Простая жизнь, наполненная верой в Бога и молитвами, сегодня кажется обычной. Но так было не всегда. За нее и погиб отец Николай Красовский, один из многих священников России, один из тех, кого нельзя забывать.
Село Войново-Гора – малая родина
Содержание статьи:
Правый берег реки Клязьмы. Соединение двух губерний – Московской и Владимирской. В давние времена здесь находилось село и погост Войново-Гора. На месте погоста существовало Успенское Юрьево подворье Троице-Сергиева монастыря. В нем – деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы.
В первой четверти XVII века обитель упразднили, но монастырь продолжал владеть землями и селом Войново-Гора. Село прирастало новыми дворами. Была в нем и пустошь, принадлежащая московским и владимирским ямщикам. Таковы сведения из переписных книг.
Следующие столетия будут менять облик сел и деревень, фамилии их владельцев и жителей, да и сам уклад жизни. В конце XVIII века земли окажутся в частной собственности. После 1861 года их начнут скупать купцы Морозовы, Певцовы и др. И только главное и такое родное будет неизменным: русская земля, поля и леса, смотрящие в небо и реку, да село с храмом.
В селе Войново-Гора Покровского уезда Владимирской губернии в 1876 году в семье священника родился и был крещен в местном храме Николай Константинович Красовский. Его жизнь и жизнь его семьи были тесно связаны с этим храмом – Успения Пресвятой Богородицы погоста Войново-Гора.
Впервые деревянный Успенский храм упоминается в XV веке. В указах великого князя московского Василия II Васильевича Темного относительно погоста Войново-Гора содержалось предписание: торговым и служивым людям не останавливаться рядом с Успенским подворьем, так как это может нарушить покой и богоугодное бытие монахов, вводить в искушение, своим шумом мешать рыбной ловле, ведь заводи протекающей здесь реки Клязьмы, бывшей когда-то торговым путем, и низовья речки Киржач принадлежали Троице-Сергиеву монастырю. А торговые люди со всех концов Руси спешили быстрее окунуться в бурную жизнь соседних Городищ. Нередко между купцами и монахами вспыхивали конфликты, что было дурно.
Такая забота князя о подворье Троице-Сергиева монастыря, который всегда чтил заветы преподобного Сергия «держаться Москвы», связана с его жизнью и историей правления. После освобождения из плена хана Улу-Ахмета князь Василий возносил благодарственные молитвы Богу в храмах обители и скрывался в монастыре, когда князья-враги пытались захватить его.
Монастырское подворье просуществовало до XVII века. История умалчивает, что стало с храмом. Однако есть сведения, что новый деревянный однопрестольный храм в честь Успения Богородицы в селе Войново-Гора отстроили в 1723 году. Чин освящения совершил священник Евфимий Иванов. В то время старостой храма был житель села Прокудино ямщик Симеон Исаев. Его стараниями и стараниями прихожан церковь украшалась: появлялись новые иконы и утварь, золотился трехъярусный, с витыми колоннами и резьбой иконостас.
Вся церковь, исключая иконостас, выглядела просто, в духе незатейливого деревенского вкуса и была любима прихожанами. Но стало понятно: дерево не долговечно и необходима перестройка храма в камне.
Благословение архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения (Черткова) на возведение нового каменного здания было получено в 1835 году. Началось строительство, которое велось из местного кирпича и закончилось через три года. Старое деревянное здание церкви продолжало стоять до 1871 года, пока купец Яков Лабзин из Павловского Посада не купил его за 300 рублей, а затем увез в Зуево и восстановил. В 1857 году колокольню старого Успенского храма сломали и пустили на дрова для того, чтобы отапливать каменную церковь.
Каменный храм Успения Пресвятой Богородицы был построен в стиле классицизма и имел три придела: во имя Успения Божией Матери, в честь святителя Николая Мирликийского и преподобного Сергия Радонежского. В иконостас, устроенный на средства купца С. Хохлова из города Покрова, поместили новые иконы и лучшие образа из старой деревянной церкви, которые в 1852 году реставрировал мастер В. Подключников. При храме имелась библиотека, а главным сокровищем церковной утвари считалось Евангелие 1701 года. В 1858 году церковная земля уменьшилась на шесть десятин. Причиной явилось строительство Московско-Нижегородской железной дороги и появление станции Усад.
Священник Константин Красовский
В 1854 году в Успенский храм пришел служить молодой священник Константин Красовский, сын пономаря церкви Никологорского погоста Вязниковского уезда Владимирской губернии. Отец Константин в 1850 году окончил Владимирскую духовную семинарию. Как участник Крымской войны, был награжден Георгиевским крестом. В 1854 году он пришел служить в Успенский храм деревни Войново-Гора. Здесь он женился на Надежде Семеновне Малининой, дочери священника Симеона Яковлевича Малинина. Примечательно, что представители династии священников Малининых более ста лет служили в Успенской церкви.
В 1854 году отец Симеон оставил службу. Преемником стал его зять Константин. В 1880 году за отлично-усердную службу по епархиальному ведомству его наградили орденом святого Владимира IV степени.
В XIX веке земли, на которых располагалась деревня Войново-Гора, входили в состав Покровского уезда Владимирской губернии, и храм относился к Владимирской епархии. Прихожане в основном были крестьянского сословия, занимавшиеся хлебопашеством, а также по причине малоземелья – извозом и ткачеством.
В конце столетия в этих краях активно развивалась промышленность. Пожертвования на храм поступали от рабочих завода и фабрики и, конечно, фабрикантов. Рядом с селом работал кирпичный завод Морозовых. Щедрые дары шли от Товарищества мануфактуры Саввы Морозова. В 1880 году на средства в размере 645 рублей, поступивших от Викулы и Саввы Морозовых, и 105 рублей, собранных мастеровыми и рабочими, был устроен чугунный пол Успенского храма. За всеми хлопотами по обустройству храма стоял отец Константин.
Он прослужил в Успенском храме до своей кончины в 1891 году. Отец Константин был уважаем и любим за свое доброе отношение к прихожанам, за простые слова, что доходили до самого сердца, за мудрость, помогавшую многим жить. Его долгую службу в 36 лет и 11 месяцев продолжил старший сын Александр, окончивший Владимирскую духовную семинарию в 1886 году.
Отец Константин, кроме церковной службы, много сил и времени отдавал учительской работе в церковно-приходской школе. Трехклассную школу открыли в 1884 году в доме общества при церкви. В штате школы числился всего один учитель – П.И. Смирнов. Очевидно, что дети семьи священника Красовского получали начальное образование в этой школе. А через годы приходили в нее, чтобы преподавать. В 1906 году, когда церковно-приходская школа стала земской четырехклассной, в ней учительствовали Василий Константинович Красовский и Марина Венедиктовна Смирнова-Красовская. Закон Божий преподавал отец Александр Красовский. Так появилась еще одна династия – учителей Красовских.
Дом священника Красовского стоял в тени деревьев, рядом с Успенским храмом. Окна его смотрели на церковный двор и кладбище, за которым простиралась гладь речного затона. В этом доме рождались дети Красовских. В 1876 году Бог благословил семью сыном Николаем. Все было ладно в семье. Наследники радовали послушанием, любовью к молитве, скромностью, желанием оказывать людям посильную помощь, трудолюбием, тягой к знаниям. Три сына – Сергей, Александр и Николай – стали священниками.
Сын Николай Красовский, выбор
Учеба в семинарии была желанной для Николая Красовского. Он поступил во Владимирскую духовную семинарию, где получали образование его отец и братья. Город Владимир впечатлял славной историей и храмами: куда ни глянь – золотятся купола и кресты, и далеко за Клязьму плывет и плывет дивный колокольный звон.
Здания Владимирской семинарии с 1860 года находились на Нижегородской улице рядом с церковью преподобного Сергия Радонежского (Красная). Это была восточная часть города, называемая в старину Ветшаным городом.
В первые четыре года семинаристы проходили курс гимназии, два следующих года посвящались исключительно богословским наукам. По уставу 1867 года в духовных семинариях была устранена многопредметность, из программы были убраны такие предметы, как сельское хозяйство и медицина, но включена педагогика. Выпускники семинарии после ее окончания работали в различных светских учреждениях, продолжали учебу в высших учебных заведениях, а также учительствовали в начальных духовных или светских учебных заведениях.
Николай Красовский стал учителем церковно-приходской школы при станции Усад, то есть в деревне Городище, которая в конце XIX века превращается в промышленный поселок, население которого работало на фабрике Морозовых. Развивалась и социальная инфраструктура.
На средства Марии Федоровны Морозовой в 1890-е годы при фабрике строится храм, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы. К сожалению, никаких сведений о том, как он выглядел, не сохранилось. Есть только упоминание: при церкви был хор. Мария Федоровна – одна из первых женщин купеческого сословия была удостоена знака отличия за 25 лет беспорочной службы в благотворительных заведениях, которые относились к Ведомству учреждений императрицы Марии Федоровны.
Морозовы уделяли большое внимание образованию. При этом существовало и принятое императором Александром II Положение от 18 февраля 1861 года о мерах по улучшению крестьянского быта. Фабриканты были обязаны давать малолетним работникам возможность учиться. Благодаря этому в Городище появились два учебных заведения. Это была деревенская школа при храме и открытое в 1887 году начальное народное училище с квартирой для учителей.
После окончания семинарии Александр Красовский работал в школе почти четыре года: сначала учителем, а затем и законоучителем. В 1891 году, став священником, он был утвержден в должности законоучителя в Народных училищах в селе Городище и Войново-Гора.
Материальное положение учителей училища было достойным: кроме зарплаты они получали вознаграждение за воспитательную работу и за выступления перед населением. Условия работы в церковно-приходской школе были более скромными, ведь традиционно она содержалась на средства прихода. Для Николая Константиновича Красовского, назначенного учителем, это не имело большого значения, он не поддавался «житейским волнениям» и просто служил своему делу, был усерден в преподавании и всегда благожелателен к детям.
В школе при Успенском храме сложилась династия учителей Красовских. Первыми педагогами в ней были Константин, Александр и Юлия Красовские. Здесь работала и еще одна сестра Николая Константиновича – Анна, выпускница епархиального училища. В 1907 году в школу пришел новый учитель – Николай Васильевич Поспелов, окончивший Владимирскую духовную семинарию. Он стал мужем Анны.
Первая мировая война, служба в госпитале
С началом Первой мировой войны 19 июля (1 августа) 1914 года жизнь в России изменилась. Трагедия коснулась всех: столицы, больших городов и маленьких деревень. По мобилизации правительства были призваны и ушли на фронт многие жители деревни Городищи. В боевых действиях участвовало 170 рабочих фабрики.
Служил в армии и учитель церковно-приходской школы Николай Константинович Красовский. Он был санитаром Московского сводного эвакуационного госпиталя № 10. Уже к августу 1914 года через город проходило от шести до восьми тысяч раненых и больных. Их, страдающих от ран, еще не получивших должного лечения, голодных, доставляли военно-санитарные поезда, которые могли идти несколько суток.
Николай Константинович был одним из тех, кто делал перевязки, давал лекарства, ухаживал, утешал, внушал надежду и молился. Молился о выздоровлении раненых, об укреплении их духа. Работать приходилось круглые сутки. Работа по санитарной организации в любом месте: вблизи боевых действий и в тылу – была титанической.
После демобилизации Николай Константинович вернулся в Городищенскую школу. Но время пришло безбожное. Религия отрицалась, вера в Бога каралась. В 1922 году Успенский храм закрыли и превратили в клуб. На одной из старых фотографий внутри церкви – флаги и гигантский портрет Сталина, на фоне которого стоит молодежь. Позднее, в советское время, церковное здание снесли, и на его месте появилось безликое гражданское строение.
Руководство поселка настоятельно рекомендовало учителям, в том числе и Красовскому, водить детей в новый клуб, чтобы приобщать их к пролетарской культуре. За отказом Красовского последовало его увольнение.
Наступил 1924 год. В это тяжелое для Русской Православной Церкви время раскола Николай Константинович Красовский принял решение посвятить свою жизнь Богу и служению у престола.
Николай Константинович всегда жил один, как монах, но пострига не принимал. Просто правила монашеской жизни были его правилами. Молитвенный труд и бдение, пост, сострадание, бережное отношение людям и безграничная любовь к этому грешному миру – это его линия жизни.
Диакон Николай Красовский
В 1924 году Николай Константинович Красовский вернулся в родное село Войново-Гора. В храме Успения Пресвятой Богородицы он был рукоположен в сан диакона. Его брат, протоиерей Александр Красовский, после кончины отца Константина в 1891 году исполнял послушание настоятеля. В 1931 году отец Александр тяжело заболел и вскоре преставился. Его похоронили в ограде Успенского храма. Церковь осталась без своего доброго пастыря и была захвачена обновленцами на целых семь лет. Диакон Николай Константинович отказался служить в храме при обновленцах. Даже угрозы заключить его в Соловецкий лагерь особого назначения (Соловки) не помогли. В храм был назначен новый священник – отец Николай Поспелов, муж сестры Анны. Однако обновленцы отказали ему в регистрации.
В 1932 году диакон Николай Красовский был рукоположен в сан иерея в Успенском храме, где служили его отец и брат. Служить предстояло в церкви Никиты Мученика села Кабаново Орехово-Зуевского района.
В 1936 году иерей Николай Красовский был переведен в другой храм – великомученика Никиты в селе Дровосеки Орехово-Зуевского района. Здесь прошли последние четыре года его жизни. Местную церковь возвели в 1897 году, но постоянных служб в ней не совершали. Богослужения проводились только по великим праздникам, Великим постом, а также совершались Крещения и отпевания. Однако долго служить в этом храме отцу Николаю не пришлось.
Советская власть уже присматривалась к священнику, которого так любили жители села, и находила его деятельность антисоветской. К тому же он помогал людям, которых власть считала антиобщественными элементами. Помогал продуктами и посильно деньгами. В 1929 году многострадальная страна узнала о том, что такое хлебные карточки. Но получали их не все, многие голодали. Отец Николай делал для нуждающихся всё, что мог. Но и милосердие вызывало подозрение.
Последняя служба – всенощная под Богоявление
18 января 1938 года отец Николай служил всенощную под праздник Богоявления. Не дожидаясь утра, его арестовали и отправили в Москву. Допросы священника проходили в Таганской тюрьме и шли по единой схеме, обвиняли по шаблону: агитация против власти, новой Конституции, клевета на колхозы и жизнь в них. На все пункты обвинения ответ отца Николая был один: «Нет, не признаю». У него была еще одна вина: отец Николай был слишком добр и всегда помогал людям.
25 января тройка УНКВД по Московской области вынесла приговор: расстрел. 31 января 1938 года приговор привели в исполнение на Бутовском полигоне. Отец Николай Красовский был похоронен в общей могиле. 17 февраля в такую же могилу в Бутово лег отец Николай Поспелов, муж Анны Красовской.
Судьба храмов, которые были в жизни отца Николая
Во Владимире церковь преподобного Сергия Радонежского (Красная), которая находилась рядом с духовной семинарией, исчезла в 1929 году под предлогом расширения проезжей части, ведь идеологические причины были, безусловно, важнее. В 1939 году с колокольни храма в селе Войново-Гора сбросили колокола, началось разграбление церкви: был сожжен архив, украдены иконы. Здание превратили в склад, а затем – в цех, где производили гуталин. И только в 1988 году Успенский храм в селе Войново-Гора внесли в список памятников истории и культуры. В 1995 году там возобновились богослужения.
Храм Никиты Мученика в деревне Кабаново закрыли в 1937 году. Настоятель храма Василий Максимов был репрессирован и расстрелян в тот же год. Здание храма смогли сохранить, и в 1953 году церковная жизнь там возродилась.
В 1938 году закрыли Никитский храм в деревне Дровосеки. Церковь несколько лет простояла с заколоченными окнами и дверями, затем в здании храма стал работать клуб, из которого во время Великой Отечественной войны сделали склад, а после – магазин. В 1998 году храм вернули верующим. В 2000-е годы началось его восстановление, в 2003 году было совершено освящение.
Память
Священник Николай Красовский причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских 17 июля 2001 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви. Образ священника запечатлен в храме Новомучеников и исповедников Орехово-Зуевских. Эту церковь построили в городе Орехово-Зуево в 2011 году на том месте, где находился большой храм Рождества Богородицы, закрытый в 1941 году и разрушенный в 1972.
Дом священников Красовских в Войново-Гора Орехово-Зуевского района Московской области сохранился до наших дней. В деревне помнят семью Красовских, из которой вышли учителя, священники и знаменитый оперный певец Сергей Красовский, сын протоиерея Александра Красовского. В местной школе продолжают работать представители этой династии. В храм на улице Старой идут люди. Звонят колокола. Совершаются богослужения. И радуется сердце. Всё так, как должно быть.
Ольга Сокиркина
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм