Кто хранит уста свои,
тот бережет душу свою
(Притч. 13: 3)
Святые о важности владения для человека своим языком.
Преподобный Антоний Великий:
Понудим себя крепкую приставить стражу к устам своим, чтоб о ком-либо не сказать чего-либо худого, потому что худая речь хуже всяких ядов.
Блюдись, человек, возьми власть над языком своим и не умножай слов, чтоб не умножить грехов. Положи перст на уста твои и узду на язык твой, потому что многоречивый человек не оставляет в себе места Духу Святому.
Преподобный авва Исайя Отшельник:
Более люби молчать, нежели говорить: ибо молчание собирает, а многословие расточает.
Преподобный Ефрем Сирин:
Многоглаголание, брат, помрачает ум.
*
Кто празднословит во время Божией службы, тот подвергнется сугубому порицанию за то, что отвлекает от молитвы и псалмопения как того, с кем разговаривает, так вместе и тех, которые стоят близ него.
*
Будь осторожен в словах, произносимых устами твоими; возлюби доброе, чтобы душа твоя насытилась блаженством. Обращай строгое внимание на слова, какие выходят из уст твоих.
*
Если кто множит пустые речи, то мерзким себя делает он перед Богом и людьми; а кто приучает себя к молчанию, тот прославляет Бога и многими будет любим.
*
Придерживайся молчания; оно избавит тебя от многих скверн.
*
Кто любит молчать, тот и сам остается безмятежным, и не огорчает ближнего.
*
Многословие не лишено греха, многоречивость есть показатель недостатка мудрости и знания.
*
Лучше заниматься делом, молитвой и размышлением при чтении Божественных Писаний, чем прекращать это не вовремя и предаваться празднословию, от чего рождается клевета.
Подлежим суду и за праздное слово. А что такое праздное слово? Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делая того, что повелел Христос. И в другом случае бывает слово праздным, а именно, когда человек исповедуется и не исправляется; когда говорит, что кается, и снова грешит. И худой отзыв о другом есть праздное слово, потому что, как скоро видит очерняемого, умолкает. И кто от себя сложил ложь, тот предается празднословию, потому что пересказывал, что не было сделано и чего не видел.
*
Блажен, кто помнит страшное повеление о праздном слове и к устам своим приставляет стражей, чтобы не отпали от заповеди.
Святитель Иоанн Златоуст:
Вместо слов, произнесенных безрассудно, будем произносить молитвы.
Святитель Василий Великий:
Иногда невоздержным на язык и неспособным соблюдать правило: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере» (Еф. 4: 29), – необходимо совершенное молчание, пока в нем не уврачуются от своего недуга – опрометчивости в словах.
Преподобный Нил Синайский:
Неумеренная говорливость предает во власть демонам печали и гнева.
Преподобный Исаак Сирин:
Хранение языка не только заставляет ум воспрянуть к Богу, но и делам явным, совершаемым с помощью тела, втайне доставляет великую силу к их совершению, и также просвещает и в тайном делании, потому что хранение уст заставляет совесть воспрянуть к Богу, если только соблюдает кто молчание с ведением.
*
Когда на одну сторону положишь все прочие дела подвижнические, а на другую – молчание, то найдешь, что оно перевешивает на весах.
Преподобный Иоанн Лествичник:
Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы.
Познавший свои прегрешения имеет силу и над языком своим; а многоглаголивый еще не познал себя, как должно.
*
Кто возымел попечение об исходе из сей жизни, тот пресек многословие, и кто приобрел плач души, тот отвращается многоглаголания, как огня.
Преподобный Никодим Святогорец:
Многословие отворяет двери души, чрез кои тотчас выходит сердечная теплота благоговеинства, тем паче это делает пустословие.
*
Пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разносительница ложных вестей и мнений, сеятельница разногласий и раздоров. Оно подавляет вкус к умственным трудам и всегда почти служит прикрышкой отсутствия основательного ведения. После многословия, когда пройдет час самодовольства, всегда остается некое чувство тоски и разленения. Не свидетельство ли это о том, что душа и нехотя сознает тогда себя окраденною?
Святитель Дмитрий Ростовский:
Не желай никогда что-либо говорить или что-либо рассказывать помимо нужды, ибо от этого обычно рождается много зла, и более иных страстей эта страсть особенно, без ведома человека и легко подкрадывается.
*
Слово твое да будет смиренно, тихо, честно и полезно. В молчании твоем обдумывай слова, которые хочешь сказать, а праздное и гнилое слово отнюдь да не исходит из уст твоих.
Святитель Филарет Московский:
Как вещественный сосуд негоден, когда он течет, так и духовный сосуд ничего не стоит, если не хранит влитой в него благодати, в ненарушимом, смиренном молчании, но течет и выдыхается без нужды и без пользы, – словом праздным, или нескромным, или нетерпеливым, или тщеславным. Постоянная жизнь в безмолвии – не для многих. Но посещение безмолвия для всякого должно быть вожделенно.
*
Не расточайте великих слов для мелочей. Берегите их для того, что истинно велико.
Преподобный Варсонофий Оптинский:
Должно иметь любовь друг к другу и удаляться празднословия. Пророк Давид сказал: «Яко оскуде преподобный» (Пс. 11: 2). Почему же оскудел? Потому что «устне льстивыя в сердцы, и в сердцы глаголаша злая» (Пс. 11: 3), потому что не говорят о душеполезном, а повсюду празднословие, потому что только и говорят о пустяках… Одному иноку было видение. Стоят несколько монахов и празднословят, и видит он, что между ними и кругом их бегают грязные кабаны. Это были бесы. Потом увидел он монахов, говорящих назидающее душу, и между ними стояли ангелы светлые. Потщимся, братия, не погублять своих трудов за послушаниями празднословием.
Преподобный Анатолий Оптинский:
Не люблю тех, кто в церкви говорит. Ну, от помыслов не уйдешь, а за язык-то кто тебя тянет? И других соблазняешь. Спасайся!
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
Когда мы сходимся для дружеской беседы, часто, если не всегда, бóльшая часть этой беседы заключается в пересудах о ближнем, в насмешках над ним, в оклеветании, уничижении, очернении его. Льются острые слова рекой, смех и хохот раздаются, как знаки одобрения, в это несчастное время самозабвения и самообольщения души наши приобщаются свойствам демонским и напитываются ядом лицемерия. Святое Евангелие и здесь преследует грех, ища нашего спасения: «За всякое праздное слово», – угрожает оно нам, «какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36–37). Будем, братия, вглядываться в начала грехов, будем охранять себя от начал греховных и избегнем греховного развития. Семена греховные, как, например, празднословие, на первый взгляд, ничтожны: неприметно засевается ими нива душевная. Но когда эти семена дадут ростки, в особенности когда ростки усилятся и возмужают, тогда грех обымает всего человека и уничтожение греха делается крайне затруднительным.
Праведный Иоанн Кронштадтский:
Видишь, что тебя ожидает ответ и наказание за всякое слово праздное, не только соблазнительное. Потому что у Господа нашего, Всетворца-Слова, нет и не может быть праздных слов: «У Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1: 37). А мы сотворены по образу Божию, потому и наши слова также не должны быть произносимы впустую, напрасно, праздно, а каждое слово наше должно иметь духовную, поучительно-назидательную силу: «Слово ваше да будет всегда с благодатию» (Кол. 4: 6). Потому в молитве и в разговорах крайне наблюдай, чтобы тебе не говорить слова праздно, на ветер.
Что тверже, неизменнее и могущественнее слова? Словом мир сотворен и стоит: «держа все словом силы Своей» (Евр. 1: 3); и однако ж мы, грешные, обходимся со словом так легкомысленно, небрежно. Что у нас пользуется меньшим уважением, чем слово? Что у нас изменчивее, чем слово? Что мы бросаем, подобно грязи, поминутно, как не слово? О, окаянные мы человеки! С какой драгоценностью так мы обходимся невнимательно! Не вспоминаем мы, что словом, происходящим от верующего и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других… Христианин! Дорожи каждым словом, будь внимателен к каждому слову, будь тверд в слове, будь доверчив к слову Божию и слову святых человеков как к слову жизни. Помни, что слово – начало жизни.
Подготовила Александра Калиновская
Подвижники благочестия
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм