СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ КРАСОВСКИЙ. КОГО НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ
Простая жизнь, наполненная верой в Бога и молитвами, сегодня кажется обычной. Но так было не всегда. За нее и погиб отец Николай Красовский, один из многих священников России, один из тех, кого нельзя забывать.
Село Войново-Гора – малая родина
Содержание статьи:
Правый берег реки Клязьмы. Соединение двух губерний – Московской и Владимирской. В давние времена здесь находилось село и погост Войново-Гора. На месте погоста существовало Успенское Юрьево подворье Троице-Сергиева монастыря. В нем – деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы.
Село Войнова-Гора, 1900–1908 гг. Село Войнова-Гора, 1900–1908 гг.
В первой четверти XVII века обитель упразднили, но монастырь продолжал владеть землями и селом Войново-Гора. Село прирастало новыми дворами. Была в нем и пустошь, принадлежащая московским и владимирским ямщикам. Таковы сведения из переписных книг.
Следующие столетия будут менять облик сел и деревень, фамилии их владельцев и жителей, да и сам уклад жизни. В конце XVIII века земли окажутся в частной собственности. После 1861 года их начнут скупать купцы Морозовы, Певцовы и др. И только главное и такое родное будет неизменным: русская земля, поля и леса, смотрящие в небо и реку, да село с храмом.
Николай Константинович КрасовскийНиколай Константинович Красовский
В селе Войново-Гора Покровского уезда Владимирской губернии в 1876 году в семье священника родился и был крещен в местном храме Николай Константинович Красовский. Его жизнь и жизнь его семьи были тесно связаны с этим храмом – Успения Пресвятой Богородицы погоста Войново-Гора.
Впервые деревянный Успенский храм упоминается в XV веке. В указах великого князя московского Василия II Васильевича Темного относительно погоста Войново-Гора содержалось предписание: торговым и служивым людям не останавливаться рядом с Успенским подворьем, так как это может нарушить покой и богоугодное бытие монахов, вводить в искушение, своим шумом мешать рыбной ловле, ведь заводи протекающей здесь реки Клязьмы, бывшей когда-то торговым путем, и низовья речки Киржач принадлежали Троице-Сергиеву монастырю. А торговые люди со всех концов Руси спешили быстрее окунуться в бурную жизнь соседних Городищ. Нередко между купцами и монахами вспыхивали конфликты, что было дурно.
Такая забота князя о подворье Троице-Сергиева монастыря, который всегда чтил заветы преподобного Сергия «держаться Москвы», связана с его жизнью и историей правления. После освобождения из плена хана Улу-Ахмета князь Василий возносил благодарственные молитвы Богу в храмах обители и скрывался в монастыре, когда князья-враги пытались захватить его.
Монастырское подворье просуществовало до XVII века. История умалчивает, что стало с храмом. Однако есть сведения, что новый деревянный однопрестольный храм в честь Успения Богородицы в селе Войново-Гора отстроили в 1723 году. Чин освящения совершил священник Евфимий Иванов. В то время старостой храма был житель села Прокудино ямщик Симеон Исаев. Его стараниями и стараниями прихожан церковь украшалась: появлялись новые иконы и утварь, золотился трехъярусный, с витыми колоннами и резьбой иконостас.
Вся церковь, исключая иконостас, выглядела просто, в духе незатейливого деревенского вкуса и была любима прихожанами. Но стало понятно: дерево не долговечно и необходима перестройка храма в камне.
Благословение архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения (Черткова) на возведение нового каменного здания было получено в 1835 году. Началось строительство, которое велось из местного кирпича и закончилось через три года. Старое деревянное здание церкви продолжало стоять до 1871 года, пока купец Яков Лабзин из Павловского Посада не купил его за 300 рублей, а затем увез в Зуево и восстановил. В 1857 году колокольню старого Успенского храма сломали и пустили на дрова для того, чтобы отапливать каменную церковь.
Каменный храм Успения Пресвятой Богородицы был построен в стиле классицизма и имел три придела: во имя Успения Божией Матери, в честь святителя Николая Мирликийского и преподобного Сергия Радонежского. В иконостас, устроенный на средства купца С. Хохлова из города Покрова, поместили новые иконы и лучшие образа из старой деревянной церкви, которые в 1852 году реставрировал мастер В. Подключников. При храме имелась библиотека, а главным сокровищем церковной утвари считалось Евангелие 1701 года. В 1858 году церковная земля уменьшилась на шесть десятин. Причиной явилось строительство Московско-Нижегородской железной дороги и появление станции Усад.
Священник Константин Красовский
В 1854 году в Успенский храм пришел служить молодой священник Константин Красовский, сын пономаря церкви Никологорского погоста Вязниковского уезда Владимирской губернии. Отец Константин в 1850 году окончил Владимирскую духовную семинарию. Как участник Крымской войны, был награжден Георгиевским крестом. В 1854 году он пришел служить в Успенский храм деревни Войново-Гора. Здесь он женился на Надежде Семеновне Малининой, дочери священника Симеона Яковлевича Малинина. Примечательно, что представители династии священников Малининых более ста лет служили в Успенской церкви.
В 1854 году отец Симеон оставил службу. Преемником стал его зять Константин. В 1880 году за отлично-усердную службу по епархиальному ведомству его наградили орденом святого Владимира IV степени.
В XIX веке земли, на которых располагалась деревня Войново-Гора, входили в состав Покровского уезда Владимирской губернии, и храм относился к Владимирской епархии. Прихожане в основном были крестьянского сословия, занимавшиеся хлебопашеством, а также по причине малоземелья – извозом и ткачеством.
В конце столетия в этих краях активно развивалась промышленность. Пожертвования на храм поступали от рабочих завода и фабрики и, конечно, фабрикантов. Рядом с селом работал кирпичный завод Морозовых. Щедрые дары шли от Товарищества мануфактуры Саввы Морозова. В 1880 году на средства в размере 645 рублей, поступивших от Викулы и Саввы Морозовых, и 105 рублей, собранных мастеровыми и рабочими, был устроен чугунный пол Успенского храма. За всеми хлопотами по обустройству храма стоял отец Константин.
Он прослужил в Успенском храме до своей кончины в 1891 году. Отец Константин был уважаем и любим за свое доброе отношение к прихожанам, за простые слова, что доходили до самого сердца, за мудрость, помогавшую многим жить. Его долгую службу в 36 лет и 11 месяцев продолжил старший сын Александр, окончивший Владимирскую духовную семинарию в 1886 году.
Отец Константин, кроме церковной службы, много сил и времени отдавал учительской работе в церковно-приходской школе. Трехклассную школу открыли в 1884 году в доме общества при церкви. В штате школы числился всего один учитель – П.И. Смирнов. Очевидно, что дети семьи священника Красовского получали начальное образование в этой школе. А через годы приходили в нее, чтобы преподавать. В 1906 году, когда церковно-приходская школа стала земской четырехклассной, в ней учительствовали Василий Константинович Красовский и Марина Венедиктовна Смирнова-Красовская. Закон Божий преподавал отец Александр Красовский. Так появилась еще одна династия – учителей Красовских.
Дом священника Красовского стоял в тени деревьев, рядом с Успенским храмом. Окна его смотрели на церковный двор и кладбище, за которым простиралась гладь речного затона. В этом доме рождались дети Красовских. В 1876 году Бог благословил семью сыном Николаем. Все было ладно в семье. Наследники радовали послушанием, любовью к молитве, скромностью, желанием оказывать людям посильную помощь, трудолюбием, тягой к знаниям. Три сына – Сергей, Александр и Николай – стали священниками.
Сын Николай Красовский, выбор
Учеба в семинарии была желанной для Николая Красовского. Он поступил во Владимирскую духовную семинарию, где получали образование его отец и братья. Город Владимир впечатлял славной историей и храмами: куда ни глянь – золотятся купола и кресты, и далеко за Клязьму плывет и плывет дивный колокольный звон.
Здания Владимирской семинарии с 1860 года находились на Нижегородской улице рядом с церковью преподобного Сергия Радонежского (Красная). Это была восточная часть города, называемая в старину Ветшаным городом.
В первые четыре года семинаристы проходили курс гимназии, два следующих года посвящались исключительно богословским наукам. По уставу 1867 года в духовных семинариях была устранена многопредметность, из программы были убраны такие предметы, как сельское хозяйство и медицина, но включена педагогика. Выпускники семинарии после ее окончания работали в различных светских учреждениях, продолжали учебу в высших учебных заведениях, а также учительствовали в начальных духовных или светских учебных заведениях.
Владимирская семинария на Нижегородской улице, г. Владимир, конец XIX в. Владимирская семинария на Нижегородской улице, г. Владимир, конец XIX в.
Николай Красовский стал учителем церковно-приходской школы при станции Усад, то есть в деревне Городище, которая в конце XIX века превращается в промышленный поселок, население которого работало на фабрике Морозовых. Развивалась и социальная инфраструктура.
На средства Марии Федоровны Морозовой в 1890-е годы при фабрике строится храм, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы. К сожалению, никаких сведений о том, как он выглядел, не сохранилось. Есть только упоминание: при церкви был хор. Мария Федоровна – одна из первых женщин купеческого сословия была удостоена знака отличия за 25 лет беспорочной службы в благотворительных заведениях, которые относились к Ведомству учреждений императрицы Марии Федоровны.
Морозовы уделяли большое внимание образованию. При этом существовало и принятое императором Александром II Положение от 18 февраля 1861 года о мерах по улучшению крестьянского быта. Фабриканты были обязаны давать малолетним работникам возможность учиться. Благодаря этому в Городище появились два учебных заведения. Это была деревенская школа при храме и открытое в 1887 году начальное народное училище с квартирой для учителей.
После окончания семинарии Александр Красовский работал в школе почти четыре года: сначала учителем, а затем и законоучителем. В 1891 году, став священником, он был утвержден в должности законоучителя в Народных училищах в селе Городище и Войново-Гора.
Материальное положение учителей училища было достойным: кроме зарплаты они получали вознаграждение за воспитательную работу и за выступления перед населением. Условия работы в церковно-приходской школе были более скромными, ведь традиционно она содержалась на средства прихода. Для Николая Константиновича Красовского, назначенного учителем, это не имело большого значения, он не поддавался «житейским волнениям» и просто служил своему делу, был усерден в преподавании и всегда благожелателен к детям.
В школе при Успенском храме сложилась династия учителей Красовских. Первыми педагогами в ней были Константин, Александр и Юлия Красовские. Здесь работала и еще одна сестра Николая Константиновича – Анна, выпускница епархиального училища. В 1907 году в школу пришел новый учитель – Николай Васильевич Поспелов, окончивший Владимирскую духовную семинарию. Он стал мужем Анны.
Станция Усад. Второй слева – учитель Городищенской школы Н. Красовский, восьмой слева – Н. Поспелов Станция Усад. Второй слева – учитель Городищенской школы Н. Красовский, восьмой слева – Н. Поспелов
Первая мировая война, служба в госпитале
С началом Первой мировой войны 19 июля (1 августа) 1914 года жизнь в России изменилась. Трагедия коснулась всех: столицы, больших городов и маленьких деревень. По мобилизации правительства были призваны и ушли на фронт многие жители деревни Городищи. В боевых действиях участвовало 170 рабочих фабрики.
Служил в армии и учитель церковно-приходской школы Николай Константинович Красовский. Он был санитаром Московского сводного эвакуационного госпиталя № 10. Уже к августу 1914 года через город проходило от шести до восьми тысяч раненых и больных. Их, страдающих от ран, еще не получивших должного лечения, голодных, доставляли военно-санитарные поезда, которые могли идти несколько суток.
Николай Константинович был одним из тех, кто делал перевязки, давал лекарства, ухаживал, утешал, внушал надежду и молился. Молился о выздоровлении раненых, об укреплении их духа. Работать приходилось круглые сутки. Работа по санитарной организации в любом месте: вблизи боевых действий и в тылу – была титанической.
После демобилизации Николай Константинович вернулся в Городищенскую школу. Но время пришло безбожное. Религия отрицалась, вера в Бога каралась. В 1922 году Успенский храм закрыли и превратили в клуб. На одной из старых фотографий внутри церкви – флаги и гигантский портрет Сталина, на фоне которого стоит молодежь. Позднее, в советское время, церковное здание снесли, и на его месте появилось безликое гражданское строение.
Руководство поселка настоятельно рекомендовало учителям, в том числе и Красовскому, водить детей в новый клуб, чтобы приобщать их к пролетарской культуре. За отказом Красовского последовало его увольнение.
Разоренный Успенский храм, 1980-е гг. Разоренный Успенский храм, 1980-е гг.
Наступил 1924 год. В это тяжелое для Русской Православной Церкви время раскола Николай Константинович Красовский принял решение посвятить свою жизнь Богу и служению у престола.
Николай Константинович всегда жил один, как монах, но пострига не принимал. Просто правила монашеской жизни были его правилами. Молитвенный труд и бдение, пост, сострадание, бережное отношение людям и безграничная любовь к этому грешному миру – это его линия жизни.
Диакон Николай Красовский
В 1924 году Николай Константинович Красовский вернулся в родное село Войново-Гора. В храме Успения Пресвятой Богородицы он был рукоположен в сан диакона. Его брат, протоиерей Александр Красовский, после кончины отца Константина в 1891 году исполнял послушание настоятеля. В 1931 году отец Александр тяжело заболел и вскоре преставился. Его похоронили в ограде Успенского храма. Церковь осталась без своего доброго пастыря и была захвачена обновленцами на целых семь лет. Диакон Николай Константинович отказался служить в храме при обновленцах. Даже угрозы заключить его в Соловецкий лагерь особого назначения (Соловки) не помогли. В храм был назначен новый священник – отец Николай Поспелов, муж сестры Анны. Однако обновленцы отказали ему в регистрации.
Иерей Николай КрасовскийИерей Николай Красовский
В 1932 году диакон Николай Красовский был рукоположен в сан иерея в Успенском храме, где служили его отец и брат. Служить предстояло в церкви Никиты Мученика села Кабаново Орехово-Зуевского района.
В 1936 году иерей Николай Красовский был переведен в другой храм – великомученика Никиты в селе Дровосеки Орехово-Зуевского района. Здесь прошли последние четыре года его жизни. Местную церковь возвели в 1897 году, но постоянных служб в ней не совершали. Богослужения проводились только по великим праздникам, Великим постом, а также совершались Крещения и отпевания. Однако долго служить в этом храме отцу Николаю не пришлось.
Советская власть уже присматривалась к священнику, которого так любили жители села, и находила его деятельность антисоветской. К тому же он помогал людям, которых власть считала антиобщественными элементами. Помогал продуктами и посильно деньгами. В 1929 году многострадальная страна узнала о том, что такое хлебные карточки. Но получали их не все, многие голодали. Отец Николай делал для нуждающихся всё, что мог. Но и милосердие вызывало подозрение.
Последняя служба – всенощная под Богоявление
Осужденный священник Николай Красовский. Москва, Таганская тюрьма, 1938 г.Осужденный священник Николай Красовский. Москва, Таганская тюрьма, 1938 г.
18 января 1938 года отец Николай служил всенощную под праздник Богоявления. Не дожидаясь утра, его арестовали и отправили в Москву. Допросы священника проходили в Таганской тюрьме и шли по единой схеме, обвиняли по шаблону: агитация против власти, новой Конституции, клевета на колхозы и жизнь в них. На все пункты обвинения ответ отца Николая был один: «Нет, не признаю». У него была еще одна вина: отец Николай был слишком добр и всегда помогал людям.
25 января тройка УНКВД по Московской области вынесла приговор: расстрел. 31 января 1938 года приговор привели в исполнение на Бутовском полигоне. Отец Николай Красовский был похоронен в общей могиле. 17 февраля в такую же могилу в Бутово лег отец Николай Поспелов, муж Анны Красовской.
Судьба храмов, которые были в жизни отца Николая
Во Владимире церковь преподобного Сергия Радонежского (Красная), которая находилась рядом с духовной семинарией, исчезла в 1929 году под предлогом расширения проезжей части, ведь идеологические причины были, безусловно, важнее. В 1939 году с колокольни храма в селе Войново-Гора сбросили колокола, началось разграбление церкви: был сожжен архив, украдены иконы. Здание превратили в склад, а затем – в цех, где производили гуталин. И только в 1988 году Успенский храм в селе Войново-Гора внесли в список памятников истории и культуры. В 1995 году там возобновились богослужения.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Войново-Гора (современный вид) Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Войново-Гора (современный вид)
Храм Никиты Мученика в деревне Кабаново закрыли в 1937 году. Настоятель храма Василий Максимов был репрессирован и расстрелян в тот же год. Здание храма смогли сохранить, и в 1953 году церковная жизнь там возродилась.
В 1938 году закрыли Никитский храм в деревне Дровосеки. Церковь несколько лет простояла с заколоченными окнами и дверями, затем в здании храма стал работать клуб, из которого во время Великой Отечественной войны сделали склад, а после – магазин. В 1998 году храм вернули верующим. В 2000-е годы началось его восстановление, в 2003 году было совершено освящение.
Память
Священник Николай Красовский причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских 17 июля 2001 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви. Образ священника запечатлен в храме Новомучеников и исповедников Орехово-Зуевских. Эту церковь построили в городе Орехово-Зуево в 2011 году на том месте, где находился большой храм Рождества Богородицы, закрытый в 1941 году и разрушенный в 1972.
Дом священников Красовских в Войново-Гора Орехово-Зуевского района Московской области сохранился до наших дней. В деревне помнят семью Красовских, из которой вышли учителя, священники и знаменитый оперный певец Сергей Красовский, сын протоиерея Александра Красовского. В местной школе продолжают работать представители этой династии. В храм на улице Старой идут люди. Звонят колокола. Совершаются богослужения. И радуется сердце. Всё так, как должно быть.
Ольга Сокиркина
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм