Ultimate magazine theme for WordPress.

«ОН СОЗДАВАЛ УСЛОВИЯ ДЛЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ СТАРЧЕСТВА». О ПРЕПОДОБНОМ МОИСЕЕ ОПТИНСКОМ

0 32

Протоиерей Николай Скурат

Имена многих старцев Русской Церкви связаны с Оптиной пустынью. В XIX веке здесь зародилась особая монашеская традиция, у истоков которой стоял преподобный Моисей Оптинский, день памяти которого отмечают 29 июня. Он перенимал опыт у многих известных подвижников, а впоследствии стал настоятелем Оптиной пустыни. О его жизни, выборе монашеского пути и о старчестве – беседа с преподавателем Сретенской духовной академии протоиереем Николаем Скуратом.

Протоиерей Николай СкуратПротоиерей Николай Скурат

– Отец Николай, расскажите о начале жизненного пути преподобного Моисея.

– Тимофей Путилов, будущий старец Моисей, родился в городе Романов-Борисоглебск (сейчас – Тутаев) в большой купеческой семье. Он был третьим из десяти детей. Мать происходила из духовной семьи – к дедушке-иеродиакону она часто ходила в монастырь на богослужения, а ее племянница стала инокиней Вознесенского монастыря Москвы. Отец Тимофея пел на клиросе и приобщал их самих к пению, а также строго соблюдал посты и заботился о благочестивом воспитании своих детей. Христианский уклад семейной жизни показывал детям хороший пример.

Да и красивый город, на двух высоких берегах Волги, со множеством древних храмов, с величественным Воскресенским собором, с вековыми православными традициями и торжественными крестными ходами несомненно оставил глубокий след в душах юных Путиловых.

Когда будущему старцу исполнилось 18 лет, отец отправил его вместе с 14-летним братом Ионой на работу к московскому купцу. В столице, в свободное от работы время, братья читали духовную литературу, посещали обители, искали общения с подвижниками благочестия. Они познакомились со старицей Досифеей из Иоанно-Предтеченского монастыря, монахами Новоспасской обители Александром (Подгорченковым) и Филаретом (Пуляшкиным), которые находились в духовном общении со старцем Паисием Величковским.

Так у Тимофея и Ионы созрело желание уйти в монастырь, однако нельзя было это осуществить только по личному произволению. Они принадлежали к купеческому сословию. Для того, чтобы уйти в монастырь, надо было сменить сословие на духовное, которое, в отличие от купеческого, было неподатное – и потому за ушедшего из сословия кто-то (общество или отдельный человек) должен был платить подать государству. Кроме того, братья Путиловы, как послушные дети, должны были получить благословение своего отца. Братья опасались, что он благословение не даст, потому что отец хотел, чтобы они трудились, для чего и послал их в Москву. Для этого по месту жительства семьи выписывался документ, называвшийся паспортом, по которому можно было перемещаться по России. Он давался на определенное время. Продление его делалось по официальному месту жительства, где человек был зарегистрирован.

Тимофей и Иона пошли в Саров, чтобы потрудиться в монастыре. В то время еще был жив преподобный Серафим, с которым они общались, а с ним подвизался преподобный схимонах Марк (Мальцов) Молчальник, тоже родом из Курска, который взял на себя подвиг юродства, жили другие подвижники. Братья написали отцу письмо с просьбой дать разрешение уйти в монастырь, но отец не давал согласия. Только во время сильной болезни, думая, что он уже умирает, Иван Григорьевич Путилов дозволил сначала Тимофею, а затем и Ионе уйти в монастырь.

– А почему вообще у них возникло желание идти в монастырь?

Преподобный Моисей ОптинскийПреподобный Моисей Оптинский

– Этот период мало описан, поскольку это было время внутреннего созревания. Они с детства жили церковной жизнью, видели, как люди живут правильно, что эти люди все хорошие, общались с настоящими монахами, слышали в храме и сами читали о замечательных примерах подвижнической жизни прославленных монахов. Была масса таких небольших «отправных точек». Естественно, что нормальная человеческая душа будет относиться весьма настороженно к другому образу жизни, неправильному.

Ни дети, ни семья не являются главной целью человеческого бытия. Главной целью является спасение во Христе. Поэтому, что монашеский чин, что мирской – это просто разные пути. Но если ты видишь, что не потянешь монашеского пути, то идешь по обычному мирскому пути. Старец Моисей три года жил в Сарове, проходил период проверки самого себя.

После того, как братья получили благословение отца, Иона (ставший потом монахом Исаией, а после и игуменом Саровской обители) вернулся в Саров, а Тимофей поступил послушником в Свенский Успенский монастырь. Здесь он познакомился со старцем прп. Василием (Кишкиным) и другими старцами и отправился поучиться монашеской жизни к подвижникам, которые проживали в рославльских лесах под Смоленском.

Жизнь в лесах была действительно отшельнической. Старцы жили своим трудом. Максимум, что они могли, – это поменять грибы и ягоды на масло и что-то еще необходимое для жизни. Им приходилось вырубать лес, корчевать пни, делать делянку, растить овощи, из которых на лесной почве росла только репа. Они жили там очень скудно, надо было все самим делать: и жилье, и инструменты, и добывать себе пропитание… Конечно, там были трудности, порой и звери пугали, и бури, а однажды их избили и чуть не ограбили разбойники, которых тогда было немало.

Хорошо еще, что их не гнали, потому что земля была помещика, и, если бы захотел, он мог их прогнать или сдать полиции, которая не приветствовала незарегистрированное властями монашеское поселение. Жить в этом лесу с точки зрения подвижничества и отшельничества было хорошо. Но все-таки очень много сил уходило на поддержание самой жизни, обеспечение пропитания, оставляя мало времени собственно уединенной молитве.

У них случались маленькие чудеса. На праздник Богоявления монахи поймали несколько налимов, это было большое событие для них. Были и другие моменты утешения. Но в целом было весьма непросто.

Их проживание в лесу было несанкционированное. Монахи по законам Российской империи должны были быть либо в монастырях, либо в каких-то официальных скитах, учрежденных монастырем. С точки зрения закона, они считались нарушителями в одном ряду с беглыми солдатами, крестьянами, с разбойниками, в конце концов, которые тоже жили в лесах. Поскольку была такая неконтролируемая государством ситуация, то неизбежно было разбирательство. Оно не заставило себя ждать: где-то в середине 20-х годов XIX века стали наводить здесь общепринятый властями порядок. Поэтому всех монахов поймали, кого-то в тюрьму даже посадили, у кого не было документов или у кого они за ветхостью стали недействительными.

– Что привело старца Моисея в Оптину пустынь?

– В то время у епископа Филарета (Амфитеатрова), Калужского архиерея, была такая мысль, которую понимали и простые монастырские монахи, и архиереи: нужно способствовать возрождению монашества после трагических петровских реформ и екатерининской секуляризации. Подвижники появлялись, но в основном это были индивидуальные подвиги, не могущие дать импульс целой стране.

И думали о том, чтобы создать такой оазис старчества в виде небольшого монастыря или скита. Для этого была выбрана Оптина Пустынь. Тогда она стояла на краю большого лесного массива. Город Козельск находится в стороне, никакие большие дороги туда через Оптину Пустынь не проходили. Более того, добирались в Оптину чаще всего через паром на реке Жиздре.

Беседа свт. Филарета (Амфитеатрова) с монахами Оптиной пустыни и жертвователями обители. Картина, 1847 г. Беседа свт. Филарета (Амфитеатрова) с монахами Оптиной пустыни и жертвователями обители. Картина, 1847 г.

И вот возникла идея обустроить скит для старцев, собрать их. Предложили тем, кого знали – ближайшим подвижникам из рославльских лесов. На это приглашение архиерея откликнулись отец Моисей и пришедший к нему брат Александр, который был пострижен с именем Антоний. И там они, как опытные, деятельные люди, начали делать скит. Появились первые кельи, церковь. Когда уже более-менее место было обжито, туда пришли и другие старцы. Такой был путь преподобного Моисея в Оптину Пустынь. Там он был и настоящим монахом, и тружеником-строителем. Его назначили скитоначальником строящегося Иоанна-Предтеченского скита.

И вот в этой обители они вместе с братом и другими выходцами из рославльских лесов трудились, созидали строения скита, его сад и огород. Монашеский устав там был изначально строгий. Когда старец Моисей только пришел, то был, можно сказать, самым опытным из пришедших подвижников. Он, конечно, исповедовался, у него был духовник, но старцев там еще не было. То, что у него и у Антония был опыт жизни в лесах, – это было перенесено на почву скита. Старец Моисей очень много трудился. И по скиту, и хозяйство было в хорошем состоянии, поэтому в 1825 году его сделали настоятелем всей Оптиной пустыни, а его брата Антония, который избрал себе в духовники старца Моисея, назначили скитоначальником.

– Кого правильно называть старцами?

– Слово «старец» происходит от того, что человек просто возрастом старый. Когда человек уже прожил большую часть жизни, он уже приобрел опыт. Тем более, если этот человек – монах, подвижник благочестия, то он не просто старый человек, он действительно опытный наставник.

Портрет преподобных старцев Антония (слева) и Моисея Портрет преподобных старцев Антония (слева) и Моисея

Если же мы понимаем под старцем молитвенника, подвижника, тогда возраст отпадает. Не потому, что мы приветствуем младостарчество, а потому что человек прошел все монашеские этапы вне зависимости от количества прожитых лет. Путь к старческому состоянию часто лежит не только через прожитые годы, но и через болезни и лишения.

Сейчас спрашивают: почему нет старцев? А потому, что нет настоящих послушников. Все эти старцы прошли через послушничество. Взять того же старца Моисея. Он трудился в Саровском монастыре, потом жил в лесу, чтобы учиться у опытных старцев. И, действительно, многому научился.

Старец – это человек, который имеет большой опыт духовной жизни. Он не обязательно должен быть пожилым, должен прожить большую духовную жизнь. Этот опыт может возникнуть за небольшой срок под опытным руководством.

– Почему называют старцем преподобного Моисея?

– Старчество преподобного Моисея – это старчество настоятеля обители. Он был духовным человеком, у него были духовные чада, но их было не так много, как у старца Льва (не говоря уже о прп. Амвросии Оптинском). Неоценимая заслуга старца Моисея в том, что, будучи сам тружеником, молитвенником, подвижником и незаурядным человеком, он создал условия для существования старчества.

Это требует очень большого смирения. Настоятель трудится без остановки, помолиться толком некогда. А есть старцы, которые большие молитвенники, духовные люди – и их все знают, а настоятеля почти никто не знает, и не к нему едут за тридевять земель. Это на самом деле общая проблема. Где появляется опытный духовник, вокруг него сразу скапливаются люди, и возникает человеческий фактор, недопонимания и конфликты.

Преподобный Моисей поддерживал и обеспечивал старчество, и при этом сам слушался старца, будучи наместником обители. У них был такой духовный симбиоз любви. Конечно, старец обители призывал всех монахов, которые у него окормлялись, слушаться настоятеля. Но и настоятель приходил к старцу за советами по насущным вопросам. Старец поддерживал настоятеля, и настоятель всячески заботился о старце и слушался его советов. Вплоть до защиты старца от нападок начальства.

Он признавал духовную значимость этого старца, формально не поставленного над ним никем. Можно сказать, что тем самым он умалял свой авторитет, свой ранг. На самом деле, он только возвышал его с духовной точки зрения. И эта традиция потом укоренилась в Оптиной пустыни. Старец Моисей был таким администратором. Под его руководством были сотни монахов, скит, его подразделения. Но он слушался старцев обители и всем показывал пример послушания.

Главная цель человека – это спасение. И старец Моисей в течение своей жизни к этой цели шел. Хотя отец не очень был доволен, что сыновья стали монахами, ведь их род, по сути, пресекся. Но, с другой стороны, этот род жил не зря: Моисей стал игуменом Оптиной Пустыни, Исаия – игуменом Саровской Пустыни, Антоний – игуменом Малоярославецкого Николаевского монастыря.

Так же, как и у преподобного Серафима: никого не осталось, но он оказался самым главным плодом своего родословного древа.

Беседовал Сергей Витязев

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.