевета против Советской власти». Так, Евстафий Сокольский «плохо отзывался о колхозах», а кроме того, еще в 1903 году написал донос на гражданина Забалуева-Калмыкова за то, что тот в сельской чайной, находясь в подпитии, пел «Марсельезу», а в результате был выслан.

Сначала следствие шло в Каменском. Зимой пожилого священника посадили в холодный сарай, отобрав верхнюю одежду, и лишали еды, от чего он заболел. Дочь учителя Позднякова тайно пробиралась, чтобы принести батюшке еду. Однако подписать протоколы допроса он отказался, несмотря на все издевательства. И только один факт признал: разговор о явных неполадках в колхозе. Из села отца Евстафия, заболевшего во время допросов и заключения в холодном сарае, увезли по снегу, на санях. Провожать вышло все село.

Священника поместили в Таганскую тюрьму Москвы, откуда путь лежал на Бутовский полигон к общей могиле. На допросах в тюрьме виновным он себя не признал. 11 февраля «тройка» НКВД приговорила отца Евстафия к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение на следующий же день. Семья священника уехала из Каменского. Или ее увезли.

После гибели священника

Храм Николая Чудотворца в Каменском после ареста и гибели отца Евстафия закрыли. Прихожане осиротели. Но многие из них веры в Бога не теряли, а потому крестить своих детей приезжали в церковь Василия Великого села Иклинское. Из нее в Никольский храм приезжал иеромонах Амвросий (Иванов), чтобы отпевать и служить панихиды. Но и этот храм был закрыт в 1940 году, пострадал в ходе боев 1941 года и был взорван в 1960 г.

Церковь Василия Великого в с. Иклинское, фото из немецкого военного архива. sobory.ruЦерковь Василия Великого в с. Иклинское, фото из немецкого военного архива. sobory.ru

Последним церковным старостой Никольского храма была Матрона Семеновна Лапшина, дочь которой, Прасковья, дожила до славного времени восстановления Никольского храма и после своей кончины была отпета в нем.

После Великой Отечественной войны древний храм, гордость России, использовался под бытовые нужды, о чем горько писать. Он стал разрушаться, пришел в аварийное состояние, но с 1958 по 1963 год были проведены консервативно-реставрационные работы. В последующие годы уничтожили церковное кладбище. Тем не менее храм получил новый статус – памятник архитектуры союзного значения, что, однако, не мешало ему стоять заброшенным и разрушаться.

Храм Николая Чудотворца в с. Каменское, 1955 г. kamenskoenf.cerkov.ruХрам Николая Чудотворца в с. Каменское, 1955 г. kamenskoenf.cerkov.ru

Никольский храм в селе Каменское чудом сохранился, пережив многие невзгоды. И по-прежнему принимает своих прихожан, которые помнят отца Евстафия, посвятившего 42 года своей жизни службе в нем. Такая преданность одному храму словно передалась ему от отца, диакона Петра Сокольского, которого в 1906 году наградили Орденом Святой Анны III степени за 50 лет служения.

В 1990 году Никольский храм передали верующим, но только в апреле 1999 года совершили первый молебен с водоосвящением. Начались регулярные службы, которые поначалу шли рядом с храмом. В том же году в храме настелили пол, сделали солею, установили временный иконостас, территорию обнесли оградой.

В 2000 году к церкви пристроили западный притвор, а в 2001 году завершились реставрационные работы, в ходе которых в нем появился иконостас. Храм вновь освятили. Примечательно, что среди икон есть одна старинная, которую смогла сохранить семья прихожан. Открылась школа для детей, как и прежде, ведется благотворительная деятельность.

Никольский храм (слева) и храм-часовня новомученика Евстафия (справа)Никольский храм (слева) и храм-часовня новомученика Евстафия (справа)

В память о новомученике Евстафии в 2006–2009 годах рядом с Никольским храмом построили храм-часовню. Это храм в стиле псковского зодчества, одноглавый с многопролетной звонницей. Его возвели на границе старого кладбища, рядом с захоронением воинов, погибших во время Великой Отечественной войны. Евстафьевский храм заложили в ноябре 2005 года – в год 625-летия Куликовской битвы и 60-летия Победы. На его звоннице 6 колоколов. В 2006 году, в день Святой Троицы, на храме установили кресты.

В 2000 году на Архиерейском соборе иерей Евстафий Сокольский причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.

Ольга Сокиркина

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment