В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ?

Эта тайна состоит в том, что Святой Дух сходит на нас, перевязывает наши раны, исцеляет наши скрытые язвы, таинственно обновляет нас и опять соделывает нас чадами Света, чадами Небесного Отца. Это такая тайна, которая совершается невидимо, но она производит в нас гораздо большие изменения, чем любые другие, которые могут быть восприняты нашими физическими глазами и внешними чувствами. И она открывает наши внутренние, духовные очи на правду жизни, на правду о Боге, о нас самих и обо всем огромном мире вокруг нас…

_______________________________

Иеромонах Гавриил (Хутен)

Братья и сестры, на протяжении долгих веков человеческой истории людей постоянно занимал один и тот же вопрос: в чем же смысл жизни, какова цель рождения и смерти, любви и страдания? Почему мы появились в этом мире, полном одновременно прекрасного и скорбного? Мыслители разных культур, национальностей и религий в течение бесчисленных столетий пытались найти ответ на этот вопрос. Есть те, кто пытается найти его и сегодня.

У Вавилонской башни произошло смешение языков, и сердца людей оказались раздроблены греховными страстями и обманчивыми желаниями. Но тем не менее ничто не смогло изгладить из наших душ этот важный вопрос. Это самый высокий, самый благородный, достойный похвалы, глубинный запрос человеческой души. Величайшие умы и самые добродетельные представители рода человеческого на протяжении тысячелетий безрезультатно искали ответ на него. И он, наконец, открылся сегодня простым и необразованным рыбакам на задворках великой империи, давно уже превратившейся в прах. «И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу» (Деян. 2: 18–19). Все это случится, «прежде нежели наступит день Господень, великий и славный» (Деян. 2: 20). И «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2: 21).

Сейчас кто-то может сказать: «Две тысячи лет назад в Иерусалиме говорили, что Иисус Христос есть Мессия, говорили что-то о покаянии, о Духе Божием, а ты здесь утверждаешь, что в этом ответ и смысл всего человеческого существования? Ты действительно утверждаешь, что это – основная цель всего творения, с его бесконечным множеством звезд и неисчислимыми формами жизни на земле, не говоря уже обо всех раскрытых и нераскрытых тайнах Вселенной? Каким же образом это может быть ответом на все неразрешимые вопросы и недоумения всего рода человеческого?»

День Пятидесятницы – это не день быстрых, безболезненных и легких ответов или красноречивых рассуждений. Святой апостол Петр обращал в веру тысячи душ, прежде всего, не пламенными речами, а Духом Святым, сошедшим в его сердце. Вспомним, что перед Пятидесятницей Христос вознесся, оставив апостолов на земле. Это, по учению блаженного Августина, произошло для того, чтобы мы научились искать Христа Бога нашего ни в каком другом месте, кроме нашего сердца. Мы должны верить в то, что говорили апостолы. Иисус действительно есть Христос, Сын Бога Живого, и мы сами распяли и отвергли Его, и до сих пор каждый день распинаем и отвергаем Его. Мы должны понять, что мы на самом деле гораздо хуже, чем иудеи, потому что они распяли Его по незнанию, тогда как мы получили познание истины – и тем не менее продолжаем относиться к ней с пренебрежением.

Мы получаем Тело и Кровь Христовы, но тем не менее пренебрегаем этим величайшим из даров из-за нашего постоянного предпочтения суетных и пустых вещей в этой жизни. Изо дня в день мы занимаемся бессмысленными пустяками, а потом удивляемся, почему Святой Дух не сходит на нас огненными языками, как Он сошел на святых апостолов. Мы хотим посещения Божия в течение тех немногих минут, которые мы время от времени проводим в молитве. Но даже осознавая эту воистину горькую действительность в глубине своего сердца, мы не должны унывать и отчаиваться. Нам должно сделать себя послушными заповеди, которую Дух Святой дал нам через уста святого апостола Петра: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа» (Деян. 2: 38). Поэтому мы должны пребывать в покаянии до конца нашей жизни, каяться снова и снова. И каждый раз, когда наша крестильная одежда вновь становится нечистой, когда мы вновь отгоняем от души Духа Святого своей греховной жизнью, мы должны вновь омывать ее покаянием в Таинстве исповеди.

Исповедь – это не просто ритуальная формальность или неприятное религиозное обязательство. Исповедь бесконечно далека от всего этого, ибо она есть воскресение из мертвых, это есть сама Жизнь, обновляющаяся нас в великой и сокровенной тайне. Эта тайна открылась ученикам Христовым и апостолам во время Пятидесятницы в святом граде Иерусалиме. Эта тайна состоит в том, что Святой Дух сходит на нас, перевязывает наши раны, исцеляет наши скрытые язвы, таинственно обновляет нас и опять соделывает нас чадами Света, чадами Небесного Отца. Это такая тайна, которая совершается невидимо, но она производит в нас гораздо большие изменения, чем любые другие, которые могут быть восприняты нашими физическими глазами и внешними чувствами. И она открывает наши внутренние, духовные очи на правду жизни, на правду о Боге, о нас самих и обо всем огромном мире вокруг нас.

Если кто ищет мудрости, если кто ищет знания, смысла, трансцендентного понимания реальности, душевного мира и обновления всего доброго и прекрасного в себе, то пусть послушает сегодня слова святого апостола Петра о крещении и покаянии, «ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2: 39). Братья и сестры, да обрящемся мы все по благодати, состраданию и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа среди избранных Его. Ему же честь и слава со Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Блог Rememberingsion

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment