В начале 1930-х годов была разрушена церковь Троицы Живоначальной на Капельках. Но наша память всегда независима, а потому хранит все, что знает о святынях. И в шуме проспекта Мира можно услышать нежный перезвон колоколов Троицкого храма. Особенно когда падают капли дождя и уходят туда, где течет речка Капелька…
Мещанская слобода. Судьба в истории
Содержание статьи:
- 1 Мещанская слобода. Судьба в истории
- 2 На Капельках
- 3 Церковь Живоначальной Троицы, что за Сретенскими воротами, за Земляным городом, на Капле
- 4 Пожар и новый храм на погорелом месте
- 5 Год основания Троицкой церкви
- 6 XIX век, перестройка храма
- 7 Купцы и благотворители Баевы
- 8 Октябрьский переворот и то, что последовало за ним
В 1671–1672 годах в Москве, вдоль Троицкой дороги, согласно царскому указу, на государевой земле возникло поселение. Здесь дозволялось селиться беженцам, пленным и переселенцам из Польши, Литвы, Белоруссии, Смоленщины, но с одной оговоркой: только торговцам и ремесленникам. Это были мастера, изготавливавшие нательные кресты, свечи, мантии для духовных лиц, граверы, иконники и иконописцы, выполнявшие заказы для крупных монастырей. Так началась история Новомещанской слободы, приписанной к Посольскому приказу, что говорило о привилегированном положении.
Слобода удивляла москвичей не только невиданной линейно-геометрической планировкой, но и темпами своего развития. При Петре I в 1701 году в Сухаревой башне открыли Школу математических и навигационных наук, через 5 лет появился «Аптекарский огород». Еще позднее – Крестовская застава. И с каждым новшеством слобода приобретала новый, еще более престижный характер своего бытия. Шло время. Отпылал пожар 1812 года. Слобода отстроилась и продолжила свой путь в будущее. В конце века здесь появилась конка, потом и трамвай, в начале нового столетия открылся Виндавский вокзал. А дома Мещанского района все больше восхищали красотой и богатством.
А как же приходские храмы? Их насчитывалось одиннадцать, один из них – во имя Троицы Живоначальной, что на Капельках. Стояло и 33 двора священнослужителей. Стоит сказать и о том, что в Мещанской слободе работало 2 колокольных завода.
На Капельках
От 1-й Мещанской улицы (проспект Мира) шел переулок, называемый по храму – Троицким. Только имел он и милое уточнение: что на Капельках. Это было приятно слуху и помогало выделять переулочек среди других. Ведь Троицкий переулок в городе не один, а вот Капельский – с XVIII века единственный и неповторимый. Рядом с ним значился и Капельский тупик.
Разгадок уточнения «что на Капельках» сохранилось немало. Самая верная связана с небольшой, всего в километр, маловодной речкой Каплей (Капелькой), имевшей исток в Орлово-Давыдовском переулке. Она пересекала большую Троицкую дорогу (улица 1-я Мещанская, проспект Мира), текла вдоль Троицкого (Капельского) переулочка и впадала в Напрудную реку ниже Екатерининского пруда. А потом вместе с ней шла в Неглинную. Через речку Каплю, такую маловодную, которая текла «каплями», был перекинут мост.
Но, к сожалению, не текут больше три упомянутые московские речки, и мало кто сегодня знает, что в Капельском переулке стояла Троицкая церковь. И только старые фотографии в альбоме Н. А. Найденова рассказывают нам, как прекрасны были улицы Москвы в блеске куполов и музыке колокольного звона. Сама же история храма Троицы Живоначальной получилась грустная и замечательная.
Церковь Живоначальной Троицы, что за Сретенскими воротами, за Земляным городом, на Капле
В 1652 году в Москве торжественно, с крестным ходом, встречали мощи святителя и чудотворца Филиппа, что везли из Соловецкого монастыря. Святыню сопровождал митрополит Новгородский, будущий Патриарх Никон. Однако случилось несчастье: как только крестный ход по мосту перешел речку Каплю, внезапно умер митрополит Ростовский и Ярославский Варлаам. В память этого печального события по велению государя поставили крест, а потом – часовню. А по случаю обретения Москвой целебных мощей митрополита Филиппа в некотором отдалении от креста построили деревянный храм. Недалеко от креста стояла и деревянная Троицкая церковь на Капельках.
Точная дата ее постройки так и не определена. По одним источникам была она в 1625 году, по другим – в 1690.
Пожар и новый храм на погорелом месте
Только в начале XVIII века появляются первые официальные сведения о Троицкой церкви. Это записи о платежах в патриаршую казну, которые говорят, что в 1702 году она уже стояла на территории, отделенной от земель Посольского приказа, который управлял Мещанской слободой. И, согласно документам, здесь находился Кружечный, то есть питейный двор.
Был храм деревянным и сгорел со всей своей утварью в 1708 году. На его месте поставили временный, тоже из дерева, но решение о строительстве каменного храма уже принималось на самом высоком уровне – царском.
Настоятель Троицкой церкви отец Никифор Иванов и прихожане подали Петру I челобитную. В ней говорилось, как тяжело им жить без любимого храма, и просили помощи в его восстановлении. Царь не только разрешил строительство, но и пожаловал на это дело свои личные деньги. Примеру мужа и отца последовали царица Екатерина I и царевич Алексей. К этим деньгам прибавилось и мирское подаяние, с которым связана еще одна легенда: будто бы мирские деньги не только те, что жертвовали люди, но и те, что «накапали». Говорят, что в те давние времена стоял рядом с храмом кабачок, целовальником которого значился немолодой мужчина, бывший к тому же церковным старостой. Семьи своей он не создал, наследников не родил, а прославился не самым хорошим качеством – скупостью. При этом мысли у него были благие: очень уж хотелось подновить деревянный храм, а то и построить новый.
Деньги он любил и умел считать, но скопил их не так много, поэтому решился на хитрость: сливать капли казенного «доброго» вина (водки), пива и меда, что оставались в рюмках посетителей заведения. Капля за каплей – получался литр, что вновь продавался. Однако расстаться с деньгами, заработанными таким путем, и отдать их на храм заставил его сам царь Петр, которому хозяин, не признав в нем царственную особу, тоже предложил оставить капельку в его чарке. А кружало (трактир) стали называть «Каплей». По нему – и речку. А по речке – церковь. Но разве могла столько веков быть река безымянной? И как не вспомнить: Кружечный двор здесь действительно находился. Да и название «что на Каплях» можно понимать и так: «что на каплях построена».
Год основания Троицкой церкви
Храм был построен в стиле «петровского барокко». Строение в форме куба перекрывал свод со световым барабаном, увенчанным главкой. Фасады трех стен украшали полукруглые фронтоны. В Троицкой церкви были выстроены два придела: мученика Иоанна Воина и святителя Митрофана Воронежского. И снова возникает имя Петра I. Как известно, царь с уважением относился к епископу, хотя часто возникали разногласия по поводу увлечения Петром всем западным. Епископ Митрофан поддерживал начинание царя при организации в Воронеже корабельной верфи для строительства флота и жертвовал средства на кораблестроение. Как известно, эти корабли участвовали в походе на Азов в 1696 году. В 1703 году епископ Митрофан скончался и был погребен в Благовещенском соборе Воронежа.
В 1712 году в храме появился шестиярусный барочный иконостас, главное место в котором занимала икона Святой Троицы. На царских вратах была видна корона – знак царской милости. В том же году прошло освящение храма. Святыней Троицкой церкви был и образ святого великомученика Феодора Стратилата, принадлежащий царю Феодору Алексеевичу. Это работа 1672 года алебастровых дел мастера Оружейной палаты Степана Заруцкого.
Несмотря на все загадки истории, даты основания церкви все-таки существуют. Это 30 октября 1708 года, день выдачи антиминса. И это 1712 год, когда с благословения блюстителя Патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яровского) храм был освящен митрополитом Ставропольским Иоанникием.
XIX век, перестройка храма
Самые значительные перестройки Троицкой церкви происходили в XIX веке. В 1832 году появилась новая каменная трехъярусная колокольня, стоящая отдельно со стороны западного фасада храма. Одна из ее сторон шла по линии 2-й Мещанской улицы. Через 7 лет приступили к поновлению отделки придела святителя Митрофана, который был причислен к лику святых в 1832 году. Освятили придел 9 декабря. Возможно, эта дата не совсем точна, ведь один из дней памяти святого – 6 декабря.
Пройдет 41 год, и вокруг Троицкой церкви будет поставлена новая изящная ограда, созданная архитектором Н. А. Тютюновым, одним из основателей Московского архитектурного общества.
Дальнейшая жизнь Троицкой церкви будет связана с фамилией купцов Баевых.
Купцы и благотворители Баевы
Купцы Баевы занимались торговлей готовой обуви, имели магазин на Маросейке и фабрику в Большом Златоустинском переулке. Это была московская фирма «Баев Иван Денисович-старший с братом». Однако известность и уважение Баевы, Иван Денисович-старший, Иван Денисович-младший, Кузьма Денисович, Анна Васильевна, заслужили своей благотворительностью, на которую пожертвовали примерно 903 000 рублей.
К концу XIX века их большое семейство обосновалось в усадьбе на 1-й Мещанской (проспект Мира, 52). В 1880 году старостой Троицкого храма на Капельках стал Баев-младший. Его стараниями была проведена внутренняя отделка придела мученика Иоанна Воина: позолочен двухъярусный иконостас, приобретены утварь и ризы, отреставрированы иконы. Придел освятили в сентябре 1898 года. В том же году, в ноябре, освятили церковно-приходскую школу с народной библиотекой-читальней. Здание отстроили из кирпича по проекту молодого архитектора Ивана Кузнецова, который в 1893 году участвовал в строительстве дома причта Троицкого храма. И это не единственные факты долгого сотрудничества Баевых с талантливым архитектором, который по заказу членов этой семьи строил как богоугодные заведения города, так и здания их усадьбы.
Наступил новый ХХ век. В 1900 году происходит важное в жизни Троицкой церкви событие: на колокольню поднимают колокол весом в 4 пуда. Этот гигант был отлит на одном из крупнейших предприятий России, каких было 24, – «Колокололитейном заводе потомственного почетного гражданина Андрея Дмитриевича Самгина», располагавшемся в районе Сухаревой башни. Деньги на колокол собирали прихожане.
В следующие годы начинается обсуждение знаменательной даты – 200-летия Троицкой церкви. В 1906 году принимается решение о ее расширении за счет пристройки к западному фасаду трапезной, масштабы которой впечатляли, вместимостью до трех тысяч человек. После получения разрешения Московского археологического общества 1 июля 1907 года прошла торжественная закладка трапезной, стилизованной под «петровское барокко», светлой и просторной. Деньги жертвовали купцы, меценаты и благотворители Баевы, Фирсановы, Каверин, Назаревский, Ганшин. Приделы трапезной все так же посвящались мученику Иоанну Воину и святителю Митрофану Воронежскому. Новые иконостасы в них были трехъярусными, золочеными, с тонкой резьбой. Над трапезной сияли две главки, возносящиеся на стройных вытянутых барабанах.
В два последних месяца 1908 года освятили приделы. Через четыре года стены трапезной расписал художник В. И. Колупаев, содержатель Мастерских церковно-художественной живописи. И вновь был выдержан стиль «петровского барокко».
Октябрьский переворот и то, что последовало за ним
Существует одна московская легенда, по которой в 1894 году в подвале дома по адресу проспект Мира, 14 сын купца 1-й гильдии А. А. Ганшин, сын прихожанина и одного из жертвователей на строительство трапезной Троицкого храма, напечатал работу В. И. Ульянова-Ленина «Что такое друзья народа и почему они воюют против социал-демократов». По другой версии, это делалось на даче во Владимирской губернии, куда приезжал и сам вождь мирового пролетариата.
Какое-то время Троицкая церковь продолжала служить. Однако в 1922 году большевики изъяли «серебра 15 пудов 6 фунтов 34 золотника, 36 жемчуга, 29 бриллиантов» Правда, тех, кто выносил ценности в ящиках, сильно побили.
В 1929 году в храм передали дубовый крест из часовни Воздвижения Креста Господня, что несколько веков простояла на святой Троицкой дороге, ведущей в Лавру. Эта часовня была построена для Креста, сооруженного в память о кончине митрополита Варлаама во время встречи мощей митрополита Филиппа в 1652 году. Деревянная, на каменных столбах, часовня была приписана к церкви Святой Троицы на Капельках.
Минуло еще два трудных года. Храм Святой Троицы на Капельках закрыли и разрушили. После этого поклонный крест оказался в Предтеченском приделе храма Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе, где и находится в настоящее время.
На месте древнего Троицкого храма в 1937–1938 годах появился жилой дом для сотрудников Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС). Там, где стояла часовня (проспект Мира 71), также построили жилой дом. В 1957 году 1-ю Мещанскую улицу переименовали в проспект Мира.
Ольга Сокиркина
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм