ПОСТ ОЧЕС
Митрополит Савва (Эспер)
Изображение вторглось в сегодняшний мир, став основой современной культуры. Эпоха печатного слова прошла, уступив место эпохе, когда изображения должны сопровождать слова, дабы последние воспринимались всерьез. Образы различного рода вторгаются в ум современного человека, насыщая память, подавляя сознание и отягощая интеллект. Постоянный шквал изображений и образов воздействует на наши мысли, как осознанные, так и нет, опутывая наше воображение и приводя ум к нечистым мыслям. Такие мысли служат воротами к греховным поступкам.
Митрополит Савва (Эспер) Митрополит Савва (Эспер)
Опасность визуальной информации связана в нашу эпоху с зависимостью людей от социальных сетей, которая требует постоянной работы глаз и других чувств. Информация в наш век неотделима от наличия изображений, которые часто сопровождают сенсационные и откровенные новости. Контент такого рода, движимый человеческим любопытством и жаждой развлечений, собирает большую читательскую аудиторию. Информация передается через визуальные эффекты и аудио, это часто сопровождается эмоционально заряженной музыкой, заставляющей зрителя запоминать то, что он видит, слышит и читает. Такой быстрый поток информации представляет собой преднамеренную попытку внедрить информацию в сознание человека, причем воздействие на человека начинается прямо и непроизвольно.
Хуже всего то, что мы редко слышим радостные и позитивные новости, которые сподвигали бы людей на оптимизм и поднятие морального духа. Напротив, бóльшая часть распространяемой сейчас информации часто носит личный, незначительный, а то и абсурдный или неконструктивный характер. Сюда входит распространение новостей, связанных со знаменитостями, чем-то асоциальным или преступной деятельностью. Такая информация поверхностна и мимолетна. Образы и разного рода изображения дают пищу воображению, которое извлекает из них то, что питает страсти и толкает людей на греховные поступки. Навязчивые мысли, вызванные эмоциями, пробуждаемые образами, ведут человека ко греху.
В православном учении о нечистых мыслях мы различаем три уровня. Первый предполагает внешние атаки, когда нечистые мысли и образы вторгаются извне, за что мы не несем ответственности, если только мы намеренно не приглашаем эти мысли в свой ум.
Второй уровень предполагает принятие этих нечистых мыслей и образов. Здесь начинается путь к греховным поступкам.
П. да Беневенто. «Искушение». Фреска церкви Сан-Джованни а Карбонара. Неаполь. XIV в. П. да Беневенто. «Искушение». Фреска церкви Сан-Джованни а Карбонара. Неаполь. XIV в.
Третий начинается с принятия этих мыслей и совершения самого греха.
Жизнь в наш век потребления, в том числе и потребления информации, возлагает на нас новое бремя, которое нас порабощает. После борьбы с накоплением материальных благ и обилием рыночных предложений современный человек обременен теперь чем-то еще более сложным. Потребление информации порабощает наш разум, изменяет наши убеждения и укореняется глубоко в нашем подсознании. Все это происходит против нашей воли. Из-за этого современный человек легко подвергается падениям и скорбям.
Потреблением материальных вещей относительно легко управлять, поскольку вещи находятся вне нас. Когда мы осознаем опасность материального потребления, мы можем дистанцироваться от него, закрыть от него свой дом. Ваш пустой карман или неспособность купить какой-то товар из-за финансовых проблем помогают в этой борьбе с излишним потреблением. Однако управление потреблением информации, особенно визуальной, требует настоящей духовной, физической и интеллектуальной борьбы, чтобы не дать этой информации получить контроль над нашим сознанием. Для очищения памяти от образов, которые человек однажды увидел, требуются благодать Божия и время.
Часто мы тратим время на бесконечный поток информации, бóльшая часть которой вращается вокруг сплетен. Современные люди проводят значительную часть своего времени, используя смартфоны и подобные устройства, занимаясь неважными вещами, которые не дают им по-настоящему взаимодействовать с их близкими. Даже если люди собираются где-то вместе, в кафе или дома, их внимание часто поглощено своими мобильными телефонами. Странно то, что люди жалуются на нехватку времени на дела, которые действительно могли бы принести им пользу, или на скуку, несмотря на обилие информации. В итоге решение их собственных проблем отходят на второй план, поскольку они погружаются в непродуктивное времяпровождение. Они остаются дрейфовать в море информации, не желая нырять вглубь в поисках жемчужин, и возвращаются в итоге к духовной пустоте, которая медленно их разрушает.
Фото: rossaprimavera.ru Фото: rossaprimavera.ru
Почему я об этом говорю? Потому что сложившаяся ситуация вызывает у нас, пастырей, гносеологические, психологические, социальные и духовные опасения. Крайне важно, чтобы верующие сами осознали эти проблемы и искали способ освободиться от этой зависимости, одновременно смягчая ее негативные последствия. Нам всем, православным верующим, недостаточно только поститься физически и воздерживаться от пищи. Пост должен распространяться и на другие аспекты нашей жизни. В прошлом наши предки не придавали посту очей такого большого значения, потому что образы и визуальная информация так не преобладали над человеком, как сегодня. Более того, раньше прямая и явная природа греха была более очевидной.
Постом нам, христианам, следует практиковать аскетические упражнения, связанные с использованием современных средств массовой информации. Можно было бы рассмотреть возможность ограничения потребления информации до и после Причастия, а также в постные дни. Освободившееся время можно направить на молитву, полезное чтение или дела любви. Мы созданы по образу и подобию Божию (см.: Быт. 1: 27), с внутренней свободой. Именно свобода делает нас хозяевами своих действий и жизни в целом. И мы не должны подвергаться внешним влияниям и становиться ведомыми в современном море информации.
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Deathtotheworld
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм