Ultimate magazine theme for WordPress.

ДЛЯ ПРОЩЕНИЯ НУЖНО МУЖЕСТВО

0 152

Любой, кто испытал опыт прощения другого человека, признает, что на это нужно определенное мужество. Для того, чтобы ослабить хватку и протянуть обратно недавно укушенную руку, требуется мужество действовать, как Христос. Ведь наши человеческие импульсы заставляют нас действовать, подобно раненому зверю. Мы знаем это на опытном уровне. Прощение требует усилий от нас.

Епископ Алексий (Трейдер) Епископ Алексий (Трейдер)

В данном контексте мужество можно определить как готовность и способность противостоять страху, боли, опасности, неопределенности, трудностям, общественному неодобрению или даже смерти. Оно также требуется для того, чтобы отпустить гнев на обидчика и желание отомстить тем, кто нас обидел или оскорбил. Простить – оставить позади ожесточенный мир, в котором мы живем, и вступить на незнакомую территорию Евангелия Христова.

Тот факт, что прощение требует от человека внутреннего мужества, означает, что прощение – это не некий расчет или баланс на весах справедливости. Наоборот, если мы по-настоящему хотим простить, мы оставляем все расчеты и мысли о балансе в стороне. Нам нужно мужество, чтобы простить ближнего, не задумываясь о том, заслуживает он этого или нет. Более того, прощение – это мужественный акт любви, который требует и терпения.

Преподобный Ефрем Сирин однажды сказал: «Жизнь праведника увенчивается сиянием. Как его жизнь становится сияющей, если не благодаря терпению? Монах, возлюби терпение, ибо оно матерь мужества».

Прп. Ефрем Сирин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. XIV в. Прп. Ефрем Сирин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. XIV в.

Если мы терпеливо исполняем Божии заповеди, это дает нам мужество терпеть и во времена испытаний и искушений. Как же мужество души связано с прощением? Насколько оно нужно, чтобы быть христианином и оставаться в этом мире человеком веры, послушным Евангелию Христову, настолько же требуется мужество, чтобы простить обидчиков. Ведь святой апостол Павел описывал христианина как мужественного воина Света: «Для сего приимите всеоружие Божие, чтобы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6: 13–17).

Действительно ли душевное мужество помогает простить? Да, ведь оно помогает нам устоять, то есть сделать все, чтобы стать носителями плодов Святого Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22–23). Без сомнения, оно крайне необходимо для прощения.

Давайте подумаем: если у человека нет душевного мужества, возможно ли при этом прощение? Преподобный Исаак Сирин говорил на этот счет: «Малодушие есть признак уныния, а нерадение – мать того и другого. Малодушный человек страдает двумя болезнями: люблением плоти и недостатком веры; ибо любовь к своей плоти есть признак неверия. Тот же, кто презирает любление плоти, тот доказывает, что верит в Бога всем сердцем своим и ожидает жизни будущего века. Человек не может обрести надежду на Бога, если сначала в точности не исполнит Его волю. Ибо надежда на Бога и сердечное мужество рождаются от свидетельства совести, и благодаря этому свидетельству мы обретаем уверенность в Боге».

Святой Исаак подчеркивает важную вещь: христианское мужество – это мужество смиренных и мягкосердечных, а не гордых и жестоковыйных. Чтобы человеческое сердце осталось смиренным и мягким даже после нанесенных ему ран, человеку требуется больше мужества, чем самому храброму воину. Ведь в этом случае необходимо сверхчеловеческое мужество, которое можно обрести и поддерживать через веру и надежду на Господа. Мужественным актом является обращение к Богу, если у вас есть душевные раны. Это предшественник вашего прощения.

Преподобный Исаак Сирин Преподобный Исаак Сирин

О мужестве, вере, надежде, терпении и крепости сердца прекрасно выражено в псалме: «Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа» (Пс. 26: 13–14). Поскольку прощение занимает центральное место в жизни христиан, мужество души является незаменимой и важной добродетелью. Невозможно прожить христианскую жизнь без героического мужества праведников. Святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Грех делает человека трусом; но жизнь в истине Христовой соделывает его дерзновенным».

Чем больше мы прощаем, тем больше укрепляется наше сердце. И это, в свою очередь, облегчает прощение в следующий раз. И в другой, и в семьдесят седьмой. Когда мы начинаем вести жизнь во Христе, наш мир меняется, и мы начинаем по-другому воспринимать окружающих – так, как смотрит на них Христос. Самое главное – если мы видим благодать Христову, действующую в нашей жизни, тогда мы можем повторить вслед за святым апостолом Павлом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 13). Во Христе уже возможно все, в том числе и прощение тех, кто всерьез нас обидел.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Holycrossoca

Епископ Алексий (Трейдер)

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.