Обратимся сегодня к Посланию апостола Павла к Галатам, в частности к четвертой главе, некоторым ее стихам.
Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены и подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!». Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал. 4: 1–7).
Апостол говорит, конечно, применительно к обстоятельствам того времени. Тогда человек становился совершеннолетним, когда его отец решал, что он достиг зрелости. Это не как сейчас, когда в 18 лет хочешь не хочешь становишься совершеннолетним. Тогда отец определял, когда его сын может жить свободно, может принять наследство и взять на себя ответственность за свою жизнь. Апостол Павел говорит здесь, что ребенок в детстве не отличается от раба, потому что раб – это тот, кто делает то, что ему говорят другие. Так и маленький ребенок, несмотря на то что он может жить в богатстве, быть собственником большого имущества, не отличается от раба, потому что зависит от воспитателей, домоправителей до тех пор, пока его отец не определит иначе. Так было тогда, думаю, так есть и сейчас.
Так и мы, когда были детьми, были порабощены вещественным началам мира. Здесь апостол Павел говорит нам о чем-то очень важном, чтобы мы знали и относительно себя, и относительно наших братьев, когда нам нужно решать различные вопросы. Человек и в духовной жизни созревает постепенно, не становится совершенным в одно мгновение, через один день. Как тело взрослеет постепенно, человек постепенно достигает зрелости, обретает правильные суждения, зрелые, разумные и мудрые, так и в духовном плане. Человек, хотя он и духовный, хотя он и знает Бога, следует за Богом и пребывает в Церкви, все равно должен духовно созреть. Как любой человек с момента своего рождения – совершенный человек, но он созревает и восходит в совершенство постепенно. Ему нужно ходить в школу, чтобы научиться многим вещам, пережить многое. И во время возрастания нужно сопровождать его, пока он не станет самостоятельным. Но и в этом состоянии в человеке остаются несовершенства, никто из людей абсолютно не совершенен.
Так и в Церкви. Когда мы видим своих братьев, которые идут по духовному пути, стараются жить по слову Божию, имеют доброе расположение, любят Христа, но еще имеют в себе незрелые черты и совершают поступки, о которых мы иногда говорим: «Как же человек церковный делает или говорит такое?» – это не должно нас смущать, но мы должны понимать, что этот человек в Церкви, он – рядом с Богом, но созревает он потихоньку, в течение своей жизни. И вы знаете, кто постарше, что возраст дает человеку зрелость и научает его тому, чему он не мог научиться раньше. Что бы ты ему ни сделал, сколько бы уроков ты ему ни преподал, насколько хорошо бы он это ни выучил теоретически – так, что мог бы учить и других людей, – если он не достигнет определенного возраста, он не сможет понять этого и жить так, как живут люди, созревшие для этого. Человек мыслит иначе, когда он ребенок, иначе – когда он уже в зрелом возрасте. Иначе в 30, иначе в 40, иначе в 50, по-другому в 60, а если у него ум сохранится – то и в 70, и в 80 он будет думать по-иному. И по-другому не бывает. Должен прийти час. Поэтому Христос говорил в Святом Евангелии, что ученик не может быть больше учителя. Почему не может? Не бывает более образованных среди учеников? Конечно, бывают ученики с несколькими учеными степенями, профессорским званием, а учителя – без. Но почему ученик не может быть больше учителя? Потому что у него нет опыта. Чего бы ни достиг ученик – и знаний, и степеней, у него нет опыта жизни, которым обладает учитель, а взрослеть они будут одновременно: взрослеет ученик, взрослеет и учитель. Но учитель остается большим благодаря опыту времени. Это лучший урок, который человек может получить в своей жизни – из разных обстоятельств, из отрицательного опыта. Даже страдания становятся уроками, и человек многому научается из них в течение своей жизни.
Так же и духовный человек. Пока он младенец, хотя он и духовный человек, живет рядом с Богом, он все же остается младенцем, нуждается в воспитателях и распорядителях, тех, кто будет защищать его и показывать, что ему делать, и следить за ним, чтобы он не делал ошибок, но до тех пор, пока он не повзрослеет. Так же и мы, говорит апостол Павел, доколе были младенцами, были порабощены стихиями мира. Пока мы с вами духовные младенцы, тогда бываем рабами стихий мира. Делаем и веруем в разные вещи еще младенчески. Так устроена наша природа. Таково все человечество.
Многие спрашивают, почему в Ветхом Завете Бог ведет Себя странным образом для нас, живущих во свете Евангелия и Нового Завета, – как Бог отомститель, как Бог, который гневается, воздает местью, наказывает, с насилием утверждает Свою волю. Конечно, если мы взглянем на эти вещи более глубоко, то увидим, что это не так. Но внешне кажется именно так. Но мы не должны забывать, что в Ветхом Завете человек был еще в младенческом состоянии – после падения, жил без Евангелия, пока еще не созрела духовность людей. И на основании такого состояния человека Бог вел Себя с ним подобающим образом. Если мы пойдем в детский сад, то увидим там на стенах разные схемы, маргаритки, цветочки – детские вещи, младенческие, которые нам не кажутся чем-то важным. А для ребенка младенческого возраста это важно и наполнено смыслом, это его первые уроки, основы, на которых педагог будет строить всё остальное. Это очень важный возраст – младенчество. То, чему человек учится в этот период, и уроки начальной школы сравнимы с занятиями в университете. Естественно, они детские, на детском языке, но они необходимы. Без них ничего не получится. Человек не может в детском возрасте пойти в университет. Ему нужно пройти через детский сад, начальную школу, гимназию, лицей, училище и то, что еще понадобится, чтобы он созрел в своих познаниях и академически.
Таков и человеческий путь. Отпав от общения с Богом, человек ушел из рая, впал в дикое состояние. Человек был грубым, пребывая вдали от Бога. Началось воспитание Божие, пока не пришел час родиться Пресвятой Богородице – самой совершенной женщине, самому безгрешному человеку, когда-либо жившему на земле, чтобы Христос стал человеком, восприняв от Нее человечество, чтобы дать нам совершенный закон, закон Евангелия. Закон же Ветхого Завета – несовершенный, он не такой, как новозаветный закон, потому Господь и закрыл Ветхий Завет, а вместо него дал нам Евангелие. Но это не означает, что Ветхий Завет – это плохо, что он содержит что-то плохое, что это плохая книга. Наоборот. Ветхий Завет, закон Моисея, пророки, псалмы – это совершенный закон, совершенное учение о Боге и от Бога, но нужно его закрыть, а потом снова открыть ключом Евангелия, толковать его через Евангелие. Мы понимаем Ветхий Завет через Новый, который прекрасен и совершенен. Но если ты не будешь смотреть на Ветхий Завет через Евангелие, то ты, скорее всего, не поймешь Ветхий Завет, а вполне вероятно, что и соблазнишься. Поэтому святые отцы советовали новоначальным не читать Ветхий Завет, пока они не изучат хорошо Евангелие, а потом уже через Евангелие станут толковать то, что сказано в Ветхом Завете. Поэтому когда мы читаем в Ветхом Завете, что Бог наказал, что Бог прогневался, что Бог убил, что Бог сказал людям идти воевать и прочее, будем это толковать только через призму Нового Завета, учитывая незрелость и неопытность человечества той эпохи.
Часто мы вспоминаем слова из Ветхого Завета: «зуб за зуб», «глаз за глаз». Некоторые, читая это, спрашивают – что же это значит? Это ли Бог любви, который учит вырывать зуб и глаз? Это человек так толкует. А как святые отцы объясняли это? Эта заповедь Божия для человека той эпохи была неким тормозом, потому что если бы ему вырвали один зуб, то он в ответ вырвал бы все зубы. Если бы у него вырвали глаз, то он отрубил бы голову. И Бог говорит человеку, что достаточно одного зуба, не нужно все вырывать. И это был великий подвиг – вырвать только один зуб. Человек готов был задушить другого, не только все зубы вырвать в ответ. И эта ступенька была нужна человечеству, чтобы потом перешагнуть на следующую – к Евангелию, которое учит любить врагов, не мстить, быть подобными Христу. Таково совершенство.
Здесь апостол Павел говорит именно об этом, потому что в Церкви первых христиан была проблема закона Моисеева. Были христиане из евреев, которые стали христианами, будучи евреями, и они хотели продолжать держаться закона Моисеева. И это было проблемой для Церкви, потому что ее составляли и бывшие идолопоклонники, ставшие христианами, которые не имели никакого отношения к закону Моисееву. Но что еще важнее – Христос отменил тот закон, и Церковь упразднила закон Моисея. И у нас – Новый Завет, который есть Евангелие. И мы спасаемся Христом, а не предписаниями закона, которые были младенческими. И Церковь должна оставаться твердой в этом опытном знании – что мы спасаемся через Христа, а не исполнением предписаний закона. Поэтому апостол Павел и говорит, что мы, когда были младенцами, были порабощены вещественным началам мира – жили по логике человеческой, по стихиям этого мира.
«Но, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены и подчинился закону» (Гал. 4: 4). Думаю, что в переводе на новогреческий есть ошибка. Перевели: «Когда Бог определил время». Думаю, что Бог не определяет время. Он знает час, но не выбирает, когда чему произойти. Бог знает все, но не Он определяет, потому что если бы Бог определял, когда происходить вещам, то куда бы делась свобода человеческая? И кто возьмет на себя ответственность за то зло, которое происходит? Например, Бог определили бы, что все мы погибнем от взрыва бомбы. Кто за это ответственен? Бог, который определил это? Где же тогда свобода человека? Человек – свободный. Это таинство в божественной природе – как, несмотря на то что Бог знает все, Он оставляет людям определять. И не все Он благословляет. Нельзя сказать, что вокруг нас совершается воля Божия. Очень редкие вещи совершаются по воле Божией, ничтожное число. А может быть, и ничего, поэтому мы говорим: «Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли». Мы просим Бога, чтобы совершилась воля Его. Но совершается ли воля Божия? Нет, потому что мы страстные и действуем по нашему пристрастию. Творим зло, мстим. Делаем так, как нам удобнее, по корыстолюбию. Судим вещи по своей логике. Бог этого не желает. Разве хочет Бог, чтобы один человек убивал другого? Чтобы умирали люди, разбиваясь на пути об асфальт, от потопа или землетрясения, на войне? Бог не желает таких вещей. Знает ли Бог о них? Конечно знает. Мы не можем сказать, что Бог об этом не знает. Если бы Он не знал, то разве это бы был Бог? Не существует того, чего Он не знает. Но Он не все благословляет и определяет. Человек свободен делать то, что он хочет, в пределах своей свободы.
Когда апостол говорит, что пришла полнота времени, это значит, что пришел час, который, разумеется, был известен Богу, но через данность того времени. Поясню. Пришло время, когда родилась Богородица, Матерь нашего Христа, Которая определила всю историю отношений Бога и Израиля. Многие люди задаются вопросом: почему Бог имел с Израилем такую связь в Ветхом Завете? Дело не в том, что Израиль был избранным народом, лучшим, чем другие. Нет. Но потому, что из него должна была произойти Богородица, Которая была самым совершенным творением, совершеннейшим человеком по своему существу и по благодати Божией. Но и Ее ипостась была совершенной и непричастной греху. И ради Богородицы созидалась вся история отношений Бога с Израилем. И когда пришел час Ей родиться, все остальное было уготовано: римская империя, которая могла разнести благую весть по всему миру; эллинская философия и мудрость, греческий язык, которые могли выразить и записать Евангелие (философия давала людям возможность логически воспринять услышанное Евангелие) И все остальное, что сопутствовало тому, что должно было произойти для спасения мира. Конечно, это произошло по Промыслу Божию, но не так, что Бог все определял. Вещи, находящиеся во всемудром Промысле Божественной любви, совершаются таким образом, что человек не сразу может это понять.
Итак, «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены и подчинился закону». Тогда Бог Отец послал Бога Слово, Сына Своего. Христос был без плоти до воплощения, поэтому Его и называют Слово Божие (Логос). «В начале было Слово» (Ин. 1: 1). Бесплотное Слово Божие стало человеком. Воплощается Бог Слово от Пресвятой Богородицы. Он рождается от одной Богородицы, без мужа. Христос не произошел от союза мужчины и женщины, как мы все. Все остальные люди, и Богородица, родились от соединения мужчины и женщины. Христос же родился не так: Он родился от Богородицы и Духа Святого. Почему так произошло? Потому что Христос в Своем воплощении прекратил последствия падения человека. Он не имел в себе последствий греха, потому что Он родился бессеменно. Так появился Новый Адам, новый Человек, Который стал для нас отцом, соединяясь с Которым мы становимся новыми людьми, новым творением. Христос не имел в Себе последствий падения. Он был совершенным человеком. Он на все сто процентов был человеком, кроме греха. Так как грех – это не то, что вложено в нашу природу, он приобретен, он вошел в нас потом. Бог нас не для того сотворил, чтобы мы грешили. Он сотворил нас, чтобы мы не грешили, чтобы жили вечно, чтобы мы не тлели. Падение человека принесло тление, болезни, смерть. Христос же прервал эту наследственную болезнь, стал новым человеком. А Мать Свою Он сохранил Девой в вечности – и до рождения, и в рождении (Богородица родила Христа сверхъестественным образом), и после рождения Христа Она осталась Девой. Поэтому мы называем Ее Приснодевой. На иконах Богородицы, если вы обратите внимание, то увидите три звезды – одну на лбу, две другие – на плечах, которые символизируют Ее приснодевство (до рождения, в рождении и после рождения Христа). Была необходимость, чтобы так произошло, потому что только таким путем Христос мог стать совершенным человеком, непричастным греху и последствиям грехопадения. Мы с вами, все люди, несем в себе последствия греха.
Это наследственность – прародительская болезнь. Прародительский грех – это не нарушение закона. Многие люди говорят: «Адам совершил один грех, а мы все расплачиваемся за это столько тысяч лет! За что? За то, что сделали Адам и Ева?» Этот вопрос очень логичный. Неужели Бог не может нас простить и держит зло на нас столько лет? В чем же мы виноваты, если наши прародители сотворили тот грех? Мы не платим за какой-то чужой грех. Это не было нарушением закона – падение Адама. Однако же мы наследуем болезнь. Человеческая природа заболела, отпала от Бога, внутрь нее вошел грех, смерть и тление. И когда мы естественным образом рождаемся от наших родителей, мы наследуем падшее состояние человеческой природы. Поэтому нам приходится бороться с тем, с чем мы сталкиваемся ежедневно, с тем, что живет внутри нас и мучает нас, одно больше, другое меньше. Падшее состояние – не законное, а наследственное. По этой причине человек проходит всю свою жизнь в борьбе путем доброделания, путем освящения по благодати Божией.
Грех – это не естественная особенность человеческой природы. Если бы это было так, то и Христос должен бы был согрешить, ведь Он был совершенным человеком. Но Христос не согрешил, поэтому грех – не в нашей природе, он приобретенный. После грехопадения никто не может избежать воздействия греха, поэтому апостол Павел говорит здесь, что Христос родился от жены и подчинился закону. Тогда действовал закон Моисея. Вы помните, что Христос соблюдал Моисеев закон. Восьмидневным младенцем Он принял обрезание, получил имя, как получали все евреи. И Он не пренебрег ни одной заповедью закона, поэтому Он имел право отменить этот закон и дать нам новый закон Нового Завета, дать нам Церковь. В пятом стихе говорится: «чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление». Чтобы выкупить нас, порабощенных закону, искупить человеческую природу и взамен дать нам Самого Себя как нечто новое, вокруг чего мы могли бы сосредоточиться, привиться к Нему и стать новыми людьми.
Как это происходит? Через таинства Церкви – через крещение, миропомазание и Святое Причастие. Христос сказал нам, что обязательно нужно креститься и жить внутри таинственной жизни Церкви. Если мы не приняли крещения, то мы не можем принять новой жизни. Мы становимся учениками Христовыми и чадами Божиими, только если мы крещены. Но и этого недостаточно: нужно миропомазание, которое есть вхождение Духа Святого, и Хлеб Жизни, который есть Божественное Причастие. Необходимо и хранение заповедей Христовых. Поэтому в Евангелии от Матфея, в последнем стихе, Христос говорит ученикам: «Итак, идите научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28: 19), то есть Христос сказал ученикам – идите по всему миру, делая вашими учениками всех людей таким образом: крестите их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, чтобы они стали вашими учениками через крещение, и учите их соблюдать все, что Я сказал вам, и так вы будете Моими учениками, детьми Божиими. Это необходимо. В Евангелии говорится: верующий и крещеный спасется, неверующий осудится. Без крещения и веры человек не может воспринять то, что дается нам в Святом Крещении.
Итак, Господь искупил нас от клятвы законной, чтобы мы стали настоящими чадами Божиими. Вот что совершает Церковь – она нас делает чадами Божиими. В Евангелии от Иоанна говорится: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1: 12). Христос пришел в мир не для того, чтобы дать нам книгу, как Коран, как веруют мусульмане, книгу боговдохновенную. Христос пришел не для того, чтобы дать нам Евангелие. Евангелие написано Его учениками, чтобы мы, читая его, соединялись со Христом. Христос пришел, чтобы дать нам Самого Себя, поэтому Церковь – место, где мы соединяемся со Христом, – выше Евангелия. Не Евангелие над Церковью. Церковь над Евангелием. И нужно, чтобы мы были чадами Церкви. Когда мы бываем чадами Церкви и храним заповеди Христовы, тогда мы по-настоящему становимся детьми Божиими. А что значит стать чадом Божиим? Это значит – каков Христос по природе, таким и ты становишься по благодати. Христос имеет всю полноту человеческой ипостаси, и мы становимся такими, как Христос. Совершается то, что Господь сказал, когда сотворил нас. Когда Он нас создавал, тогда сотворил нас по образу и подобию Своему. Мы становимся подобными Богу. Это дар Евангелия – стать подобными Христу. Это не значит, что ты станешь хорошим человеком – таковым ты можешь стать где угодно. Это не значит, что ты станешь мудрецом, почтенным, живущим по закону человеком. Но ты станешь чадом Божиим.
Если какой-то человек скажет: «Я исполню все, что говорится в Евангелии» – и начнет исполнять и хранить все заповеди Евангелия, но не крестится, станет ли такой человек чадом Божиим? Нет, конечно. Он станет очень хорошим, исключительным, замечательным человеком, но не сможет быть чадом Божиим. Это совершается только через святые таинства и через соблюдение святых заповедей. Онтологическое изменение человека происходит в Церкви, изменение всего его бытия. Это опыт жизни, поэтому в Церкви мы учимся любить Христа, соединяться с Ним через любовь. Нам интересен Христос, а не просто заповеди Христовы.
Заповеди Христовы – это указатели пути, которые ведут нас ко Христу. А когда мы достигли Христа, то заповеди нас больше не интересуют. Как если кто-то захочет поехать в Левкосию, он смотрит на указатели, следует по ним, а когда доедет до Левкосии, то забывает про них. Указатели ему больше не нужны, когда он приехал в место назначения. Так и человек Божий. Заповеди ему нужны, только чтобы привести его к цели. Когда же он достигает Христа, заповеди перестают действовать. Конечно, он сам хранит их, но он обрел цель, ради которой существует. Он становится чадом Божиим и принимает всю ту благодать, которая соделывает его по образу и по подобию Божию. Тогда человек выходит за границы греха, самости, смерти, страха и преодолевает закон природы – той природы, которая стала естественной для человека после падения. Например, вы видите, что святые жили в условиях очень суровых и побеждали законы природы – дикие звери их не трогали, они были одновременно и здесь, и в ином месте, знали прошедшее, настоящее и будущее, совершали чудеса по благодати Божией, они были выше естества. Потому что они действительно стали чадами Божиими и имели в себе дары сыноположения.
И завершим этот отрывок: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"». Показатель того, что ты уже не раб, что ты не подчинен закону Моисееву, то, что Бог посылает в сердце человека дух Сына Своего, который вопиет: «Боже мой! Отче мой!». В сердцах христиан существует дух, состояние, жизненный опыт, который взывает к Богу как к Отцу. Люди Божии это знают, проживают это ежедневно – то, что Бог – Отец для них. Не страшный властитель и господин, и не работодатель их, но Отец. И своего отца ты не боишься, а любишь. Так и Бога – ты не боишься, и даже не просишь от него чего-то, а тебе довольно того, что Он – твой Отец, что ты любишь Его и соединен с Ним. И этот дух живет в наших сердцах и свидетельствует, что Бог – наш Отец, наше сердце и все наше существо взывает: «Боже мой, Отче мой!».
«Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа». Апостол Павел говорит, что ты уже не раб, а сын Божий – ты принял Святое Крещение, принял заповеди, получил все необходимое для того, чтобы стать истинным чадом Божиим. А то, что ты сын, означает, что ты сонаследник Христу, наследуешь все то, что принадлежит Отцу, наследуешь через Христа и Царствие Небесное как отеческое достояние. Апостол Павел немногими и простыми словами красиво разъясняет таинство сыноположения, то, как мы становимся чадами Божиими.
Кто-нибудь из вас скажет: «Такую вещь, как хранение заповедей, можем ли мы исполнить в совершенстве? Креститься – можем, мы крестились. Миропомазание мы приняли. Причащаться – причащаемся. Делать что-то по силам – худо-бедно делаем. Но мы не совершаем всего. Наша человеческая слабость не позволяет этого. А что нас делает совершенными? Христос сказал: «Будьте совершенны» (Мф. 5: 48). Разве Христос мог заповедать нам нечто неисполнимое?». Нет, зачем Ему говорить нам что-то невозможное – чтобы нас опечалить? Он не заповедал и нечто сложное, но заповедал то, что мы можем совершить. К тому же можем это совершить и вполне просто. Где бы ни были, и кем бы мы ни были. И Его слова, что мы стали чадами Божиими, не означают, что мы стали безгрешными, что мы никогда не будем совершать ошибок. Они означают, что мы стали людьми кающимися, что мы вошли в делание покаяния, чтобы смириться и измениться. Доказательство – тот, кто первым пошел в рай, еще перед апостолами, перед учениками, вперед Богородицы, – раскаявшийся разбойник. А первым отправился в ад ученик Христов, который не покаялся. Это показывает нам, что покаяние будет нашим проводником в Царствие Божие. Об этом я хотел вам сказать сегодня по нашим немощным силам. Конечно, смысл более глубокий, но наши силы малы, и, насколько можем вместить, постарались сказать об этом.
Митрополит Афанасий Лимассольский
Перевела с греческого Мария Орехова
Сайт IeraMitropoliLemesou
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм