Ultimate magazine theme for WordPress.

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ: О КОМ И ДЛЯ ЧЕГО?

0 56

Иван Забаев

Говорят, что есть ложь, есть наглая ложь и есть статистика. Это выражение – миф или в нем есть доля правды? Как со статистикой работают социологи? Что такое социология религии? Какими актуальными проблемами сейчас занимаются специалисты? Почему приход не равняется семье? На эти и другие вопросы отвечает Иван Забаев, кандидат социологических наук, профессор кафедры философии и религиоведения Богословского факультета ПСТГУ, научный руководитель лаборатории «Социология религии».

Профессор Иван Забаев Профессор Иван Забаев

– Иван Владимирович, упомянутое выше выражение – это миф, или в нем есть доля правды? Как социологи работают со статистикой?

– Мне нравится заход на социологию с категории лжи. Я думаю, что статистика и социология – это не одно и тоже. Социологи со статистикой иногда могут работать, но в принципе социология, как и статистика, – это довольно сложно устроенный набор полей и знаний. У социологии есть своя теория, и в этом поле теории есть разные направления и области, которые друг с другом часто конфликтуют, не стыкуются.

Слово «статистика» сразу распадается на очень многое, и оно – не про правду и ложь, говоря про которые, можем получить единственно правильный взгляд на мир. Два человека встретились, у одного – одно видение мира, у другого – иное. Они смотрят на один и тот же факт и видят его прямо противоположным образом. И кто из них лжет? Этот вопрос не всегда уместен. Уместен тогда, когда мы ставим вопрос о вменении ответственности в юридическом поле. Там много сложностей с установлением вины и ответственности. Но это очень узкий класс ситуаций, когда становится важным, ложь это или нет.

Ты можешь действовать, исходя из какой-то «неправильной» картины мира, но получать интересные результаты, в том числе практические. Например, священник считает, что его община – это семья, действует подобным образом и в итоге получает семью. Хотя там была армия, но он не обращал на это внимания и действовал, в некотором смысле исходя из лжи. Или, наоборот, он, думая, что это семья, обращался с ней, как с армией, и получил армию. Поэтому трудно выяснить, где явная ложь и где статистика.

– В России себя считают православными от 60 до 80 процентов населения страны. При этом практикующими являются от 1 до 10 процентов. Каковы на Ваш взгляд актуальные значения этих показателей и какова их динамика?

– По-моему, больших колебаний в процентном отношении не существует, потому что могут иметь место ошибка выборки и ошибка измерения. Это же самое можно сказать и о процентном соотношении практикующих верующих. По количеству принимающих таинство Святого Причастия существует одна цифра, а по количеству посещающих храм – другая. Эпидемия ковида тоже внесла свои коррективы в эту статистику: где-то показатели выросли, а где-то упали. И динамика в сущности не изменилась.

У нас в стране примерно 15–17 тысяч священников. И выясняется, что нынешнее количество священников не может «обслужить» бóльшее количество прихожан. Одна из гипотез состоит в том, что пока священников не станет больше, не увеличится и количество прихожан в храмах.

Еще одна гипотеза ответа на поставленный вопрос: вся догматически таинственная часть православия сильно индивидуализирована, мы исповедуемся, причащаемся поодиночке и спасаемся индивидуально. И верующий порой думает, что другие люди не очень нужны и даже мешают. Ты приходишь в храм, но когда там много народа, то ты порой оттуда уходишь, потому что ты пришел спасаться, тебе надо уединиться, набраться сил, а тут много людей.

Гипотез может быть много. Это действительно сложная проблема – почему люди не присоединяются к сегодняшней Церкви. Социология, как наука о взаимодействии людей, может быть точкой коммуникации Церкви с социологами.

– Для чего нужно заниматься социологией, когда говорим о коммуникации с точки зрения церковной общественности?

– Социология в некотором смысле есть производная от общества или от разного рода общения. Если люди находятся в коммуникации и им нужно отрефлексировать на то, что с ними происходит, то тогда она имеет место. Если люди на приходе, например, сто человек, создают общину, могут самоорганизовываться, тогда разные варианты социологии оказываются уместными.

– Чем социологическое знание может быть полезно священнику, который организовывает общину в храме?

– Социология имеет инструментальное значение. Очень часто в селе или маленьком городе люди ощущают, что ничего не происходит. И священник, получая новый приход, может начинать организовывать общие дела. Например, люди могут собраться вместе на Рождество и Пасху. И меняются отношения между людьми, и жизнь начинает активизироваться. Приход храма может стать центром жизни. Так социология помогает увеличить приход и сделать его жизнь интереснее и живее.

– Не мешает ли наука вере или вера науке?

– Последний вопрос о соотношении веры и науки на сегодняшний день уже не настолько важен. Бесконечное число примеров показывает, что часто дедушка-атеист приводит свою внучку в православную школу или на службу в храм. Имеются и противоположные примеры. Но острого конфликта веры и науки, я думаю, сегодня нет.

Часто вопрос о вере в Бога, задаваемый социологом опрашиваемым им людям, вызывает у последних затруднение, потому что верующий, боясь, что он может недостаточно любить Бога, но ответит на вопрос утвердительно, тем самым скажет неправду и не получит оправдания на Страшном Суде, помня о том, что «от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37).

– Социолог верующий и социолог-атеист могут вести себя по-разному?

– Могут. Но важнее адекватность социолога, его умение разговаривать с человеком и терпение в беседах с людьми.

– Чем отличается работа вашей лаборатории «Социология религии» от работы подобных вам светских учреждений?

– При проведении определенных социологических исследований, например, по вопросам физики, у нас в команду исследователей обязательно входит физик, в исследованиях по вопросам религии в команде непременно есть верующий человек. В этом смысле мы отличаемся от светских учреждений. У нас налажен контакт со священниками, в том числе с теми, кто занимается наукой. Подобные исследования порой сложны, возникает масса вопросов и споров, решаемых не всегда просто.

– На каких направлениях концентрируют свое внимание сотрудники вашей лаборатории? Какими актуальными темами они сейчас занимаются?

– Одна из важных тем – это община, которая выстраивается вокруг прихода. И одна из подпроблем в том, что в нашей стране долгое время были закрыты почти все храмы. У нас практически нет храмов, на которых выросло бы несколько поколений. Например, если брать американские приходы, то они сегодня живут на проценты с денег, которые оставили прошлые поколения. А у нас этого нет. Через некоторое время для православия появится проблема наследства. И межпоколенческие, и многопоколенческие семьи будут аккумулировать на себе ресурсы, удерживающие приходы. Соотношение семьи и прихода может быть и возможностью, и проблемой. Тема общины, семьи, выстраивания социального конгломерата вокруг этого очень важна и актуальна, и этими темами мы занимаемся.

Сегодня источников генерации социальности в нашей стране считанное количество, среди них – приходы храмов. Люди сами начинают общаться, выстраивать и организовывать свою жизнь. Это еще одна тема, которая имеет множество разветвлений: социальный капитал, религиозная социализация, сети социальной общины.

– У сайта Сретенского монастыря широкий круг читателей: абитуриенты, старшие школьники, люди, думающие о смене сферы своей деятельности. Как человеку, интересующемуся социологией, понять, стоит ли ему выбрать эту область?

– Чтобы узнать, стоит ли заниматься социологией, можно с нами связаться, принять участие в работе и самому все понять. А в социологии религии есть три простых вещи. Во-первых, важно понять, нравится ли тебе общаться с людьми или, наоборот, ты боишься общения, для тебя это проблема. Во-вторых, интересуют ли тебя вопросы веры, религии. В-третьих, ты должен понимать, что социология – это интеллектуальная деятельность.

Профессия социолога требует образования. Поэтому нужно время, чтобы освоить некоторые дисциплины и стать не просто исследователем, но и профессионалом.

Беседовал Алексей Мигальников

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.