ЗАЧЕМ НУЖЕН АД?

Проповедь в Неделю мясопустную, о Страшном Суде иеромонаха Лавра (Архипова).

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня Церковь, подготавливая нас к Великому посту, вспоминает Страшный Суд – особое время, к которому готовится каждая человеческая душа. Нас неоднократно предостерегают о той страшной участи, которая ждет каждого грешника, и толики усилий не проявившего, чтобы исправить стопы своя по заповедям Господа нашего Иисуса Христа. Это адские глубины, страшное наказание.

А кто же сотворил ад? Зачем этот ад нужен? Может быть, ад возник сам собою? Может быть, это место создано денницею, когда он пал с небес, захотев стать вместо Бога? А может быть это место сотворено Самим Богом? Но как же Абсолютная Любовь, Альфа и Омега, мог создать ад, место мучения падших духов и грешных душ людей? Рассуждая так, мы никогда не найдем ответа.

В переводе «ад» – это место, лишенное света. Свет означает присутствие Божие, Божественный свет. Дело в том, что для диавола самым невыносимым является Божий свет, Божия благодать Его присутствия. Наверное, каждый из нас испытывал какую-то неприязнь к тому или иному человеку и не хотел находиться в его присутствии, не хотел даже слышать о нем, и все, что касалась его, он не хотел видеть. И диавол также люто ненавидит Бога и все, что к Богу относится, и Его Самого он ненавидит. Созерцание Бога приносит диаволу самые страшные муки.

Также существуют такие люди, которые привыкли жить на этом свете подобно свиньям. По-другому их никак назвать нельзя, потому что они культивируют в себе страсти и превращаются в скотоподобных существ. А ведь они призваны к величайшему служению Богу – стать образом и подобием Божиим. Но, к сожалению, они избирают другой путь по своему собственному желанию и свободной воле. Они избирают тень греха и, как свиньи, лежат в калу. Но есть и более страшная деградация человеческой души, когда человек становится бесоподобным существом и сам себя ввергает в геенну огненную.

Бог – судия, но судия милостивый. Господь лишь констатирует факт: и на частном суде, и на будущем Страшном Суде обязательно будет судиться каждая душа человеческая. Он констатирует факт, что душа – сам человек – избрал себе гибель. Такого человека силой не заставить жить добродетельно, не затянуть его в райские кущи, ибо для такого человека, как и для духов злобы поднебесной, рай может быть страшнее, чем ад.

Фреска «Страшный Суд» в монастыре Высокие Дечаны. Сербия, XIV в. Фреска «Страшный Суд» в монастыре Высокие Дечаны. Сербия, XIV в.

Мы очень часто видим вокруг себя людей, которые не хотят слышать о добродетельной жизни, для них она неприемлема, они хотят жить по похотям своей прелести. Ни слезы матерей, ни уговоры жен и мужей, ни братья, ни сестры, ни друзья не могут справиться с такими людьми. Очень часто мы прибегаем к Богу с молитвами о таких неразумных людях, просим вразумить их, наставить на путь истинный, понимая, что их ждет неминуемая гибель. Но слышат ли они нас? Слышат ли они зов Божий? К сожалению, не всегда так случается. А если и слышат и исправляются, то это великий праздник, ибо Господь говорит: «И одной душе кающегося радуются все Небеса и ангелы» (см.: Лк. 15: 10).

Братья и сестры, нам сейчас надлежит особый путь – Великий пост, Святая Четыредесятница. Пост готовит нас к приобретению особой добродетели – воздержания. Добродетель воздержания является основой всех остальных добродетелей, ибо воздержание учит нас отсекать все ненужное, все то, что мешает нам узреть свет Божий в нашей жизни.

Давайте со всяким чаянием отсечем все ненужное, что преграждает нам путь к райским обителям. Ведь мы знаем, что грядет особый суд Божий над каждой человеческой душой.

Пусть Господь, по молитвам Пресвятой Богородицы, дарует нам усердие и усилие прожить этот пост в достойных плодах, которые мы принесем ко Господу нашему Иисусу Христу в Воскресение Его. Аминь.

Иеромонах Лавр (Архипов)

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment