ЖИВОЙ БОГ ВИКТОРА ВАСНЕЦОВА

15 мая – день рождения знаменитого русского художника Виктора Васнецова. Он знаком всем нам с детства по замечательным, самобытным иллюстрациям к русским народным сказкам. Кто-то видел и помнит спроектированный им храм в Абрамцево, его удивительные работы во Владимирском соборе в Киеве. За 25 лет он не только создал более пяти тысяч квадратных метров церковной росписи, но и «оживил» ее.

Когда вложенный Господом в душу талант, чуткое, внимательное отношение к Богу и своим ближним соединяются в человеке деятельном, то в мир рождается созидатель. Когда это все скрепляет уверенность присутствия Господа в жизни человека и присутствие человека в Его жизни вечной, в мире земном появляется Васнецовская Мадонна, «Бог Саваоф», «Христос Вседержитель».

В. Васнецов. «Богоматерь»В. Васнецов. «Богоматерь»

«Живое неистребимое представление о живом, действительно Сущем Боге!»

Виктор Васнецов – из старинного священнического рода. Как отмечала исследователь Наталья Доронина, работавшая в мемориальном доме-музее художников Васнецовых в селе Рябово Зуевского района, его дедом по отцовской линии был священник Василий Косьмич Васнецов, а прадедом по материнской – священник Александр Григорьевич Вечтомов, человек высокой духовности и христианской нравственности. Именно он подготовил отца Виктора Васнецова, Михаила Васильевича, к поступлению в духовное училище, где тот изучал Священное Писание, богословие, гомилетику, литургику, русскую словесность, историю, математику, физику, философию и педагогику, древние и новые языки, церковное пение.

В. Васнецов, автопортретВ. Васнецов, автопортрет

Отец, деды и прадеды матери художника, Аполлинарии Ивановны, тоже были из духовного сословия. В 1844 году Михаил Васильевич и Аполлинария Ивановна повенчались. После окончания учебы в духовном училище и семинарии Михаил Васнецов служил священником в Троицкой церкви села Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, а в 1850 году переехал с семьей в село Рябово, населенное русскими, татарами, удмуртами, чувашами и бесермянами. У отца Михаила родилось шестеро сыновей, заботами родителей все они росли в «общей семейной радости».

Батюшка Михаил много и с интересом читал, великолепно владел литературным языком. Он научил детей чтению, письму и другим предметам, старался воспитать в сыновьях интерес и стремление к знаниям, к постижению красоты Божьего мира, часто беседовал с сыновьями на библейские темы. Мальчики вслух читали Священное Писание, а папа, который всегда был рядом, подробно отвечал на их вопросы. Брат Виктора Васнецова, Аполлинарий, вспоминал: «Любовь к природе, наблюдательность были воспитаны во мне отцом с глубокого детства. Когда наступала весна, он звал меня в лес слушать зябликов; перед окнами мы ставили скворечники; вечерами всей семьей гуляли по полям. Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды, вращение небесного свода и его причины. Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу».

А Виктор Васнецов в письме к Владимиру Стасову вспоминал, что именно отец, «прогуливаясь с нами, детьми, по полям в звездные августовские ночи, влил в наши души живое неистребимое представление о живом, действительно Сущем Боге!»

Батюшка Михаил сам увлекался живописью и поощрял детей в этом занятии. Человек глубокий, разносторонне образованный, он увлекался историей, астрономией, математикой, знал несколько языков. Михаил Васильевич воспитал своих шестерых сыновей в православной вере, пробудил в них интерес к наукам, любовь к истории, развил наблюдательность и умение видеть красоту. Любовь к русской литературе родители тоже привили мальчикам собственным примером – у Васнецовых была прекрасная библиотека.

Много времени дети проводили с отцом в Предтеченской церкви. Они видели, что отец Михаил относится к нуждам своих прихожан-крестьян заботливо и с любовью, борется с пороками, сквернословием и пьянством. Он воспитывал в сыновьях уважение к крестьянскому труду, терпение к людским немощам и милосердие к убогим. Васнецовы играли с крестьянскими детьми, слушали рябовские песни и народные сказки, которые вятчане рассказывали по-своему, свободно, с присказками и прибаутками.

Без этого трепетного и глубокого внимания родителей к своим детям, без каждодневного труда по воспитанию и взращиванию, без живой любви и заботы, вложенной родителями в доверенные Богом детские души, мы не знали бы гения Васнецова.

От живого Бога к ожившему сердцу

Лет шестнадцать назад я впервые оказалась во Владимирском соборе в Киеве. Не будучи великим знатоком живописи, ничего не скажу о технике и особенностях композиции основных изображений, да и не уверена, что это теперь важно. Отчетливо я запомнила два очень ярких впечатления, которые сохранились до сих пор: это «что-то очень родное, понятное, русское» и что изображения в соборе мне представились живыми, чувствующими, переживающими.

Васнецову удалось, пожалуй, главное – передать самую суть жертвенной и наполненной любовью и самопожертвованием православной христианской веры. Прочла, что Федор Шаляпин вспоминал: «Когда я глядел на его Божию Матерь с Младенцем, с прозрачными херувимами и серафимами, я чувствовал, как духовно прозрачен, при всей своей творческой массивности, сам автор». Наверное, эта «прозрачность» помогла ему максимально приблизить Бога и человека друг к другу, позволила передать ощущение «Бог с нами», «Господь рядом».

Киев. Внутренний вид Владимирского собора. Литография, 1898 г.Киев. Внутренний вид Владимирского собора. Литография, 1898 г.

Помню, что при виде «идущей навстречу входящему» в храм Богородицы очень хотелось назвать Ее «Мама», «Мамочка». Когда там, посреди собора, поднимаешь голову и видишь Матерь Божию (по размерам эта картина одна из самых больших в мире – высота фигуры Богоматери составляет около 9 метров), Которая идет тебе навстречу, видишь Ее глаза, глубокие и печальные, Ее руку, привлекающую к Себе Младенца, Который радостно и доверчиво распростер ручонки навстречу миру. Она знает, какой подвиг Он должен совершить: страдать, умереть и славным Воскресением даровать людям жизнь вечную. И зная это, покорно и решительно несет любимое единственное Дитя в этот мир.

Когда видишь сосредоточенное лицо Матери, которая знает обо всем, что случится с Ее ребенком, и, конечно, желает оградить Его от боли, защитить, тебе хочется и самому не обидеть, уберечь это Дитя, рассказать всем на свете, кто Он, успокоить Его Маму.

Многие работы Васнецова во Владимирском соборе таковы: ты только увидел «Страшный суд», «Преддверие рая» или «Бог Отец (Бог Саваоф)» и уже, кажется, чувствуешь каждого, кто изображен, как живого.

Вот Господь («Бог Саваоф») сидит на Небесах в окружении ангелов, Он устал после дней сотворения мира, перед ним изображение «Единородный Сыне и Словесе Божий» – решительный и сосредоточенный юноша Иисус с крестом и свитком в руках и символами четырех Евангелий за спиной. Ниже Господа изображен распятый Иисус на Кресте, Которого со всех сторон обнимают опечаленные ангелы, словно стараются укрыть и от чужих взоров, и от жестокости нашего мира.

Бога Васнецов изобразил величественным седовласым Старцем с бородой. Над Его головой – нимб в виде шестиконечной звезды Давида как знак Божественной мудрости и Ветхого Завета. Голубка на груди олицетворяет Святого Духа. Здесь Господь, Который для нас создал землю и принес в жертву ради искупления человеческих грехов единственного Сына Единородного, сидит на радуге в облаках утомленный, опечаленный, опустив руки с раскрытыми ладонями, словно говорит: «Я сделал все для вашего спасения. Что же еще? Теперь ваша очередь потрудиться…». К Создателю прильнули престолы, с обеих сторон к Его плечам прижимаются серафимы, обнимая и утешая. Композиция выполнена на фоне звездного мерцающего неба, обрамленного по кругу ангелами. От этого создается впечатление, что все изображение подвижно, ожило, и ты прямо здесь и сейчас должен обязательно сделать шаг навстречу своему спасению, чтобы живой и явный Бог хотя бы на мгновение увидел, что все Его старания не зря, что ты очень медленно, но идешь к Нему.

Помню, как стоя с запрокинутой головой и разглядывая озабоченные и печальные лики ангелов, подумала, что мы все время ропщем, когда сталкиваемся с очередной неурядицей, болезнью, потерей. Но почему-то не замечаем, сколько огорчений, страданий и боли мы сами причинили и продолжаем приносить Тому, Кто нас создал…

А если встать под куполом Владимирского собора и поднять глаза на небо, прямо на вас будет смотреть благословляющий «Христос Вседержитель». Васнецов создавал его образ в течение девяти лет. Иисус Христос запечатлен на фоне ночного неба и горящих звезд. В левой руке Он держит большую рукописную Библию. Правая Его рука поднята вверх, а за ней развевается голубое покрывало. От этого создается ощущение, что Христос только что поднял руку, чтобы благословить тебя. В окна под куполом проникает свет: то мягкий, то более яркий и острый от солнечных лучей – и изображение становится еще более динамичным, звезды начинают мерцать, и синева меняет глубину.

У лика Спасителя особенные глаза: глубокие, одновременно строгие и добрые, милующие. Смотришь в них и действительно понимаешь, что видят они тебя насквозь со всеми твоими грехами и тайными мыслями, с надеждами и мечтами, с намерениями и чувствами. Вместе с этим сердце наполняется благодарностью за Его милость и любовь. Лик киевского Вседержителя сравнивают по красоте и исполнению с мозаичными образами в Софийском соборе XIII века и церкви Хора XIV века в Константинополе.

Общая площадь произведений Виктора Васнецова во Владимирском соборе составила около 2000 квадратных метров. И в каждом лике, в каждом прорисованном взгляде и жесте здесь заключена своя история, свои чувство и эмоция, на которые откликается сердце человеческое.

Изображения, над которым работал Виктор Васнецов (и не только во Владимирском соборе, но и в храме Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, в церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево и многих других в нашей стране и за ее пределами), конечно, наполнены символами и глубочайшим духовным содержанием. Но прежде чем понять и оценить заложенный в творениях смысл, нужно открыть и оживить свое сердце: талант Васнецова позволяет не только видеть, но и чувствовать.

Свеча, от которой зажигаются другие

В конце своей жизни Васнецов признался в кругу друзей: «…думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг – это уж от гордости – технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени… Моя живопись – это только слабое отражение, притом еще выхолощенное, очень богатого мира древней русской иконы».

В. Васнецов. «Евхаристия»В. Васнецов. «Евхаристия»

Но когда Господь касается души человека, каждая отзывается по-своему. Не зря рассказывают, что многие атеисты, попав во Владимирский собор в Киеве и увидев Васнецовскую Мадонну, поверили…

Еще читала, что, закончив роспись Владимирского собора в Киеве, Виктор Михайлович сказал: «Я поставил свечку Богу». Это именно та свеча, от которой зажигаются другие.

Ольга Бобовникова

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment