Ultimate magazine theme for WordPress.

АПОКАЛИПСИС. СНИМАЯ ПОКРОВ. БЕСЕДА 19

0 128

Митрополит Лимасольский Афанасий

Победа над зверем

Беседа 18.

Мы продолжаем изучать богодухновенную книгу Откровения Иоанна Богослова, которую он записал так, как его просветил Дух Святой и как Христос показал ему. Мы сейчас на 19-й главе. В прошлой главе, в 18-й, апостол говорил о другом ангеле, который явил падение Вавилона. Голос небесный повелел покинуть город, и было разрушено и низвергнуто все то, что наполняло его и приносило наслаждение в этом городе. Были описаны все муки его и то отчаянное положение, в котором оказался сей город Вавилон.

«Падение Вавилона», иллюстрация XIV в.«Падение Вавилона», иллюстрация XIV в.

«После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!» (Откр. 19: 1). После того, как он увидел состояние Вавилона, крушение, которое он претерпел после предупреждения покинуть этот город, не оставаться дольше в нем, апостол и евангелист Иоанн услышал громкий голос на небесах, похожий на шум, на рев, на крик огромной толпы, словно кричало множество людей, говорящих: «Аллилуйя!». Слово «аллилуйя» – еврейское, оно означает «хвалите Бога». «Спасение и слава, и честь и сила Господу нашему». Казалось, что огромная толпа народа воспевает Господа, все люди вместе. Евангелист Иоанн слышал, как они говорили, что спасение и слава, и сила принадлежат Господу. По какой причине эти люди так восхваляли Господа?

«Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее» (Откр. 19: 2). Итак, «аллилуиа», и слава, и хвала, и сила – Богу истинному, потому что истинны и праведны суды Божии. Ибо Он наказал ту великую блудницу, то есть Вавилон, которая растлила землю своим блудом. И Бог взыскал кровь рабов Своих, которая проливалась от ее руки. Видите, здесь речь идет о праведном суде, о справедливости (как можно сказать, рассуждая по-человечески).

Но я снова повторю то, о чем мы часто говорим, мои дорогие братья и сестры. Тот, кто будет судить (наказывать) в конце, кто воздаст нам злая и будет истязать нас, – это не Бог, а наши грехи. Сами наши грехи станут мучить нас, разоблачат нас, прогонят благодать Божию, покрывающую нас, далеко от нас. К сожалению, когда мы грешим и остаемся нераскаянными, благодать оставляет нас. Мы прогоняем благодать далеко от себя. А прогоняя благодать, мы оказываемся беззащитными перед демонскими силами, демонским злом, сами предаемся сатанинской злобе, которая всегда нас разрушает, уничтожает.

Суды Божии истинны и праведны. Бог праведен и истинен, как говорится здесь, в том смысле, что Бог никогда не позволяет человеку остаться в несправедливости. Если на данный момент с нами поступили несправедливо, неправедно, мы несем наказание, если на мгновение кажется, что мы страдаем и мучаемся несправедливо – или со стороны людей, или от демонов, или от обстоятельств, от тысячи разных вещей – несмотря на это, Бог никогда не оставит несправедливости пребывать неизменно. Даже если человек бывает несправедливо наказан в этой жизни, тогда праведный Бог оправдает его в вечности. А ведь это и имеет значение.

Истинная правда (справедливость) вечна, а не временная. Ведь сколько лет человек проживет в этом мире? Сколько может прожить человек? Не стану повторять много раз, мы уже часто говорили об этом (не подумайте, что я хочу заставить вас поскорее умереть), человеку отведено ограниченное число лет жизни. Кто-то может дожить до 110, 120 лет, но все равно он уйдет. Однако праведный суд Божий – на века. А если Бог оправдает человека, то он оправдает его в вечности. А несправедливость, какой бы тяжелой она ни была, – временна.

Допустим, что кто-то обокрал меня. Он поступил несправедливо со мной, совершил злой поступок, причинил вред моему телу, моему здоровью и т. д. Конечно, это несправедливость. Возможно, что в этой жизни она нам не возместится. Но Бог, Который справедлив, не оставит эту несправедливость навечно. Приходит добрый и праведный Бог и вместо временной несправедливости подает вечную справедливость. В конечном итоге человек, с которым обошлись несправедливо, оказывается в более выгодном положении. Почему? Потому что такой человек получает оправдание согласно правде Божией.

Так говорил блаженной памяти старец Паисий: «Человек, с которым поступили несправедливо, неизменно имеет внутри своего сердца несправедливо осужденного Христа». Христос пребывает внутри него и оправдывает его Своей благодатью, Он дарует Свое вечное Царство каждому обиженному человеку. Так? Давайте и мы, когда нас будут обижать, не станем паниковать. Конечно, по-человечески мы можем найти способ оправдать себя. Если мы хотим, то можем защитить и оправдать себя, посмотреть, что мы можем сделать. Но очень сдержанно, без отчаяния, чтобы не повредить себе. Нужно смотреть на Божественную справедливость. Там обретается истинная справедливость, там Бог оправдывает нас навечно – всех обиженных, которые в конечном счете окажутся в более благоприятном положении.

Истинны и праведны суды Божии. Бог не попустит, чтобы человек, которого оболгали, пропал. Сколько лжи ни скажут люди, в конце воссияет истина Божия. И даже если она не воссияет в этом мире, то она воссияет в вечном Царствии, в котором нас ожидает множество сюрпризов, когда мы повстречаем там людей, которых полагали последними в этом мире, потерянными, презренными, а они стали первыми и сияют там словно солнце.

Здесь говорится, что Бог осудил ту великую блудницу, которая растлила землю своим блудом и нечистотой, идолослужением и отступлением от Бога. Бог же взыскал кровь рабов Своих, которая была пролита от рук ее. Осудил ту, которая утопала в крови рабов Божиих – мучеников, святых, апостолов, которых Бог оправдал. Он взыскал кровь служителей Своих. Повторю, что Бог не мстит и не делает зла никакому человеку, а сами дела Вавилона привели к такому положению.

«И вторично сказали: Аллилуия! И дым ее восходил во веки веков» (Откр. 19: 3). Дым, который исходил от пожара, в котором горел Вавилон, будет восходит в бесконечные веки – такая наступит катастрофа и полное уничтожение этого города, этой идеологии, этого состояния? Бог ведает, о чем здесь идет речь, что есть  Великий Вавилон. Это может быть и Рим, который пал и потерялся для Церкви Божией. Но никто с уверенностью не может сказать, что он из себя представляет. Мы увидим это и поймем, когда станут происходит эти события.

В продолжении, в четвертом стихе, апостол говорит: «Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуйя!» (Откр. 19: 4). Помните ту картину, когда Бог сидел на престоле, который держали четверо животных, а двадцать четыре старца вокруг престола пали ниц, поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: «Аминь!». «Аминь» – это еврейское слово, которое означает «истинно», «да будет так», а «аллилуия» – «хвалите Бога».

Поклонение престолу Божьему, фреска, 1668 г. p-danilov.ru Поклонение престолу Божьему, фреска, 1668 г. p-danilov.ru

«И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие» (Откр. 19: 5). Потом послышался голос, говоривший: «Хвалите Бога нашего» (это сказано по-гречески), то есть «Аллилуйя». «Хвалите все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие». Когда мы слышим в храме, дорогие мои братья и сестры: «Со страхом Божиим, верою и любовью приступите», нужно быть внимательным к тому, что здесь говорится не о психологическом страхе, потому что страх Господень иной. Психологический страх возникает, когда мы видим змею у себя в комнате, пугаемся, боимся, не съест ли она нас. А страх Божий в терминологии Церкви означает священный трепет, ощущение величия любви Божественной Ипостаси. Вот как можно описать страх Божий. Не страх и ужас, которые мы испытываем при виде страшного человека или встретившись с неожиданными обстоятельствами, ощущая иную энергию (то есть психологический страх). Апостол же имеет в виду тот трепет, то чувство, которое испытывает человек, когда осознает, что Бог – Всесвятой, Истинный, Праведный, что Бог так любит нас, а мы – так далеко от Него, и мы боимся оборвать нашу связь с Богом, лишиться этого соприкосновения с Господом из-за своей мелочности.

«И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откр. 19: 6–7). Мы говорили, что Агнец – это Христос, таким Он является здесь, в Откровении. По существу, Откровение написано не для того, чтобы нас испугать, не для того, чтобы потрясти, но чтобы показать нам, что в конце восторжествуют не все эти силы тьмы, не все эти ужасающие вещи, но наступит Царствие Отца и Сына и Святого Духа, Царствие Божие, внутри которого человек ощутит полноту, абсолютную радость и завершенность своей личности, потому что наступит день брака Агнца, к которому приготовила себя Его жена. Кто же есть жена Агнца? Это Церковь. Церковь – невеста Христова, жена Агнца.

«И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр. 19: 8). Церкви было дано облечься в чистый и светлый лен. Лен же символизирует праведность святых, праведные дела святых. Виссон, в который облечена Церковь, как вы знаете, глубоко красного цвета, поэтому, если вы видели фотографии со Святой Горы, то заметили, что храмы там покрашены снаружи в красный цвет. И когда турки покрасили храм Святой Софии в красный, наши, которые не знали об этой традиции, восставали против этого: «Что же натворили турки, покрасили Святую Софию в красный цвет!» Но турки были более начитанными по сравнению с нами и знали, что храмы снаружи красят в красный цвет, потому что Церковь облечена в кровь мучеников, этот цвет символизирует кровь мучеников, в которую облечена и которой украшена Церковь. Так же и здесь сообщает апостол Иоанн о Церкви, что она облечена в виссон – чистый и светлый, который есть праведность святых, все праведные дела святых, все мучения и свидетельства. На них была устроена и утверждена Церковь.

Званые – это все мы

«И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии» (Откр. 19: 9). Видите, ангел открывает ему и говорит, что написать. До этого он объясняет ему, как мы видели, что означает виссон, в который облечена Церковь, дает толкование, что виссон – это праведность святых. А теперь он говорит: «Напиши, что блаженны те, кто призван на брак Агнца».

«Брачная вечеря Агнца», миниатюра «Брачная вечеря Агнца», миниатюра

Это истинные слова Бога нашего. И действительно, блаженны эти люди, которые приглашены на брачную вечерю Агнца. Если мы вспомним отрывок из Евангелия, в котором Христос говорит о великой вечере, то обратим внимание, Христос говорит, что много званых, но мало избранных, немногие войдут внутрь на вечерю (см. Мф. 22: 14).

И вы помните из притчи, как богач готовил этот пир и позвал на него «многих друзей». Но когда он сказал одному прийти, тот ответил: «Прости, я женился и не могу прийти на вечерю. У меня есть семейные обязанности. Прошу тебя, не суди меня». Другой ответил на приглашение: «Я купил волов. Пойду проведаю их, у меня есть работа». А третий сказал: «Я купил село». У нас даже есть такое выражение: «Он село купил». Один купил сады и должен пойти посмотреть на них, другой купил волов и должен следить за ними, третий женился. Одно, другое, никто не может прийти на пир, нет времени. И Христос (этот господин) отправил Своего раба, сказав: «Пойди, выйди на улицу. Кого ни встретишь – зови, пусть приходят». Раб вышел, позвал нескольких, но среди тех, кто пришел на пир, был некто, на ком не было подходящей для пира одежды. Он был одет не так, как подобает приходящим на вечерю. Господин прогнал его, велел выйти вон, не позволив быть на вечере без брачной одежды. Потому он сказал: «Ибо никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (см. Лк. 14: 16–26, Мф. 22: 2–14). Очень немногие насладятся вечерей Агнца вместе с Его невестой, Церковью.

Званые – это все мы. Весь мир приглашен на эту вечерю. Мы получаем брачную одежду, получаем приглашение, особенно те, которые были крещены во имя Святой Троицы, члены Церкви – они имеют особое приглашение на этот пир. Однако это еще ничего не значит, если человек не приведет в порядок одеяние своей души, свои одежды, чтобы они были чистыми, уготовленными для брака.

Как говорится в ексапостиларии на Страстной седмице: «Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду в онь: просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя». Я вижу чертог Жениха, а одеяния не имею, чтобы войти в него. Что же мне делать? Ты просвети одеяние души моей, ведь Ты Бог, ставший ради нас человеком! Я прошу Тебя очистить одеяние моей души, чтобы я смог попасть на вечерю. Ты – Светодавец, Ты силен очистить и спасти человека. Все мы – званые от Бога. Не существует такого человека, который мог бы сказать: «Меня не приглашали на вечерю Божию». Нет. Господь сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12: 32). Он привлечет всех. Все призваны. Что произойдет в тот час – мы увидим. Никто не наступит на ближнего. Там не найдут места ни ложь, ни маски, ничего. Там все проявится.

«Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я – сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись, ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр. 19: 10). Только сказал ему ангел те слова, как апостол Иоанн тут же упал, чтобы поклониться ангелу. Но ангел остановил его: «Нет, не делай сего. Я – раб Божий, как и ты, как и твои братья, имеющие свидетельство Иисусово. Поклонись Богу, а свидетельство об Иисусе Христе дается духом пророчества». Это место используют свидетели Иеговы, чтобы сказать: «Видишь, как здесь говорится? Не поклоняйся. А вы постоянно ходите в храмы и поклоняетесь святым». Каков ответ? Ответ таков. Здесь апостол Иоанн Богослов хотел поклониться ангелу, воздавая ему Божественное поклонение, как и старцы поклонялись Богу. Наше поклонение не служебное, мы не служим иконам и святым, как Богу. Мы не поклоняемся святым иконам, обоготворяя их. Мы почитаем их, воздавая им «относительное» поклонение, как говорится в определении Вселенского Собора. Абсолютное поклонение мы воздаем только Богу. Мы не служим святым, не служим иконам, не служим никому – только Богу истинному служим, воздавая «относительное» поклонение святым, истинным рабам Божиим и нашим братьям, имеющим общение с Богом. Им мы воздаем наше почтение.

«И увидел я отверстое небо, а вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который правильно судит и воинствует» (Откр. 19: 11). Это Христос. Отступает образ Вавилона, открываются небеса, и там виден белый конь и некто, сидящий на белом коне, которого называют Верным и Истинным. Он правильно судит и воинствует. Далее апостол описывает Его.

«Сидящий Верный и Истинный», миниатюра XIII в. «Сидящий Верный и Истинный», миниатюра XIII в.

«Очи у Него как пламень огненный, а на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которое никто не знал, кроме Его Самого» (Откр. 19: 12). Подумайте о том, что увидел перед собой апостол Иоанн.

«Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие"» (Откр. 19: 13). Сидящий на белом коне был одет в одежду, обагренную кровью, имя ему было «Слово Божие», Христос, Господь наш Иисус Христос, пребывавший во славе Своей, одежда Его была обагрена кровью, которую Он отдал во спасение мира.

Слово Божие подобно мечу обоюдоострому, который режет с двух сторон

«И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» (Откр. 19: 14–15). Из уст Его исходит такой меч, который режет с двух сторон. О чем здесь речь? Это говорится об учении Христовом. В другом месте в Священном Писании говорится, что слово Божие подобно мечу обоюдоострому, который режет с двух сторон. Слово Божие, Христос, Который Своим обоюдоострым учением, «острым, режущим» учением научит все народы, и Он будет пасти их жезлом железным. Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. Это не означает, что Бог гневается. Богу не присущи человеческие слабости. Это означает, что человек предстанет перед последствиями своих деяний и грехов.

«На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих"» (Откр. 19: 16). Иеговисты этого не читают, похоже. Не слышат этих слов. Кто есть Царь царствующих и Господь господствующих? Христос. Об этом здесь ясно говорится. Разве не истинный Бог – Тот, Кто есть Царь царей и Господь господствующих? Но они этого не читают, а показывают нам три предыдущих стиха. Мы же, если читаем, можем и им предложить прочесть все вместе. Господь, о Котором сказано в начале, Слово Божие, на Нем написано: «Царь царей и Господь господствующих». Такой титул принадлежит только Богу. Только Бог – Царь царей и Господь господствующих. Но им это не удобно, и они об этом не говорят. А нам полезно знать Священное Писание, читать его, чтобы не стать жертвой других людей и чтобы помогать нашим братьям, которые, к сожалению, иногда могут потеряться среди еретических хитросплетений (наши братья, соседи, родственники, друзья).

После удивительного видения Слова Божия, апостол продолжает: «И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим посредине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих» (Откр. 19: 17). Помните, на Кипре были грифы, целые птичьи базары. Сейчас не осталось птиц. Мы летаем вместо птиц… Пять-шесть насчитаешь.

Птицы ели трупы. Вышел ангел и позвал: «Приходите, соберитесь на великую вечерю». Вы, птицы, которые едите телеса человеков, мертвых, трупы, приходите на великую вечерю. Для чего вам приходить? «Чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих» (Откр. 19: 18). На этой вечере смерть всех неверующих людей, обретавшихся далеко от Бога – царей, тысяченачальников, сильных мира сего – всех их. Это картина, которую увидел апостол Иоанн. Это не действительность, не думайте, что Бог соберет царей, президентов, владык и отдаст их на съедение птицам. Возможно, так и будет, хотя это кажется странным. Это образ, картина. Это не означает, что все цари – грешные. Были и святые цари, были цари равноапостольные, украшенные добродетелями и святостью. И среди тысяченачальников были святые, и сильные мира сего достигали святости. Все зависит от того, какова жизнь каждого человека и каким он предстоит перед Богом.

«И увидел я зверя, и царей земных, и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его» (Откр. 19: 19). Помните зверя? Это антихрист. Зверь, а также цари земные и воинства их собрались, чтобы сразиться с Сидящем на коне и Его воинством. Перед нами два воинства: с одной стороны Христос с его армией, а с другой – зверь (антихрист), цари земные и воинства их.

Б. Уэст. «Уничтожение Зверя и Лжепророка», 1804 г. Б. Уэст. «Уничтожение Зверя и Лжепророка», 1804 г.

«И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серой» (Откр. 19: 20). Во время этой битвы был схвачен зверь (антихрист), а с ним – лжепророк. Существует еще некто, который называл себя пророком, однако был лжепророком. В своих посланиях апостол Иоанн говорит: «Если хотите понять, кто есть антихрист, кто есть лжепророк, вот вам указание: тот, кто говорит, что Иисус Христос – это не истинный Бог, что истинный Бог не воплотился, что Он не стал человеком во плоти, чтобы спасти человека, – тот не истинный пророк» (см. 1 Ин. 2: 18–23). Лжепророк говорит, что Христос не истинный Бог, не истинный Сын Божий, а кто-то иной.

Этот лжепророк и зверь творил знамения и чудеса, обольстив ими тех, кто принял начертание зверя и поклонился изображению зверя. Видите, что лжепророк – это не антихрист? Он будет вместе с антихристом, он – помощник антихриста, он есть тот, кто идет вместе с антихристом. Сторонники Христа схватили зверя и лжепророка, бросили их в огненное озеро, чтобы они сгорели живьем в сере. Мы уже сказали, что все это – образы. Не думайте, что произойдет в точности так, как описано, что там будет озеро, сера, в которую их бросят и подожгут. Они сгорят от того состояния, в котором будут находиться, потому что и зверь – это человек (антихрист – это человек), это не будет идеология, не будет религия, это будет человек, который, вероятно, создаст и свою идеологию, и свою религию, и еще тысячу разных вещей. И антихрист, и лжепророк – это люди, которые создадут свои теории, у них будут свои последователи.

«А прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» (Откр. 19: 21). Мы дошли до конца 19-й главы Откровения. Видите, что мы потихоньку приближаемся к торжеству победы Христа, к триумфу Церкви. Нам еще предстоит увидеть многое из того, что произойдет.

– Я хотела спросить о тех, кто был зван на пир. В Писании говорится, что их будет немного. Значит, большинство людей погибнет?

– Желаем и молимся, чтобы это было не так. Я надеюсь, что большинство людей будет спасено, потому что Всеблагой Бог, Отец всего мира, делает все, чтобы не погиб ни один человек.

Однако некоторые не захотят быть спасены. Будем молиться, чтобы все спаслись и вошли на вечерю Господню. Если кто-то не пожелает, то не получится его заставить. Но пусть вас не смущает, что кто-то не хочет. Кажется странным, что человек может не желать спасения. Но человек, который стал рабом греха, – не желает. Он не желает иметь связь с Богом, не желает соединиться с Богом, он работает греху. Можно предложить человеку: «Приходи, причащайся каждый день, только перестань грешить», но он будет стремиться не причащаться, а совершать грех. Его сердце движется ко греху, Бога он не желает, как бы это ни казалось странным. Ум и сердце человека уловляются в сети греха, и он теряет желание быть с Богом. Диавол разве не знает, что он будет спасен, если раскается? Но он этого не хочет. Не хочет быть с Богом.

Перевела с греческого Мария Орехова
Сайт omilies.net 2010 г.

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.