Ольга Сокиркина
Любимое место встреч – у Пушкина. Всё здесь знакомо… Но так только кажется. За спиной поэта начинается Страстной бульвар. Этот привычный факт говорит о нарушенной гармонии, потому что в былые времена Александр Сергеевич смотрел со стороны Тверского бульвара на Страстной монастырь, уничтоженный в 1937 году. А первое, что открывалось взору каждого, были монастырские ворота с высокой колокольней и церковью Алексия, человека Божия.
Чудотворная икона и Страстной монастырь у Тверских ворот
Содержание статьи:
370 лет назад у Тверских ворот Белого города был основан девичий монастырь, получивший свое название в честь Одигитрии – Страстной иконы Божией Матери. На ней изображена Богородица и младенец Христос. В верхней части иконы, рядом с ликом Богородицы, изображены ангелы, в руках которых орудия Страстей Христовых – копье и крест, что принесли Христу страдания в последние мгновения Его жизни на земле.
В 1641 году до Москвы дошла весть из Нижегородской губернии, что благодаря списку этой иконы, исполненному местным мастером Григорием, вершились чудеса. Первой свидетельницей стала некая Екатерина, бесноватая из села Палец. Женщина молилась об исцелении у разных икон и даже обещала принять монашество, но, почувствовав облегчение, быстро забыла об обещании. И тогда трижды ей явилась Богородица. Она велела идти к Страстной иконе и молиться перед ней. А еще – принести семь монет из серебра для того, чтобы сделать богатый оклад. Деньги надо было добыть как подаяние. Екатерина все исполнила – и исцелилась.
К образу Страстной иконы Богоматери потянулись люди, чтобы просить о выздоровлении, защите от холеры и пожаров, слепые – о прозрении. В ответ на молитвы происходили чудеса. По одним сведениям, чудотворная икона сначала находилась в Нижнем Новгороде, куда и ходила Екатерина, а затем была перевезена в поместье Палец, владельцем которого по милости царя Михаила Федоровича Романова был князь Борис Михайлович Лыков-Оболенский.
Царь, узнав про чудеса, велел доставить чудотворную икону в Москву. В августе ее торжественно встречали у Тверских ворот и передали, очевидно, царским иконописцам, чтобы сделать копию. Сама же икона вернулась в село, где для нее в 1680 году новый владелец этих земель князь Феодор Урусов возвел храм Страстной иконы Божией Матери. А для московской Страстной иконы каменную пятиглавую церковь построили еще в 1646 году, при царе Алексее Михайловиче. Существуют сведения, что с 1649 года в этом храме находилась подлинная икона, а в селе Палец – ее список.
В 1651 году рядом с церковью Страстной иконы появился храм Рождества Богородицы в Путинках. С этих двух церквей в 1654 году началась история Страстного девичьего монастыря.
Святые ворота и храм «под звоном», 1697 год
Вокруг обители на деньги царя возвели каменную ограду с башнями и вратами. В 1697 году над центральным входом появилось столпообразное сооружение – колокольня с храмом «иже под колоколы» и «о 6 окон». Освящение его в честь Алексия, человека Божия, совершили только в 1707 году, уже после кончины царя Алексея Федоровича. Интересен факт из жития святого Алексия, согласно которому он 17 лет жизни провел именно при вратах дома своих родителей, смиренно живя в полной нищете. В Страстном монастыре он стал стражем и покровителем обители.
Не все беды обходили обитель стороной. В 1773 году горели кельи, дома священнослужителей и хозяйственные постройки, в 1778 – сильный пожар на Тверской улице уничтожил Гагаринские палаты и Страстной монастырь. Из огня удалось спасти иконы Страстной и Боголюбской Божией Матери, а также образ святого мученика Иоанна Воина. В следующем году по велению императрицы Екатерины II монастырь начали отстраивать. В 1781 году в монастыре освятили храм Алексия, человека Божия.
После Бородинской битвы у Тверского бульвара под звон колоколов прошел немногочисленный крестный ход. Колокола каких храмов звонили в тот час? Очевидно, Страстного монастыря и храма великомученика Димитрия Солунского, стоявшего на углу Тверской улицы и бульвара.
Вскоре французская армия вошла в город, в том числе и через Тверскую заставу. Этим же входом воспользовался и сам Наполеон. Сначала начались грабежи, затем – пожары. Огонь метался на ветру, превращаясь в бурю. Однако район Страстной площади пострадал менее других.
Некоторые монахини и игуменья Страстного монастыря Тавифа (Редькина) не уехали в Сергиеву Лавру, как планировалось. Ворота наглухо закрыли, в кладовых под кельями и в ризнице под крышей главного храма спрятали иконы и утварь. Французские солдаты все-таки ворвались в обитель и разместились в кельях. В нижние храмы загонялись лошади и вкатывались бочки вина. Монахиням пришлось жить в трапезной церкви собора Страстной иконы Божией Матери. В зимнем соборном храме Михаила Архангела французы хранили награбленное добро. Но многое, и самое ценное, им найти так и не удалось.
Самым ужасным стал расстрел 10 москвичей у Святых ворот обители. При этом постоянные расправы над жителями города, которых французы считали поджигателями, производились в начале Тверского гульбища (бульвара), их тела висели на фонарных столбах.
Службы в монастыре сначала были запрещены, но через две недели возобновились. И в этом можно было распознать знак грядущей победы. Позднее именно колокольный звон Страстного монастыря известил о ней столицу.
Проект на постройку новой колокольни, 1849 год
В декабре 1849 года в донесении Священному Синоду Высокопреосвященного Филарета, митрополита Московского, № 538 говорилось об обветшалом состоянии колокольни и примыкающих к ней корпусов Страстного девичьего монастыря. Необходимость неминуемой перестройки подтвердил и старший архитектор Николай Козловский. С 1842 года он осуществлял надзор за Тверской, Пречистенской и Арбатской частями Москвы и был командирован Правлением IV округа путей сообщения и публичных зданий для осмотра колокольни.
В марте 1850 года император Николай I утвердил проект постройки колокольни с храмом, часовней и кельями. Был разрешен даже выход здания за красную линию улицы. Наблюдать за строительством вверили архимандриту Платону, благочинному Спасо-Андроникова монастыря. Сумма, необходимая для перестройки, определялась в 265 тысяч рублей серебром и была почти полностью в наличии. Недостающие деньги поступили в качестве пожертвований.
Строительство доверили талантливому архитектору Михаилу Быковскому, ученику великого Доменико Жилярди. Этот заказ на работу в монастыре не был единственным для Михаила Доримедонтовича. В течение 10 лет он работал для 6 московских монастырей: Алексеевского, Зачатьевского, Ивановского, Никитского, Покровского, Симонова, Страстного.
Старая колокольня была снесена, на ее месте возникла новая, надвратная, выполненная в псевдорусском стиле с чертами позднего русского классицизма и стилизованными формами древнерусского зодчества. Она стояла по красной линии Тверской, что вносило симметрию в ансамбль всей площади. Вернее, это был великолепный комплекс из ограды, ворот, боковых корпусов с башенками, часовни, храма святого Алексия и шатровой колокольни. Звон колоколов Страстного монастыря – большого (с изображениями Спасителя, Страстной иконы Божией Матери, святителя Николая, преподобного Алексия, человека Божия, мученицы Анастасии, блаженного Василия, Архангела Гавриила, мученика Саввы Стратилата) и еще 12 в тон благовеста – узнавали и любили.
Все четыре грани колокольни украшали часы с боем, для чего имелось 6 колоколов. Это было не ново, так как впервые часы появились еще в 1720 году на колокольне собора Петра и Павла Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, а в 1784 – на колокольне Троице-Сергиевой лавры. Однако такая традиция не была повсеместной.
В боковых крыльях колокольни устроили кельи игуменьи и монахинь, монастырскую больницу. Внутри здания, в его первом ярусе, справа от ворот находилась часовня, устроенная для иконы Пресвятой Богородицы. Этот образ ранее находился на старых Триумфальных воротах и после их сноса был пожертвован монастырю.
Над воротами, в четверике под часами, располагался храм преподобного Алексия, человека Божия. В 1855 году его освятил митрополит Московский Филарет. Эта церковь не была большой, но ее внутреннее пространство наполнял душевный уют, а убранство отличалось изяществом. Алтарь, обращенный внутрь монастыря, и стены церкви покрывали росписи. Золоченый иконостас в стиле ампир впечатлял монументальной красотой, лаконичностью и объемным декором.
Главную икону святого Алексия обрамляла богатая риза – подарок почетного гражданина Алексея Пантелеймоновича Русинова, купца, старосты церкви преподобного Симеона Столпника за Яузой. О других иконах известно лишь то, что они были новыми. Заказ выполнил художник Василий Пукирев, начинавший свое обучение у иконописца. Однако сведений о том, какие именно это были иконы, не сохранилось. И только его картина «В мастерской художника», на которой можно увидеть и самого мастера, дает предположение, что иконы для надвратного храма могли быть ростовыми.
Колокольня и Святые ворота многие десятилетия были особым местом центра Москвы, как говорили многие – его сердцем. Особенно когда в 1880 году в начале Тверского бульвара был поставлен памятник А. С. Пушкину.
Упразднение и снос Страстного монастыря, 1919–1937 годы
Первые годы после октябрьского переворота в обители шла обычная жизнь. Но 30 марта 1919 года монастырь был упразднен. В это время в некоторых зданиях, где были кельи, уже разместился Военный комиссариат. Затем здесь появилось общежитие для студентов Коммунистического университета трудящихся Востока им. И. В. Сталина. И это несмотря на то, что в монастыре до 1924 года проживали монахини.
Советская власть меняла всё и всех. Вокруг монастыря рос новый пролетарский город. Буквально в считанных метрах от колокольни в 1925–1927 годах выросло здание газеты «Известия ЦИК СССР и ВЦИК». Архитектуру определял не только стиль конструктивизма, но и небольшой участок земли. Монастырь явно мешал великим градостроительным идеям. Не было забыто и то, что в революцию 1905 года на колокольне размещались пулеметы царского правительства. В 1928 году принимается решение о сносе обители, о чем и сообщила пролетарская газета «Известия». Но на снос пока не хватало сил и средств. До реализации этого кощунства в корпуса «бывшей» обители вселяется созданный в 1922 году Центрархив, в следующем – Центральный антирелигиозный музей, сформированный вокруг газеты «Безбожник». Он обосновался в главном соборе, для чего были закрашены настенные росписи.
Надвратная колокольня в течение восьми десятилетий определяла уникальный вид площади Страстного монастыря и Тверской улицы. В ней было столько величия и строгой красоты, что невозможно было отвести зачарованный взгляд. Однако власть города использовала факт не ее уникальности, а ее высоты, и приспособила под агитационную площадку. Колокольню, святые ворота и окна храма святого Алексия завешивали портретами вождей, красными флагами в дни Первомая, большевистскими лозунгами, закрывали щитами рекламы Автодора, лотереи, кинофильма «Цирк» и даже портретом А. С. Пушкина. Да и памятник поэту с 1917 года временами стоял в красных стягах. Рядом со Святыми воротами построили остановку трамвая, а в 1924 году установили электрические часы. Часы на колокольне давно молчали. В 1928 году с колокольни сняли колокол «Благовест» весом в 722,5 пуда. Через 4 года монастырю присвоили охранный статус, но он не спас обитель от разрушения.
В 1936 году «Мосразбор» начал работы по сносу древнего монастыря, который теперь стоял на Пушкинской, а не Страстной площади. В течение пары лет на месте монастыря образовались сначали груды кирпича и мусора, а затем пустое пространство, покрытое асфальтом. Окончательный снос приурочили ко дню гибели А. С. Пушкина.
В 1950 году памятник поэту, развернувшись на 180 градусов, переехал на другую сторону перестроенной и расширенной улицы Горького, в прошлом Тверской, на место колокольни. И пропала та мысль, что была заложена во время установления напротив монастыря памятника как мемориального надгробия. А до этого исчез и сам монастырь, единственный в России, устроенный в честь Страстной иконы Богородицы. И маленькая церковь Алексия, человека Божия. И часть города, родная, намоленная и, как святой водой, омытая колокольным звоном.
Главной святыне монастыря – иконе Страстной Божией Матери – можно поклониться в храме Воскресения Господня в Сокольниках. Образ Алексия, человека Божия, считается утраченным.
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм