Ultimate magazine theme for WordPress.

КАК ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЛАЧАЕТСЯ В ЦВЕТА СВЯТОСТИ

0 19

Святость – это возможность, не меняя ничего внешне, все видеть другими глазами. Святые не были людьми, которые никогда не болели, никогда не испытывали скорбь.

__________________________________

Иерей Харалампос Пападопулос

Как наша повседневная жизнь и рутина, от которых мы отворачиваемся, которые считаем бременем и страданием, которые часто давят на нас, изматывают и внутренне душат, как это незначительное ежедневие, где все выглядит знакомо, привычно и становится привычкой, может обрести новый смысл и облечься в новую форму? Могу ли я увидеть это другим взглядом? И может ли повседневность стать праздником в моей жизни? Может ли она стать неожиданностью, чтобы ко мне вернулось удивление? Возможно ли это?

Святой Кирилл Александрийский дает очень хорошее толкование грехопадению Адама и Евы в раю и говорит, что суть грехопадения заключалась в том, что человек потерял удивление. С грехопадением человек перестал удивляться. Поэтому святость – это совершенно иной взгляд на вещи. Моя жизнь внешне не меняется, у меня может быть тот же вредный начальник, та же плохая жена, тот же непокладистый муж, они могут не измениться, потому что не все в нашей жизни меняется. Некоторые вещи меняются, а некоторые – нет. И мы вынуждены жить с этим, чтобы не сойти с ума. Святость – это возможность, не меняя ничего внешне, все видеть другими глазами. Святые не были людьми, которые никогда не болели, никогда не испытывали скорбь.

Недавно я перечитал житие святого Иосифа Исихаста. Это великий святой, великий отец Церкви. Он часто испытывал скорбь, плакал, разговаривал с Богом и говорил: «Мое сердце разрывается от скорби». Этот святой жил в молитве и благодати. Он пережил множество явлений Пресвятой Богородицы Девы Марии и духовных состояний. Но это не значит, что он не имел отношения к общей человеческой участи. Святость по-другому видит эти вещи, смотрит на них другим взглядом, чувствует их по-другому, потому что, как говорят отцы, большое значение имеют помыслы, то есть мысли.

И старец Фаддей Витовницкий говорит, что реальность, в которой мы живем, – это результат наших мыслей. Поэтому, когда ты покаешься, когда ты внутренне изменишься, люди, которые тебя утомляли, уже не будут тебя утомлять. И ты больше не будешь чувствовать страсти, которые ты имел, и сосед, который тебя раздражал, может, уже не будет тебя раздражать, и ты сможешь гораздо лучше справляться со своей реальностью. И тебя больше не будут беспокоить слабости, страхи, неуверенность, паника, мысли и помыслы. С этой внутренней переменой, с Божией благодатью, все это больше не будет тебя беспокоить. Ты уже живешь в совершенно другой реальности, потому что Божия благодать вошла в тебя и в тебе произошло это преображение.

Мы поговорим о том, как человек может изменить и преобразить свою жизнь и свое ежедневие.

Я думаю, что вы поняли, что все люди в своей жизни ищут радость, счастье. Что бы человек ни делал, он делает это для того, чтобы почувствовать радость. А удается ли это ему, это уже другой вопрос. Но сейчас, когда вы здесь, вы пришли сюда, чтобы с пользой провести время. Смысл в том, чтобы уйти со спокойной душой. То есть мы пришли сюда не для того, чтобы расстраиваться. Мы сегодня красиво оделись, нарядились не для того, чтобы сказать:

– Я пришел сюда, чтобы расстроиться!

Все в нашей работе, наших делах, контактах, нашей дружбе, наших отношениях, нашей женитьбе и рождении детей направлено к одной-единственной цели – быть радостными и счастливыми. Следовательно, человек ищет радости, потому что он создан Богом для нее. Наша онтология, наше бытие таково: мы созданы для общения с Богом, для общения с радостью, для общения со счастьем, которое не знает смерти. В нашей жизни мы ищем эту радость, но не всегда находим ее, или если находим ее, то возникают следующие ситуации.

Человек находит радость, которая длится совсем недолго. Ведь часто мы ассоциируем радость с наслаждением, и многие думают, что радость и счастье связаны с наслаждением, но это не так, потому что наслаждение проходит со временем. Я ем вкусную еду, наслаждаюсь ею, чувствую себя хорошо, испытываю радость и счастье. Да, но если ты связываешь это с наслаждением, то, когда еда закончится, ты снова почувствуешь скорбь. Вечером ты почувствуешь скорбь и пустоту, и они заставят тебя съесть на ужин больше еды, чем в обед, поэтому диеты терпят неудачу.

Вы также увидите, что многие связывают радость с желанием. У меня возникает какое-то желание. Я думаю, что чего-то хочу, и говорю себе:

– Если я куплю себе этот телефон, эту одежду, эту машину, этот дом, я буду очень радостным.

Но я снова не чувствую радости, потому что забываю, что у человеческого желания нет объекта. Так говорит известный психоаналитик Лакан. Другими словами, каждый раз, когда ты приходишь и находишь то, что является твоей целью, символом твоей радости, ты покупаешь это и достигаешь своей цели, а затем чувствуешь пустоту. И говоришь:

– Ах, ради чего все это было?

А потом ты хочешь еще что-то, хочешь одно, хочешь другое, хочешь третье и четвертое, и появляется новая цель, и этот водоворот желаний никогда не прекращается. Ты все время чего-то хочешь, потому что в действительности наше желание – это желание Бога, и поэтому оно ненасытно, оно никогда не заканчивается, потому что в действительности человек желает вечного, совершенного, абсолютного.

Те, кто влюблялся, знают, что люди наделяют любимого человека метафизическими свойствами и именами. Кто-то говорит любимому человеку:

– Ты мой ангел!

Это метафизика. Она затрагивает пределы совершенного, того, что находится за пределами человеческого. Я думаю, что в другом человеке я нашел абсолют, совершенство. Или мы говорим:

– Ты мой бог! Я не могу жить без тебя!

Разумеется, ты говоришь такие слова своему любимому в первые шесть месяцев, затем постепенно перестаешь их говорить. И если вначале ты говорил любимому человеку: «Ты мой ангел!», то затем ты можешь сказать ему: «Ты мой демон». И если вначале ты считал любимого человека идеальным, замечательным, то со временем ты начинаешь замечать, что в нем есть то, что тебе не нравится, и говоришь:

– У него большой нос!

Неужели ты столько времени не замечала, что у него большой нос? Ты этого не замечала, потому что, когда ты влюблена, ты ослеплена и тебе кажется, что все прекрасно. Когда ты влюблен, ты можешь пересечь небо и землю, чтобы прийти к человеку, которого любишь. Затем, когда проходит какое-то время, муж говорит тебе:

– Вынеси мусор.

А ты не хочешь этого делать.

Или твоя жена говорит тебе:

– Забери меня с работы.

А тебе лень забирать ее с работы. А раньше ты мог пройти много километров, потому что тогда в тебе была эта экстатичность.

Но в действительности за этим стоит онтологическая жажда совершенства, жажда Бога. В действительности ты ищешь Бога, а человек не может дать тебе совершенства, потому что он, горемычный, никогда не говорил тебе, что он совершенный. Ты смотрела на него, как на ангела, но он не говорил тебе, что он ангел. Ты считала его таким. Поэтому, как говорят все известные психологи и психиатры, мы не должны жениться под влиянием влюбленности. Потому что эрос всегда идеализирует вещи, и ты видишь свою половинку не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким ты хочешь, чтобы он был. Позже ты увидишь его таким, каким он является в действительности. И твой любимый не говорил тебе, что он твой бог. Он просто человек со своими страхами, неуверенностью, проблемами, недостатками, с которыми он борется. И если вы любите друг друга, то вместе будете бороться с житейскими трудностями, будете жить как супруги и спутники жизни, разделяя в своей жизни все радости и невзгоды.

Какие супруги выдержали семейные невзгоды и прожили вместе долгое время? Идеальные супруги? Нет, таких супружеских пар нет. Очень мало тех людей, которые похожи друг на друга.

– Мы очень похожи! – говорим мы.

Но это плохо, это опасно. Смысл не в том, чтобы быть похожими друг на друга, а в том, чтобы уметь сочетать противоположности и различия, дополнять друг друга.

Представьте, что вы оба очень романтичны. Всё, тогда наступит конец вашему домашнему очагу. Представьте, что вы оба теоретики. Жена говорит своему мужу:

– Нам нужно покрасить дом. В какой цвет ты хочешь его покрасить?

– В красный, – отвечает муж.

– Нет, лучше в зеленый, – предлагает супруга.

Но утром никто не идет в магазин купить краску и кисти.

Представь себе, что ты возвращаешься домой, – очень красиво рассказывает преподобный Паисий, – тебя уволили с работы, и ты приходишь к своей жене со склоненной головой, мрачный, меланхоличный и грустный. В это же время и твоя супруга тоже переживает трудности на работе. И ты говоришь ей:

– Мне нехорошо!

– И мне тоже! – говорит она.

– Мне плохо.

– Мне еще хуже!

Таким образом эти супруги разведутся.

Поэтому мы сочетаем наши различия. Какие супружеские пары не разводятся? Те, которые научились бороться с мраком и ранами, прощать, сочетать, терпеть, то есть те, которые научились работать с тем материалом, который у них есть. Такие супружеские пары не разводятся.

Человек стремится к совершенству и радости, но реальность сокрушает его. С одной стороны, время прижимает нас, с другой – смерть. С каждым прошедшим днем наша жизнь укорачивается. Мы убиваем мгновения. Стрелки часов вращаются, и наша жизнь похожа на огромное кладбище с убитыми мгновениями, мгновениями, которые прошли, исчезли, и мы где-то отсутствовали, мы не прожили дар жизни, потому что наш ум был где-то в другом месте, а наше сердце было закрыто.

Жизнь прошла, наши дети выросли, но мы этого даже не заметили. Твоя дочь переходит в старшие классы, и ты говоришь:

– Как быстро она выросла, стала подростком, где я был все это время? Меня не было в ее жизни. Я был где-то в другом месте.

И обычно, когда ты в среднем возрасте, дети уже выросли. И от этого становится грустно. Существует одна болезнь – это то, что мы называем неожиданным, непредсказуемым, непредвидимым. Как бы тщательно ты ни планировал, как бы точно ты ни делал расчеты о будущем, жизнь непредсказуема, она ни о чем не спрашивает тебя. Жизнь не спросит тебя:

– Извини, могу ли я дать тебе это?

Она не спрашивает тебя, и часто испытания приходят одно за другим. Эта непредсказуемость порождает неуверенность, тревогу в нашем сердце, мы постоянно слышим, что кто-то заболел, и говорим:

– Почему это должно было случиться с этим человеком?

Твой близкий умер, и ты не веришь, не можешь поверить, что все меняется в одно мгновение, и внешне, и внутри нас. Мы встаем утром и радуемся, у нас хорошее настроение, в полдень мы грустные, а вечером нам плохо. То есть мы живем в переменчивости, и это причиняет нам боль и стресс. Потому что мы чувствуем, что есть рутина, которая убивает нашу жизнь.

И очень часто только когда мы теряем то, что считаем само собой разумеющимся, мы понимаем, какое сокровище имели в руках. Может умереть жена, может умереть муж, и только тогда мы поймем, что рядом с нами жил золотой человек, и почувствуем себя виноватыми.

Мы приходим к духовнику и говорим ему:

– Батюшка, я чувствую себя виноватым.

– Почему?

– Потому что, когда мой супруг был жив, я не могла ему сказать, как сильно я его люблю.

Мы должны выражать свои чувства к другому человеку, не бояться говорить ему о своей любви, не стесняться своих чувств.

Давайте посмотрим, как святые смотрели на это преображение жизни. Вот что они говорят на эту тему.

Преподобный Порфирий говорит, что «все, что нас окружает, все, что существует, – это капли Божией любви. И одушевленные и неодушевленные твари, и растения, и животные, и птицы, и горы, и море, и закат». Речь идет о том, что каждый христианин должен иметь чуткую душу, поэтому старец всегда говорил, что «нечуткие души не попадут в рай». Чтобы попасть в рай, нужно иметь поэтическое и чувствительное сердце. Господь не хочет, чтобы рядом с Ним были нечуткие сердца.

Чувствительность часто нас тиранит. Но для людей, находящихся рядом с человеком с такой чувствительностью, это благословение: он тебя чувствует, он тебя понимает. Но для самого чувствительного человека это крест, потому что обычно его не понимают, считают ненормальным, искажают его слова, и он с трудом может найти людей, которые его поймут. Но для Бога чувствительность – это святость. Она как билет в Царство Небесное.

И преподобный Порфирий говорит, что «от малой любви мы приходим к большой любви, ко Христу».

Говоря иными словами, нам придется научиться ценить в нашей жизни те малые вещи, которым мы не уделяем внимания и мимо которых проходим.

Однажды в интервью для одного румынского журнала отца Думитру Станилоае спросили:

– Батюшка, расскажите нам о каком-нибудь святом, которого вы знали.

– Расскажу. Каждую ночь я ложусь с одной святой.

– Вы спите со святой?

– Да.

– С какой святой вы спите?

– С моей женой.

Кто здесь может так сказать? Если я проведу опрос, то вы скажете, что каждую ночь спите с одной… Не хочу произносить окончание этого предложения. То есть, как говорит преподобный Порфирий, «от малой любви мы приходим к большой любви, ко Христу». Необходимо научиться радоваться простым повседневным вещам, встрече, разговору.

Далее преподобный Порфирий продолжает: «Используйте хорошие моменты».

Многие люди говорят:

– У меня проблемы, тревоги, печаль… Где же Бог?

А чего вы ожидаете? Что потолок откроется и Господь спустится к вам? Этого никогда не произойдет. Бог действует в вашей жизни.

В Патерике говорится, что когда у тебя есть помысел, проблема, тревога, помолись Богу, выйди на улицу, и ты увидишь людей. Иди в булочную за хлебом, скажи продавцу: «Добрый день!». Ты что-то услышишь, куда-то пойдешь, что-то увидишь, что-то произойдет, и ты скажешь:

– Это то, что я хотел услышать и увидеть.

Это может показаться случайностью, но так Господь действует в нашей жизни.

Поэтому преподобный Порфирий говорит, что когда Бог любит тебя, Он посылает в твою жизнь человека, который фактически становится ангелом. А еще он говорит: «Хорошие моменты предрасполагают душу к молитве. Они делают ее чистой, нежной и поэтичной. Проснись утром, и увидишь, как из моря выходит багряное царь-солнце».

Главное, чтобы человек мог этому радоваться. И действительно, преподобный Порфирий говорит что-то очень важное, потому что если ты увидишь тот момент, когда восходит солнце и тьма передает эстафету свету, ты увидишь сакральность этого момента. Это невероятный момент. Все творение молчит.

И старец Порфирий продолжает: «Когда вы в восторге от красивого пейзажа, маленькой церкви, чего-то прекрасного, не оставайтесь там, а выйдите за пределы этого и начните восхвалять все прекрасное, живите только прекрасным. Все свято, и море, и купание, и еда – всему радуйтесь. Все обогащает нас, все ведет нас к нашей великой любви, которой является Христос».

Прежде всего необходимо отбросить искажение, существующее среди многих христиан в церковных кругах, то есть вину по отношению к радости, к благословениям. Существует протестантское мнение, что Церковь ненавидит мирские радости, этот мир и постоянно выделяет только другой мир, игнорируя, маргинализируя, отметая этот мир. Это ложь. Отцы Церкви, если они что-то и ненавидят, то только грех, который уродует мир, а не сам мир. Мир – это дар Божий. Важно, что ты делаешь, куда ты идешь. Не грех, если ты радуешься морю, закусываешь с друзьями, идешь на прогулку, едешь на экскурсию, идешь на танцы, только если это ты проживаешь с доксологическим и евхаристическим расположением. Нож сам по себе не плохая вещь – он может резать хлеб, но может и умертвить человека. Таким образом, за ножом стоит произволение. Ни жизнь, ни радости в ней не запрещены для христианина, если только мы не абсолютизируем их и не говорим:

– Только это существует!

То есть я радуюсь этой жизни, но знаю, что реальность, красота и абсолют находятся в другой жизни.

Нужно научиться радоваться малым вещам, потому что если ты не научился им радоваться, то ты не сможешь почувствовать большую радость. И, как я уже говорил, многие люди чувствуют себя виноватыми, потому что когда в их жизни все идет хорошо, они этого не выдерживают. Когда приходит радость или успех, они делают все, чтобы их разрушить. Появляются хорошие отношения с человеком, и они делают все, чтобы разрушить их, подсознательно, сами того не осознавая, разрушают это благословение в своей жизни. Почему? Потому что радость содержит в себе ответственность. То есть радостный, благословенный человек несет и ответственность. Если я загляну в себя, то, разумеется, увижу мрак, у меня есть раны, грехи, страсти, но я увижу не только это. Я увижу и много талантов, которые дал мне Господь. Но я притворяюсь, что не вижу их. Почему? Потому что таланты требуют ответственности, и что мне делать с талантами? Если я обнаружил, что у меня есть талант, то я должен его развивать, культивировать и поделиться им с братьями, с обществом. Поэтому чаще всего мне выгоднее, чтобы у меня не было радости, чтобы мне не всегда было хорошо, потому что я научился смотреть на жизнь через призму жертвы. Я научился смотреть на жизнь с позиции злосчастного человека, с позиции типа:

– Знаете, лучше бы люди жалели меня, потому что, жалея меня, они не привлекут меня к ответственности!

Кто привлекает больного человека к ответственности? Никто. Кто привлекает к ответственности немощного, злосчастного человека? Никто. Поэтому, если я буду изображать из себя злого, больного, несчастного человека и постоянно буду сетовать на свою нечастную судьбу, то, может быть, кто-то и обратит на меня внимание. Потому что меня с детства приучили – только когда я плачу, на меня обращают внимание. Когда я не плакал, про меня забывали и смотрели телевизор. Когда я болел, родители обнимали меня и целовали. Таким образом я понял, что, для того чтобы они обо мне заботились, нужен рев. Во время радости близкие про меня забывали.

И еще одна важная вещь. Мы говорим:

– Друзья познаются в трудных ситуациях. Так ты лучше их оцениваешь.

А я говорю:

– Они не познаются в трудных ситуациях.

Когда я здоров, а кто-то болеет, то я иду и даю ему совет. Или когда у кого-то в семье какая-то проблема, я иду и даю совет. И прекрасный совет. Мы большие учителя, когда нужно дать совет, мы великие советчики. Но когда нам приходится применять эти советы в своей жизни, мы все забываем. На самом деле сложнее всего быть кому-то другом в его радости. Это очень сложное дело, потому что ты чувствуешь зависть, конкуренцию.

Ты говоришь:

– Почему он преуспевает в жизни, а я нет? Почему он успешен, а я неуспешный?

Чтобы участвовать в радости другого человека, необходима большая доблесть, а не внешняя любезность, когда внутри тебя все кипит и бурлит. Очень трудно участвовать в радости другого человека, потому что необходимо преодолеть свои комплексы и зависть к тому, что другой преуспел в жизни, женился на хорошей девушке и так далее. Это нелегкое дело. Поэтому вы увидите нечто странное и необъяснимое – когда мы здоровы, когда у нас все хорошо, некоторые друзья уходят от нас, мы их теряем. И мы не можем этого объяснить и говорим себе:

– Но почему я потерял этого друга?

Потому что он не смог видеть тебя счастливым и в добром здравии.

(Продолжение следует.)

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Сайт храма святого царя Бориса в Варне

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.