Ultimate magazine theme for WordPress.

И ПАКИ О МОЛИТВЕ

0 210

Митрополит Серафим (Иоанта) возглавляет Германскую епархию Румынской Православной Церкви. В молодости он защитил докторскую диссертацию по исихазму. Является автором нескольких книг по этой теме. Ниже предлагаются его духовные размышления о молитве.

Митрополит Серафим (Иоанта) Митрополит Серафим (Иоанта)

В наши дни, когда внешний мир оказывает неимоверное влияние на наши чувства, рассеивая их вовне нас самих, христианам важно пытаться собирать рассеянный ум, чтобы он спустился в сердце. Каким же образом можно перенести ум в сердце? Это только лишь фигура речи, метафора? В каком-то роде – да, но она скрывает под собой нечто великое. Ум, как учат нас отцы-аскеты, – это энергия сердца; его основание находится в сердце. Когда через молитву нам удается проникнуть в сердце, тогда у нас появляется ощущение, что мы не отделены ни от кого и ни от чего, что мы едины со всем творением, со всей Вселенной.

Святые отцы говорят о человеке как микрокосме. Каждый человек – это маленький Космос. Все человечество суммировано, как под увеличительным стеклом, в сердце каждого человека. Но мы начинаем осознавать эту великую, мистическую реальность лишь тогда, когда наш ум перестает рассеиваться во внешних вещах и обретает покой в сердце. Это происходит постепенно, на протяжении всей жизни, если человек пребывает в Церкви, через благодать церковных таинств, а также через молитву и подвижничество, терпеливое перенесение испытаний и стяжание добродетелей. Все это помогает нам освободить сердце от привязанности к материальным вещам и сосредоточиться на духовных.

Свт. Макарий, архиеп. Коринфский, один из составителей «Добротолюбия»Свт. Макарий, архиеп. Коринфский, один из составителей «Добротолюбия»

Великую пользу христианам приносит также чтение Священного Писания и духовных книг. Хотя их понимание поначалу может быть только интеллектуальным, потому что мы еще не достигли духовного уровня понимания. Если же мы стремимся практиковать то, что читаем, усиливая при этом молитву и аскетический подвиг, остаемся послушными духовнику и окружающим, отказываясь от своеволия, мы мало-помалу переходим на другой уровень понимания прочитанного. В «Добротолюбии» святые отцы говорят не об абстрактных, воображаемых вещах, они говорят из своего жизненного опыта борьбы со страстями и с духами злобы поднебесной.

Однако любая внутренняя, мистическая реальность настолько глубока, что ее можно лишь частично передать словами. Тайну Божия присутствия в человеческом сердце невозможно до конца выразить вербально. Об этом можно только лепетать, как лепечут дети, еще не умеющие ясно говорить. Мы не способны проникнуть в тайны духовной жизни, пока не испытаем их на опыте. Как я уже сказал, прогресс в духовном понимании совершается маленькими шажками на протяжении всей жизни. Это происходит по мере того, как мы молимся все больше и больше, и особенно тогда, когда стремимся к качеству молитвы.

В жизни человека нет ничего важнее, чем молитва ума, соединенного с сердцем. Мы должны стремиться к этому всю свою жизнь, потому что это соединит нас с Богом, принесет нам баланс душевных сил и сердечный мир.

Из исихастской традиции, возобновленной в Румынии преподобным Паисием (Величковским) и передающейся нашими духовными отцами по сей день, мы знаем, что молитва на все времена, или непрестанная молитва монаха и любого христианина, – это молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Если мы будем так молиться, наш ум медленно, но верно спустится в сердце и найдет в нем покой, и мы обретем покой сердечный, которого каждый так ищет.

Бог поможет вам, если у вас будут вера и любовь к молитве. Очень хорошо, если мы можем молиться Иисусовой молитвой. Но можно молиться и более коротко: «Господи помоги мне. Господи, прости меня. Господи, благослови меня. Господи, помилуй меня. Господи, дай мне веру. Господи, благослови моего мужа, благослови мою жену, благослови моих детей».

Нужно обращаться и к Богородице: «Пресвятая Богородица, спаси меня!» И все это бесконечное количество раз каждый день, независимо от того, в каких обстоятельствах мы находимся. И вы увидите, какие чудеса творит молитва.

Если мы всегда будем произносить такие краткие молитвы, то увидим, что, когда мы молимся в воскресные и праздничные дни в церкви, а также утром и вечером дома, ум легче концентрируется на том, что мы читаем и слышим, легче проникает в смысл молитвы. Нам становится легче молиться, и мы начинаем чувствовать действие благодати Божией в глубине сердца.

Особенно во время Божественной литургии мы должны всецело сосредоточить свое внимание на Святой Евхаристии. Если во время богослужения мы будем внимательны и трезвенны, то атмосфера в храме, наполненная благодатью молитвы и пения, проникнет в наше сердце и доставит нам неописуемую радость и покой. И уже с этой радостью и миром мы будем причащаться Святых Христовых Таин.

Если же мы не привыкли молиться во всякое время, если молимся только время от времени, потому что у нас нет любви к Богу, из которой и рождается любовь к молитве, то церковные службы не принесут нам душевного мира. Тогда мы будем воспринимать их как бремя, добавленное к бремени повседневной жизни. Таким образом, мы будем верующими только по названию.

Молитва подкрепляется постом и другими аскетическими практиками. Православная Церковь – это, по преимуществу, Церковь аскетическая. Без аскетического подвига, захватывающего и душу, и тело невозможно ощутить благодать Божию и ее действие в вашем сердце. Пост утончает тело и укрепляет дух, успокаивает порывы чувств и помогает уму спуститься внутрь сердца. Молиться с полным желудком невозможно, потому что пища и питие отвлекают ум на чувства и препятствуют его нисхождению в сердце. Отсутствие воздержания в телесных удовольствиях и чрезмерная забота о материальных вещах рассеивают ум во внешнем.

Благодать Святых Таин, вкупе с личной молитвой и личным подвигом, делает верующего человека уравновешенным и умеренным во всем, а также чутким к боли и нуждам других. Такой человек живет радостями и страданиями других, потому что благодать Святых Таин исцеляет его сердце от греховной болезни. Его сердце, преображенное действием благодати Божией, вновь обретает свое онтологическое единство со всем творением.

С болью размышляю о нынешнем состоянии упадка духовной жизни даже среди практикующих христиан. Это вызвано пренебрежением ими Исповедью и Причастием. И будучи иерархом, я не перестаю призывать верующих регулярно и часто приступать к Таинствам исповеди и Святого Причащения. Мы не должны стыдиться исповедовать свои грехи. Приобщение к Святым Тайнам вселяет в нас жизнь. Надо бояться духовной смерти, которую мы испытываем, если находимся вдали от церковных таинств. Исповедь – это не суд над вами, не осуждение вас, это снятие с себя бремени греха. Причастие – это не награда за определенный подвиг или добродетель, но исключительный дар милости Божией, дабы мы «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10: 10).

Святой апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17). Это не значит, что мы должны все время молиться, стоя на коленях перед иконами. Это значит, чтобы мы имели Бога в своем уме и сердце, и на своих устах, в любое время и в любом месте. То есть нужно привыкнуть к молитве. Конечно, в основном мы молимся дома утром и вечером, до и после принятия пищи, но и в другое время дня мы можем молиться, если захотим.

В 1946 году в Бухаресте появилось движение «Неопалимая Купина» –объединение бухарестских интеллектуалов, интересовавшихся исихазмом и непрестанной молитвой. Под руководством некоторых выдающихся старцев того времени, среди которых был архимандрит Софиан (Богиу) из монастыря Антим, интеллектуалы, принимавшие участие в движении «Неопалимая Купина» и работавшие в офисах, старались произносить Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй меня, грешного». Некоторые из них смогли молиться ею непрестанно, без каких-либо усилий с их стороны.

Я также знал одного юриста, который мог постоянно хранить Иисусову молитву в своем сердце. Он боролся за стяжание ее год за годом, день за днем, мгновение за мгновением. Видите, даже интеллигенты, работающие в конторах, имеющие умственную работу, могут достичь непрестанной молитвы, если будут стремиться к исполнению заповеди святого апостола Павла. И если даже те, кто работает в офисах, могут достичь непрестанной молитвы, то насколько же больше могут достичь ее те из нас, кто занимается другой работой и не слишком активно использует свой интеллект?

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт
Sayings of the Romanian Elder

Митрополит Серафим (Иоанта)

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.