… Многие из них видели за свою короткую жизнь столько горя, перенесли столько испытаний, что подчас не под силу пережить и взрослому человеку. У каждого ребенка, находящегося в детдоме, были свои обстоятельства, своя трагедия, своя тяжелая история столкновения с реальностью, и Георгий старался найти подход к каждому, старался утешить, поддержать, старался быть им отцом, добрым, любящим, понимающим, всегда готовым прийти на помощь. И в ответ на это в детских израненных, слишком рано повзрослевших душах пробуждалась вера в добро и в людей…
___________________________
Ирина Крихели
В 90-е годы прошлого века Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II благословил монахинь Тбилисского монастыря Перисцвалеба (Преображения) кормить детей, которые оказались на улице. Эти годы для Грузии были очень непростым временем. Гражданская война, рост преступности, огромное количество беженцев, отсутствие газа, света, элементарных продуктов – все это привело к тому, что многие дети остались на улице – кто с родителями, а кто и в одиночку.
В монастырь в самом центре города стекалось много народа. Многих монахини оставляли в монастыре, так как детям в то неспокойное время некуда было идти. Таким образом собралось много детей, которым уже невозможно было оставаться там. Тогда монахини нашли человека, который имел опыт общения с детьми и мог за ними смотреть. Звали его Георгий. Это был верующий человек, очень любящий детей, у него была семья и трое своих малышей. Детям отдали под жилье старый интернат, который раньше служил домом престарелых. Здание было в очень плохом состоянии, но, главное, это была крыша над головой. Интернат располагался в местечке Дзегви, недалеко от города Мцхета, в горах. Туда приходили дети, оказавшиеся на улице, и семьи с детьми, которым негде было жить.
Образовался костяк искренне верующих людей – основатель детдома Георгий, монахиня Мариам и другие, каждый из которых бесплатно старался сделать все, что возможно, для детей, столько горя уже повидавших за свою короткую жизнь. Конечно, Георгию было очень непросто. В то время многим не удавалось прокормить свои собственные семьи, что уж говорить, когда на тебе ответственность более чем за сотню детей. Это была, наверно, непосильная ноша, и без помощи Божией и огромной любви к детям нести ее было бы невозможно. Сердце у Георгия болело за всех этих детей, как за своих. Многие из них видели за свою короткую жизнь столько горя, перенесли столько испытаний, что подчас не под силу пережить и взрослому человеку. У каждого ребенка, находящегося в детдоме, были свои обстоятельства, своя трагедия, своя тяжелая история столкновения с реальностью, и Георгий старался найти подход к каждому, старался утешить, поддержать, старался быть им отцом, добрым, любящим, понимающим, всегда готовым прийти на помощь. И в ответ на это в детских израненных, слишком рано повзрослевших душах пробуждалась вера в добро и в людей, зачастую потерянная, вера в то, что здесь они наконец обретут настоящую семью, большую, крепкую и дружную. Души детей постепенно оттаивали. Дети становились такими, какими и должны быть, – доверяющими окружающему миру, не ждущими от него агрессии и зла, открытыми всему новому, радостными, непоседливыми, любознательными. Пример основателя детдома служил им образцом того, каким должен быть человек, как он должен себя вести, как поступать, как относиться к окружающим.
Георгий как-то сказал нам, что детдому предлагала свою помощь супруга известного политика, но он отказался. «Я просто не мог поступить иначе», – объяснил он свой отказ. Георгий слишком хорошо знал, что «все позволительно, но не все полезно» (ср. 1 Кор. 6: 12), что не все деньги на пользу. И Господь правда не оставлял детдом – Он посылал добрых благотворителей, и благодаря им основные продукты были всегда.
Монахиня Мариам разделила с основателем детдома эту нелегкую ношу. Она старалась посеять в этих разуверившихся душах веру в Бога, веру в то, что Господь никогда не оставляет Своей помощью человека, в каких бы тяжелых обстоятельствах он ни находился; духовно поддерживала детей, стараясь быть для них опорой в их становлении в нормальной жизни.
Взрослые, живущие там, тоже менялись. Видя самоотверженную любовь основателя детдома и матушки к детям, видя, сколько они делают для того, чтобы семьи могли нормально жить, в их измученных тяжелой беспросветной жизнью душах пробуждалась благодарность, уверенность в том, что жизнь налаживается и что они больше не окажутся на улице, а их детям больше не придется голодать. Каждый их них старался сделать что возможно для общего блага, каждый старался помочь детдому чем мог.
Многие студенты, оставив свою благоустроенную жизнь, приезжали и оставались в детдоме. Спали вповалку на полу в вещмешках, нередко голодали, потому что в первую очередь старались накормить детей.
В первой половине дня проходили занятия в созданной в детском доме школе, в которой преподавали сами студенты, потом была работа с детьми постарше на огороде, чтобы хоть как-то разнообразить скудный рацион, а вечером по всему детдому звучал клич «Сахареба» (Евангелие), и все собирались в одной большой комнате слушать Евангелие, которое каждый вечер читал основатель детдома Георгий. Таким авторитетом и такой любовью пользовался у детей этот человек, что дети бежали туда со всех ног. Слушали, затаив дыхание, и каждое слово западало детям в их израненные, слишком рано повзрослевшие души, подобно семенам, в свое время принесшим добрый плод.
Дети с воспитателями часто ходили во Мцхета, в храм Светицховели – приложиться к Хитону Господню и причаститься Святых Христовых Таин. Воспитанники детдома с детства росли в обстановке духовности, и вот поразительно – ни один из них не вернулся на улицу, ни один не пошел по кривой дорожке!
Когда через несколько лет помощи детскому дому стало больше, воспитатели организовали столовую, и дети из гуманитарных продуктов сами пекли хлеб, готовили еду, которую потом доставляли в бесплатные трапезные столицы Грузии. Так дети не только приучались к труду – для них это был хороший пример того, что всегда необходимо заботиться не только о себе, но и о нуждающихся.
Когда мы только попали в этот детский дом, моя подруга познакомилась там с одной русской девочкой. Она рассказала, что ее мама с пятью детьми в Тбилиси находится в бедственном положении. Мы нашли эту женщину и помогли ее семье переехать в этот детский дом, где им больше не пришлось голодать. Старшие дети стали заниматься в созданной при детдоме школе, где я, по просьбе основателя детдома Георгия, преподавала этим детям русский, так как он считал, что дети обязательно должны знать свой родной язык. Надо сказать, что образование в детском доме было на таком высоком уровне, что многие из воспитанников смогли продолжить учебу дальше, поступив в вузы. А по прошествии многих лет каждой семье выделили по земельному наделу в небольшой деревушке Бедиани, чтобы эти люди, возделывая землю, уже могли жить своим трудом.
В наши дни на месте бывшего детдома приют для нуждающихся в уходе пожилых людей и женский монастырь имени святого Георгия Мтацминдели (Атонели), игуменией которого является монахиня Мариам. Работают в этом приюте бывшие воспитанники детского дома.
Вот так самоотверженность любви с помощью Божией спасла и открыла дорогу в нормальную жизнь стольким попавшим в тяжелую ситуацию детям, вселила в них веру во Христа, которая помогала и помогает им стойко переносить все испытания жизни, несмотря ни на что.
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм