ПАСТЫРСКИЕ ВСТРЕЧИ. О ДОБРЫХ ДЕЛАХ
Иеромонах Иннокентий (Присадков)
Христос заповедал нам творить добрые дела, проявляя заботу и внимание. Но могут ли быть добрые дела причиной для конфликтов в семье, разногласий? Как их разрешать, и есть ли мера в совершении добрых дел? Об этом шла речь на Пастырской встрече, которую провел иеромонах Иннокентий (Присадков).
– Как попасть в рай? Что нужно для спасения?
– Нужно прийти в определенное расположение духа. В Нагорной проповеди Спаситель сказал, что «блаженны нищие духом» (см.: Лк. 6: 20) – это люди, осознающие, видящие свое реальное духовное положение. Да, оно не лучшее, но такое, какое есть, то есть пораженное грехами. Чтобы прийти в состояние видения себя, нужно стараться делать добро, изучать Священное Писание и стремиться исполнить то, что там написано. И в стремлении исполнения Евангелия мы познаём себя, постепенно убеждаемся в том, что мы несовершенны, и в этом приносим покаяние. Нам надо изучать слово Божие и стараться выполнить то, что там написано, – это один из самых важных путей.
– А про разбойника?
– Если говорить про разбойника, то мы не знаем, какая жизнь у него была до этого, но знаем о том, что он признал Христа как Спасителя, может быть, не в той полной мере, как это по-богословски положено, но он на кресте раскаялся в своих грехах истинно. Так что искреннее покаяние и осознание своей греховности для этого разбойника было достаточным, чтобы Господь смог принять его в Обители Небесные.
– По поводу добрых дел и тщеславия. Есть ли какая-то мера в добрых делах?
– В каком-то случае, действительно, стоит искать совершения добрых дел, либо брать на себя какие-то правила, либо что-то еще. Кому-то, чтобы в его жизни был некий баланс, нужно взять на себя определенное правило, например, раз в неделю участвовать в делах милосердия. На сайте Милосердие.ру есть заявки на добрые дела: кому-то надо помочь посидеть дома с его ребенком, помочь с уборкой, покупкой продуктов. И у людей есть возможность откликнуться на эти просьбы. Я думаю, что кому-то, может, действительно стоит взять за систему хотя бы раз в неделю делать что-то доброе. Как минимум, христианин призван к тому, чтобы совершать добрые дела. К примеру, сейчас выходил из братского корпуса, и наша уборщица несла большой мешок. Семинарист подошел к ней и сказал: «Я отнесу», забрал мешок и вынес, хотя мог пройти мимо. Честно говоря, я порадовался.
По поводу тщеславия. Оно нам сопутствует везде, что бы ты ни делал. По этому поводу преподобный Иоанн Лествичник говорит, что надо себя укорять, говорить, что нечист пред Господом, то есть обличать в себе это состояние, молиться и каяться в этом. Но на самом деле тщеславие и в этом случае будет себя проявлять, нашептывать, что ты правильно делаешь. И в этом тоже надо приносить покаяние, сознавать свою нищету духа. Надо доброе дело сделать, а потом каяться в сопутствующем во всем тщеславии.
Стоит ли брать на себя больше, чем встречается в жизни? Об этом лучше поговорить со священником, который вас знает, вместе это обсудить, помолиться и, возможно, что-то добавить, если есть свободное время. Есть, возможно, какие-то прихожане на том приходе, где вы бываете, которым требуется помощь: принести продукты или что-то еще.
– Бывает такое, что человек в погоне за добрыми делами теряет голову: недосыпает, потом у него начинаются проблемы со здоровьем, страдают родственники. Такой человек отдает всего себя и назад уже не может вернуться, а все вроде бы начиналось с благого намерения. Как соблюсти эту грань, чтобы к добрым делам не возникла страсть?
– Лучше поступать, как говорил отец Иоанн (Крестьянкин): «Вера в Промысл Божий, рассуждение советом». Лучше помолиться и посоветоваться со священнослужителем, с тем, кто вас знает, вместе обсудить это, выделить на это время. Священник должен знать, как человек живет, какие у него отношения с домочадцами, чтобы сложилась полная картина, и потом уже вместе помолиться и наметить ту линию, которая возможна. Если у супруги в семье бытовые дела не сделаны потому, что она уделяет время для совершения дел милосердия, то это никуда не годится. Конечно же, надо выполнять домашние дела, чтобы был мир в семье, а потом уже сверх этого творить милосердие, добрые дела.
– Иеромонах Роман (Матюшин) написал: «Лучше молчания – моление». Поясните, пожалуйста: просто безмолвие или же молчаливое обращение в молитве?
– Да, я полностью согласен с тем, что лучшее молчание – это моление. На самом деле человеку неподготовленному не получится просто сидеть и молчать, я имею в виду внутреннее молчание. Полезут мысли, образы, чувства. Такое начнется, что мало не покажется. Безмолвие как пребывание с Богом, хождение пред Богом – это очень высокий уровень того, кто очень долго молился и находился под правильным духовным руководством. Только у такого человека может получиться, поэтому для нас, действительно, лучшее молчание – это моление.
– Какие существуют способы убить в себе эгоизм?
– Если думать только о себе, то у человека эгоизм будет только расти. А если стараться выполнять то, что написано в Писании, то эгоизм постепенно будет уходить. Как изгнать эгоизм? Женщине нужно смиряться перед мужем. В Писании сказано, что глава жене – муж, и в этой парадигме старайтесь жить. Я вас уверяю, что это инструмент для смирения. Вы, возможно, не захотите смиряться перед своим мужем, будете говорить, что у вас своя правда. Но смиряться перед мнением мужа, перед его решениями – это очень крутой способ для того, чтобы побороть в себе эгоизм. Для женщины, наверное, нет ничего лучше. Но если она еще и детей родит, и будет за ними ухаживать, и стараться не роптать при этом, то это вообще два суперспособа, как из себя изжить эгоизм.
– Если по Евангелию запрещено разводиться, но развод произошел, брак невенчанный, прошло много лет. Как жениться во второй раз? Будет ли это нарушением или лучше всю жизнь жить одному?
– У этого вопроса есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание. Действительно, разводиться запрещено, потому что Христос сказал: «Чтó Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 6). Но если развод произошел по вине одной из сторон, допустим, жена изменила мужу или муж – жене, то по церковным канонам и правилам пострадавшая сторона имеет право подать на развод. И пострадавшая сторона имеет возможность потом вступить в брак. Это один момент.
Если вы, допустим, жили нецерковной жизнью, ваш брак был давно, вы разошлись и потом воцерковились, начали изучать Закон Божий и поняли, что нельзя разводиться, то почему бы вам не вступить в брак во второй раз? Ничего такого в этом нет. Моя позиция такая: неважно, венчанный у вас брак или невенчанный, так или иначе он является браком. Разводиться в любом случае нельзя, успели вы повенчаться или не успели: у вас – брак, и разводиться нельзя, только в каких-то исключительных случаях.
По-хорошему, если человек развелся и на то не было никаких оснований, если он уже был церковным человеком, по идее он должен жить один. В противном случае новая связь будет не совсем законная.
– Есть новая концепция Церкви о причащении. Имеют ли право священники устанавливать в храмах какие-либо ограничения?
– Что Вы имеете в виду под ограничениями? Запрещать причащаться? В Священном Писании есть такие слова: «Чтó вы свяжете на земле, тó будет связано на небе; и чтó разрешите на земле, тó будет разрешено на небе» (Мф. 18: 18). У священнослужителей есть такая власть. Власть – это не значит, что настроение плохое у священника, и он всем запрещает, нет. Речь о том, что после определенных поступков не стоит приступать к Чаше. Просто после определенных грехов человеку нужно какое-то время, чтобы собраться. У него сейчас бушуют страсти, и подходить в таком состоянии к Чаше не всегда бывает полезно, потому что мы знаем из Священного Писания, что кто ест и пьет недостойно, тот умирает (см.: 1 Кор. 11: 29–30).
Каждый раз, когда мы приступаем к Чаше, – это в любом случае какое-то дерзновение, мы стараемся это делать с покаянием. Но бывают случаи, когда лучше этого все-таки не делать. Танцор же на сцену не выходит, когда у него нога сломана, он дождется, пока она у него срастется и начнет нормально функционировать. Здесь тоже иногда бывает так, что человеку нужно какое-то время, чтобы прийти в себя, и уже потом приступать ко Христу. Все это решается в индивидуальном порядке.
– Сын стал самостоятельно ходить на службы после длительного перерыва. Как не спугнуть его, поддержать?
– Наверное, лучше его не трогать совсем. Вы же его не затолкали в храм, чтобы он пошел на второй круг. Он – сам, поэтому лучше не трогать его совсем, если он решился на это. Дай Бог продолжит, молитесь за него.
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм