Ultimate magazine theme for WordPress.

СМИРЕННЫЕ СЛОВА БОГОРОДИЦЫ

0 54

Иеромонах Гавриил (Хутен)

Братья и сестры, сегодня мы подошли к одному из самых радостных праздников всего церковного года. Среди суровой пустыни Великого поста Благовещение становится настоящим оазисом для наших иссохших и жаждущих душ. Как ликующе звучит сегодня тропарь праздника: «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление»! И воистину, благодать Божия открывает нам сегодня тайну из тайн. По-гречески этот праздник называется Ευαγγελισμός, что напрямую связанно со словом Ευαγγέλιο, которое переводится как «Святое Благовествование».

Сегодняшний праздник действительно является главизной нашего спасения. Он содержит в себе всю тайну Евангелия Христова, да и всю историю рода человеческого: от его начала в Эдемском саду до его конца в великий и страшный день Второго пришествия Господня. «Се, творю все новое», – провозглашает наш Спаситель в Откровении евангелиста Иоанна Богослова (Откр. 21: 5). Эти божественные слова звучат на протяжении всей человеческой истории. Но ни в один день за всю человеческую историю слова Божии не звучали более пронзительно, чем сегодня.

Мои братья и сестры, вряд ли можно полностью описать славу, величие и радость этого дня. Когда мы начинаем понимать значение этого праздника во всей его полноте, кажется, что слава его лишь немного уступает славе самой Пасхи. Первородное падение человека сегодня обращается вспять. Сегодня непослушание нашей праматери Евы исправляется послушанием Второй Евы – Девы Марии. Сегодня Сам Бог собирается сойти на землю. И шаги Его, от которых мы бежали в Эдеме, вновь раздадутся на этой грешной земле, призывая каждого из нас наконец вернуться домой. Сегодня обожение нашего естества, которым мы пытались завладеть в Эдеме неправедным путем, щедро предлагается Богом каждому из нас. Сегодня во чреве Богородицы насаждается Древо Жизни. Ныне приходит Сам Судия, и уже не для того, чтобы произнести на нас проклятие. Но для того, чтобы взять его на Себя, пострадать даже до смерти и даровать нам, грешным, жизнь вечную.

Братья и сестры, сегодня грехопадение первых людей, самое худшее, что когда-либо случалось со всем человеческим родом, превращается на наших глазах в бледную тень и невольное пророчество великой и славной тайны. Но какой тайны? В тот роковой момент, праматерь Ева простерла руку к запрещенному плоду, надеясь сделать себя и своих детей богами. Но тем самым она бросила всех нас с головой в бездну ада. Сегодня же Новая Ева склоняет голову и произносит несколько простых, смиренных слов. И они вознесли нас всех на Небеса, возведя человеческую природу на самый Престол Божества, соделав сынов человеческих богами по благодати.

Ф. Б. Анджелико. «Благовещение». 1450 г. Ф. Б. Анджелико. «Благовещение». 1450 г.

Что же произнесла Мария? Какие слова обладали силой повернуть вспять весь поток времени и истории? Какие слова могли исправить грех, поврежденность и страдания людей, которые беспрестанно умножались на протяжении бесчисленных десятков лет? Что, произнесенное Марией, позволило Самому Богу войти в этот мир и обновить все творение, переписав всю историю рода человеческого? Это простые, кроткие и тихие слова, сказанные молодой девушкой в Палестине две тысячи лет назад: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38).

Однако каким долгим, трудным и извилистым был путь человечества, чтобы Дева Мария произнесла эти немногие смиренные слова! Начиная с момента, когда Адам и Ева были изгнаны из Эдема пламенным мечом Херувимов, человечество ожидало того момента, когда Богородицу поприветствует глас Архангела, и эти несколько смиренных слов наконец могли быть произнесены. От Сифа до Ноя, Авраама, Исаака и Иакова, от Иосифа и его братьев до Моисея, Аарона и фараона, от Иисуса Навина и Раав до Саула и Ионафана, от Давида, Вирсавии и Урии до Соломона и Манассии, от Илии и Елисея до Исаии, Иеремии и Даниила: все пророки и праведники, все святые и грешники, когда-либо ходившие по этой земле, все до единого, без исключения, жили и умерли так, как распорядился для них сострадательный и всемогущий Промысл Божий. И, наконец, появилась юная Дева Мария, исполненная благодати, Которая могла наконец сказать от всего сердца: «Да будет Мне по слову твоему».

Только эти слова могут придать истинный смысл и цель нашей жизни. Часто люди спрашивают по разным поводам: «За что мне это?» Правда человеческой жизни состоит в том, чтобы каждый из нас, претерпевая жизнь, полную боли и радости, греха и покаяния, страдания и потерь, наконец научился говорить Богу: «Да будет мне по слову Твоему». Ох, как нелегко это сказать! Потребовались тысячи и тысячи лет, прежде чем среди людей появилась девушка, которая смогла произнести эти слова от всего сердца.

И хотя это действительно нелегко, но это необходимо. У нас есть только одна вещь, которой мы обладаем, только один дар, который мы действительно можем принести Богу, – это наша свобода. И только тогда, когда мы всем сердцем целиком отдадим эту свободу Богу в акте полной любви и полной самоотдачи мы наконец начнем познавать свободу истинную. Мы наконец начнем вкушать настоящую и вечную радость, наконец начнем жить по-настоящему. Но факт остается фактом: если мы хотим жить, мы сначала должны умереть: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12: 24). Это «еже от века таинства явление»: тайна Благовещения – это тайна Креста.

Не стоит забывать, что когда Богородица сказала: «Да будет Мне по слову твоему», Она сделала не что иное, как дала согласие на собственную смерть. По Моисееву закону обрученную женщину следовало побить камнями, если будет установлено, что она совершила блуд. Об этом Богородица знала наверняка. Ее вполне могли обвинить. Но Она не возражал Архангелу, Она просто сказала: «Да будет Мне по слову твоему». Запомните хорошенько: если однажды мы действительно скажем эти слова, они не приведут нас ни к чему другому, кроме Креста. Пророчество, которое Она вскоре услышит от праведного Симеона, действительно исполнится: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2: 35). Крест, назначенный Ей Богом, оказался бесконечно тяжелее того креста, который Она могла ожидать получить. Вместо собственного креста Ей было предписано встать и пострадать у Креста Господня, Ее собственного Сына и Бога.

Через краткое время мы сами встанем у подножия Креста и услышим, как Сын Божий повторяет слова Своей Матери, говоря Своему Отцу: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22: 42). Богородица открывает нам еще более глубокий аспект «еже от века таинства»: когда мы полностью отдаем себя Богу, то это происходит не только относительно нас самих. Нет, мы должны по-настоящему предать «сами себе, и друг друга и весь живот наш Христу Богу». Мы должны уметь сказать: «Да будет мне по слову Твоему» относительно абсолютно всего и всех, кого мы любим и кем дорожим в этой жизни. Мы должны предать все и всех в этой жизни Богу.

Когда мы, наконец, и сами взойдем на Крест, мы должны оставить на этой земле абсолютно все, что нам дорого. Но, находясь на Кресте, через горечь желчи мы начнем понимать, что значит быть причастником Божественного Естества. И когда мы будем висеть на Кресте вместе с нашим Спасителем, то с удивлением обнаружим, что мы на самом деле ничего не потеряли, что Бог вернул нам все сторицей. Потому что на Кресте, и только на Кресте, мы наконец начнем познавать, что значит быть сынами Нового Адама и дочерьми Новой Евы. Мы впервые увидим мир, который, казалось, был нам так хорошо знаком, но теперь он будет преображенным, сияющим нетварным Светом Троицы. И мы, наконец, начнем понимать, что значит любить совершенной, безусловной и жертвенной любовью – такой, какой любит Бог.

И да даст Бог каждому из нас сил, мужества и мудрости сказать сегодня вместе с Матерью Божией: «Да будет мне по слову Твоему». Но, возможно, мы еще не совсем готовы полностью отдать себя Богу. Возможно, мы еще слишком слабы и боимся это сделать. Может быть, мы только лишь готовимся произнести эти великие, славные, сладкие и в высшей степени пронзительные слова, требующие мужества. В этом случае давайте как можно чаще обращаться к Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Rememberingsion.com

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.