Паломничество по святым местам Гималаев. Что такое индийский ашрам и чем он отличается от нашего монастыря?
Кумаон – регион индийского штата Уттаракханд, расположенный в предгорьях Гималаев, граничащий с Непалом и Тибетом, является родиной многих великих Йогов и Учителей. В отличии от других частей Индии, заполненных шумом и суетой, в этих высокогорных районах очень чистая и спокойная атмосфера, что сказывается и на живущих там людях: они хранят в сердце мир и гармонию, принимая все тяготы сельской жизни в непростых условиях гор со смирением и верой в справедливость вселенского мироустройства.
Кумаон, Уттаракханд. Окрестности Раникхета.Кумаон, Уттаракханд. Окрестности Раникхета.
Именно в предгорьях Гималаев, и в том числе в регионе Кумаон, расположено самое большое число различных мест силы, называемых в Индии Шакти Питхами, представляющих собой храмы, ашрамы (места пребывания Учителей, куда собираются их ученики и последователи), пещеры, в которых на протяжении многих лет медитировали Святые, священные реки и горы.
Подъем на Священную гору Чота Кайлас – малый Индйский Кайлас. Все предгорья Гималаев довольно плотно заселены.Подъем на Священную гору Чота Кайлас – малый Индйский Кайлас. Все предгорья Гималаев довольно плотно заселены.
Для начала, хотела бы пояснить, что такое индийский ашрам. В целом, это похоже на наши монастыри, но в отличии от монастыря, приезжать в ашрам и приобщаться к богоцентричной жизни, может любой желающий на любой период времени. Достаточно лишь соблюдать не слишком сложный устав ашрама, но обычно с этим нет никаких проблем, так как практически каждый, приезжающий в такое место понимает, что все это он делает для себя и подходит ко всем требованиям ответственно. Как правило, ашрам изначально образовывается вокруг духовного Учителя, на божественные вибрации которого духовные искатели со всего мира слетаются как пчелы на мед. После ухода с земного плана, тело Учителя как правило остается на территории ашрама. Место, где оно пребывает называется Махасамадхи, и это место хранит сильные вибрации Учителя даже после ухода из тела его Духа. Это полностью аналогично тому, как эманируют мощи христианских Святых, и сохраняют связь с сознанием самого Святого.
Махасамадхи (захоронение мощей) Хайракханского Бабаджи.Махасамадхи (захоронение мощей) Хайракханского Бабаджи.
Примерный распорядок дня в ашраме, на примере ашрама Хайракханского Бабаджи:
5.30 подъем и принятие душа
6.00 чандан – Благословение Учителя или священнослужителя, постановка особой метки на лоб сандаловой пастой.
6.30 – 8.00 Утренняя служба в Храме с пением священных гимнов, вед (обычно тех, которые рекомендовал Учитель этого Ашрама) и баджанов (песен, выражающих любовь к разным аспектам Единого Бога), сатсанг – беседа на духовные темы.
8.00 – 9.00 время на завтрак и свои дела
9.00 – 11.30 карма-йога (общественно полезные работы, во время которых рекомендуется читать молитвы, повторять манты).
12.00 – 12.30 – обед
13.00 – 15.00 свободное время
15.30 – 17.30 – карма-йога – бескорыстное служение, выполнение какой-то общественно-полезной работы на благо ашрама.
18.00 – 19.30 Вечерняя служба в Храме
20.00 – ужин
21.00 – время подготовки ко сну и сон.
Жилой корпус ашрама Бабаджи в Чилиянауле в окресностях Раникхета.Жилой корпус ашрама Бабаджи в Чилиянауле в окресностях Раникхета.
Как видно из этого расписания, жизнь в ашраме не подразумевает каких-то нечеловеческих усилий над собой, а наоборот, являет собой очень размеренное и спокойное времяпровождение, приучающее к дисциплине и регулярности в духовных и бытовых вопросах. Пожив хотя бы пару недель по такому расписанию и вернувшись домой, вам будет уже гораздо проще и дома начать вставать раньше, и начинать день с медитации или молитвы.
Ашрам Бадажи в Хайракхане и верный индийский пес.Ашрам Бадажи в Хайракхане и верный индийский пес.
Из своего опыта могу сказать, что мне всегда было трудно утром просыпаться рано. С вечера я обещала себе, что завтра встану пораньше и обязательно помедитирую, но утром я была готова на все, что угодно, даже умереть, но только не вставать с кровати, и в итоге часто пропускала медитацию, обещая себе провести ее позже, днем или вечером. Иногда мне это удавалось. Но после того, как я 3 недели провела в Индии, ни душ на холоде по утрам, ни ранние подъемы меня больше не пугают. Это просто вопрос привычки, которую в условиях ашрама получаешь бонусом без каких-то специальных усилий.
9 храмов с энергиями при Ашраме в Хайракхане.9 храмов с энергиями при Ашраме в Хайракхане.
И еще одну вещь я услышала от прекрасной женщины, немки Сабины, настоятельницы ашрама Бабаджи в Хайракхане: «если ты не поставишь Бога на первое место – он не будет ни на каком месте». Услышав это там, наверное, я наконец-то поняла. Теперь в начале дня – медитация, потом все остальные дела.
Ом…