Ultimate magazine theme for WordPress.

Казанский собор на Красной площади

0 111

Перед нами нарядный, красно-белый, с ажурными кокошниками в пять рядов, с нежно -зелеными килевидными арками и небольшим цилиндрическим световым барабаном, увенчанном золотым куполом, излучающий красоту и изящество, храм-памятник во имя Казанской иконы Божией Матери . 

 Дело в том, что данная икона сыграла важную роль в период Смутного времени: когда на Русь, не имеющую твердой власти после завершения династии Рюрика, шли со всех сторон вражеские полчища, одному из архиепископов было видение Сергия Радонежского, который сказал, что спасет страну от иноверцев только Казанская икона Богоматери, обретенная на одном из пепелищ города Казани в 1589 году и хранящаяся в ее Богородицком монастыре, построенном по указу Ивана Грозного. Икона и список с нее, сделанный для государя, оказались чудодейственными.

 С этой иконой воины Народного ополчения в 1612 году отбили Девичий монастырь, затем разбили поляков в Китай-Городе , взяли Кремль и полностью освободили Москву.  

И в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков и в память о погибших русских воинах, в 1625 году, на средства Дмитрия Пожарского  был основан деревянный благодарственный Казанский собор, позже, после пожара, на месте сгоревшего в 1630 году деревянного храма, на деньги  царя Михаила Федоровича, уже в 1636 году выстроили новый, каменный Казанский собор в русском стиле.

Именно так выглядел собор в 17 векеИменно так выглядел собор в 17 веке

С этим собором связан ряд обычаев городской жизни: здесь приводили московских купцов к очистительной присяге , рядом помещалась «яма» (тюрьма для должников) и стояли искавшие службы подьячие. У Казанского собора пересекались 2 центральные улицы и кипела торговая жизнь главной площади, встречали послов, торговали церковной утварью, книгами, изображениями религиозной тематики.

Собор относился к числу царских построек: из царской казны шло жалованье причту , царская семья делала вложения в храм: образ Спасителя, украшенный драгоценностями, 2 колокола, серебряная водосвятная чаша, позолоченные царские врата.                                                               

На протяжении своей истории Казанский собор не раз видоизменялся и перестраивался, исторические события 18 и 19 веков , естественно отразились на внешнем и внутреннем облике собора, особенно в 1812 году, когда собор уцелел, но был ограблен и превращен в конюшню. Храм неоднократно украшали, ремонтировали, переделывали : в середине 19 века алтарь храма украсился новым трехъярусным иконостасом, в конце XIX века под руководством архитектора Н. Козловского были полностью изменены храмовые фасады, убраны кокошники, колокольня была надстроена третьим ярусом, в  результате чего получилась стандартная, по словам митрополита Леонтия, «сельская церковь», а  спустя некоторое время храмовая роспись была перекрыта и после всех вышеуказанных изменений уникальность собора была совсем утрачена, эта переделка не пришлась по вкусу не только духовенству, но и прихожанам, которые собрали средства на возвращение храму первоначального облика.  

Храм после реконструкции в 19 векеХрам после реконструкции в 19 веке

В таком непритязательном виде Казанский собор встретил революционные события 1917 года. Осенью 1918 года чудотворный список иконы Казанской Богоматери был похищен из Казанского собора, так же как и сама Казанская икона бесследно пропала из Богоявленского собора Казани. 

В Казанском соборе служили не принявшие в 1653-1655 годах проводимую реформу патриарха Никона протопоп Аввакум(Петров) и его сподвижник протопоп Иоанн(Неронов) , именно в этом храме, о время службы 21 июля 1918 года, патриарх Тихон произнес проповедь о расстреле императора Николая 2 и его семьи.

В 1927 году под руководством архитектора и реставратора Петра Барановского , храм начали восстанавливать, но в 1930 году реконструкцию заморозили. Барановского арестовали, а церковь через 6 лет снесли и на ее месте в 1937 году поставили павильон в честь 3 Интернационала, который так же сломали после Второй мировой войны. 

Храм, который мы с вами сегодня видим – восстановленный по точным обмерам и зарисовкам   Петра Барановского. Вернувшись в 1936 году из ссылки, он успел перед сносом собора сделать обмеры и фотофиксацию храма , передав их своему ученику О.И. Журину. Именно Олег Игоревич и возглавил воссоздание Казанского собора в 1990 годы.

 Храм имеет два престола: главный-Казанской иконы Божией Матери и в северном приделе- святых Гурия и Варсонофия.

 Оставаясь кружевным украшением в ансамбле Красной площади, Казанский собор , как воздушное пирожное, скромное по размерам внешне, но величественное внутри и точно так же, как в 17 -19 веках, так и в настоящее время, два раза в год- по новому стилю- 21 июля и 4 ноября, с момента воссоздания, а именно с 1993 года,  патриарх Московский и всея Руси совершает Божественную литургию, молебен и крестный ход в соборе Казанской иконы Божией Матери на Красной Площади.  Подтверждения того, что возрожденный Казанский собор законно занял свое историческое место на Красной площади Москвы, мы имеем возможность видеть в найденных при раскопках артефактах , находящихся в  стоящем рядом историческом музее императора Александра 3, нынешнем крупнейшем государственным историческом музее России. 

Собор в наше времяСобор в наше времяВид на Никольскую улицуВид на Никольскую улицу

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.