Ultimate magazine theme for WordPress.

О БУДУЩЕМ ЦАРСТВЕ НЕБЕСНОМ

0 73

Иерей Антоний Русакевич

Многие из новообращенных христиан или просто симпатизирующих Церкви людей часто задаются вопросами о потустороннем мире, о будущем Царстве Небесном. Такое вопрошание естественно: люди хотят знать «здесь-и-сейчас» о будущих судьбах своей и мира. К сожалению, эти вопросы остаются плодом поверхностного любопытствующего («праздного») разума. Ответ не будет ими воспринят как повод для мотивированного поведения, как причина для личного саморазвития и самосовершенствования.

Я. Робусти (Тинторетто) «Рай» 1579-1588 гг. Я. Робусти (Тинторетто) «Рай» 1579-1588 гг.

Восточно-христианская традиция предполагает постепенность развития, ступенчатость приобщения к потаенным знаниям о будущем Царстве Небесном в зависимости от духовно-нравственного совершенства. Тем не менее какие-то базовые вещи известны всем на основании свидетельства Священного Писания Нового Завета. Обратимся к пониманию Царства Божия апостолом Павлом.

В отношении характеристики апостолом Павлом будущего блаженного состояния человечества основной и главной чертой является живое единение человечества с Богом. «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8: 17), «если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» (2 Тим 2: 12).

В основе этого единения лежит общность человечества между собою и со своим Главою Христом. При этом человечество в будущем должно будет, по мысли апостола, «дойти до единства веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру возраста Христова» (Еф. 4: 13).

Святитель Иоанн ЗлатоустСвятитель Иоанн Златоуст

В отношении нашей познавательной способности апостол свидетельствует, что период веры в будущей жизни сменится периодом знания (см. 2 Кор. 5: 7), всякое частичное, неполное знание прекратится. Тем самым апостол Павел подтверждает ту истину, что полноценное знание о мире Небесном в настоящее время, в рамках «падшего» земного мира, невозможно.

«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13: 12), то есть посредственно, по заключениям из дел Божиих или Его слова, «тогда же увидим лицом к лицу, теперь я знаю отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13: 12). Хотя святитель Иоанн Златоуст и говорит, определяя это знание, что тогда мы узнаем многое такое, что ныне сокровенно, и сподобимся блаженнейшей беседы и мудрости, однако основой этого знания будет состояние разуметь все богатство любви Божественной, постигать, по выражению апостола, «со всеми святыми, что есть широта и долгота, и глубина, и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3: 18–19).

Святитель Феофан Затворник предполагает, что эту полноту следует понимать так: «Да будете совершенны во всяком по Богу совершенстве, зная все Божие, сколько это возможно». Но вместе с тем он разводит руками, когда речь идет о конкретизировании терминов «полнота» и «познание». «Не раз, – пишет он, – употребил апостол сие слово "познать", и все оно темновато. Верно, и это принадлежит к предметам, кои тогда познаны будут в совершенной ясности, то есть истинное познание возможно лишь в самом Царстве Небесном».

Со стороны нравственных отношений верующие, дойдя до полного и тесного общения в Божественной жизни, будут участвовать и в Божией славе: «Когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3: 4). Здесь необходимо обратить внимание на христологический момент у апостола. Его мы находим в Первом послании к Коринфянам, где апостол говорит: «Посему страдает ли один член – страдают с ним все члены; славится ли один член – с ним радуются все члены» (1 Кор. 12: 26). В силу причастности Христа к человечеству и человечество может иметь свою часть в Нем, как тело Его славно, так и слава эта, подобно крови или некоему жизненному соку, способна перетекать по всем частям Его животворного тела.

Строгое, детальное и точное выражение существа Царства Небесного при суетном, временном состоянии мира вряд ли возможно, с точки зрения святого апостола Павла: «Не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9).

Своим ученикам святой апостол Павел предлагает ряд практических пастырских советов и рекомендаций, отвечающих на вопрос: «Что делать, чтобы день Господень стал началом вечной радости?». Прежде всего это Крещение, в котором человек умирает для греха и соединяется со Христом; во-вторых, это участие в сакральной жизни Церкви и соблюдение при этом требований высокой личной и общественной нравственности. В этом соединении с Господом – «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6: 17) – и есть залог будущего постоянного общения с Ним на Небесах. «Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4: 17).

Когда святой апостол Павел размышляет о потаенном облике Царства Небесного, тогда в его словах звучит гимн аскетике, духовно-нравственному совершенству: «И не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6: 6). Из описания будущего славного состояния тел, а также из указания, что воскреснут те же самые тела, которые мы имели в земной жизни, апостол выводит нравственное правило не употреблять тела на нечистые, плотские и беззаконные дела: «Тело же не для блуда, но для Господа» (1 Кор. 6: 13), «разве знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» (1 Кор. 6: 15), «тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6: 19).

В. Суриков «Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агриппе, его сестре Веренике и проконсулу Фесту». 1875 г. В. Суриков «Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агриппе, его сестре Веренике и проконсулу Фесту». 1875 г.

Особенностью посланий апостола Павла является его пастырский подход – апостол не ставит перед собой цель подробно описать Царство Небесное, как это часто делалось в апокрифической иудейской литературе того времени (в частности, в книге Еноха и Апокалипсисе Варуха представлены живописные и фантастические картины потустороннего мира). Апостол Павел последовательно наставляет и увещевает своих слушателей, предостерегая их от возможных ошибок: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие» (1 Фес. 4: 13).

Считаю, и нам, современным христианам, надо двигаться в русле апостольского Предания, не развлекающего себя красочными картинами будущего, но заботящегося о нравственном совершенстве.

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.