Уединённое святое место у подножья Гималаев. Ашрам Бабаджи в Хайракхане и как туда добраться.
В начале 2023 года я наконец-то осуществила свои давние мечты, и поехала в предгорья Гималаев, чтобы посетить известные святые места в этом древнем и наполненном божественными вибрациями уголке Земли.
В этой статье я хотела бы поделиться свежими впечатлениями от посещения ашрама Хайракханского Бабаджи, расположенного вдалеке от привычной нам цивилизации в местечке Хайракхан, затерянном в горах Кумаона, и расположенных рядом с Хайракханом священной реки Гаутама Ганги и священной горы Малый Кайлас (Chota Kailas).
Ашрам Бабаджи в Хайракхане и священная река Гаутама Ганга у подножья священного Малого Кайласа.Ашрам Бабаджи в Хайракхане и священная река Гаутама Ганга у подножья священного Малого Кайласа.
Про то, что такое ашрам и какой в нем распорядок дня я писала в отдельном посте:
Про Бабаджи, Великого Йога-основателя данных ашрамов написано здесь:
Ашрам Бабаджи в Хайракхане (Хайдакхане).
Не удивляйтесь, что везде это слова написано по-разному. Индусы в основном называют это место Хайракхан (Hairakhan), и я буду называть его так же, хотя на гугл-картах пишут Haidakhan.
Добраться туда можно из города Халдвани, штат Уттаракханд, в который из Дели хотят автобусы, такси, поезда и даже летает самолет до расположенного рядом аэропорта Пантнагар (Pantnagar). Дорога из Халдвани в Хайракханский ашрам займет 2-2.5 часа по горной дороге, доехать можно только на такси повышенной проходимости (джипе) в сухую погоду, средняя цена на начало 2023 года за эту поездку – 3000рупий (рупия сейчас практически равна рублю).
Добраться в Хайракханский Ашрам можно только на джипе из города Халдвани. Дорога идет через горы и занимает около 2 часов.Добраться в Хайракханский Ашрам можно только на джипе из города Халдвани. Дорога идет через горы и занимает около 2 часов.
Проживание в ашраме вместе с двухразовым ашрамным питанием стоит 400 рупий в сутки на человека. Комната на двоих с минимальным набором удобств. Душ и туалет на этаже, есть горячая вода и электричество, и это самое главное. Если соберетесь ехать как мы, зимой – обязательно учитывайте, что это холодное время года и необходимо запастись теплыми вещами. Днем температура на солнце поднимается до +20С, но вечером сильно холодает. К утру температура была +6С, а иногда может опускаться и до 0С. В комнатах конечно же никаких обогревателей нет, поэтому термобелье, пара теплых свитеров, штанов, носки и куртка – обязательный минимальный набор теплых вещей для комфортного пребывания. Ну и в ашраме нужно ходить в индийской одежде. Купить кое-что можно в магазине ашрама, но лучше купить заранее, в Халдвани. Летом можно носить сари – завязывать его можно научиться на ютубе за 30 минут, это совсем не сложно. Главный секрет успеха – запастись большими булавками и все закалывать! Или можно приобрести сальвар камиз – комплект из брюк, туники и шарфа, с которым вообще никаких проблем не будет. Ну а зимой, под сальвар камиз советую надевать термобелье, с которым не придется расставаться даже днем, а наверх – можно флиску, свитерок и сверху куртку. На ночь под одеялами куртку можно снимать J Мужчины просто одевают дхоти поверх брюк – кусок ткани, который несложно завязывается вокруг бедер.
Окружающая Ашрам природа Кумаона.Окружающая Ашрам природа Кумаона.
Хайракханский ашрам – это прекраснейшее место для спокойной медитации в окружении природы и величественных гор. Ашрам состоит из двух частей: верхней и нижней. В верхней части – храм, самадхи и жилые строения, вниз ведет лестница из 108 ступеней. Там расположен сад, дхуни (место проведения огненных церемоний – Хаванов). Далее дорога ведет на берег священной реки Гаутама-Ганги. Это название река получила от имени Будды, который тоже совершал свои духовные практики в этих удаленных от мирской суеты местах. Сама река в этом месте представляет собой не очень широкий (в зимнее время) поток, перейти который можно по установленным хлипким индийским мостикам. На другом берегу – тоже строения Ашрама: комплекс из девяти храмов, каждый из которых посвящен отдельному Божеству – аспекту Единого Творца, еще одно Дхуни и пещера, в которой когда-то появился сам Бабаджи. В некоторых из этих девяти храмов энергии ощущаются очень сильно, в других – слабее. Но даже по ощущениям – все они разные. Это сложно описать, но мы с мужем прочувствовали это совершенно одинаковым образом.
Индийский мостик через Гаутама Гангу.Индийский мостик через Гаутама Гангу.Комплекс из девяти храмов, каждый из которых посвящен отдельному Божеству – аспекту Единого Творца. На это фото попали только 6 из них.Комплекс из девяти храмов, каждый из которых посвящен отдельному Божеству – аспекту Единого Творца. На это фото попали только 6 из них.Мурти (статуя Божества) одного из 9 храмов. Шри Горакхнатх.Мурти (статуя Божества) одного из 9 храмов. Шри Горакхнатх.
На этой стороне реки начинаются горы, ближайшая из который называется Малым Кайласом. Поход на эту гору также является мощной духовной практикой. Ашрам предоставляет проводника. Подъем занимает 3-4 часа, в зависимости от вашей физической подготовки. Но результат стоит любых усилий – на вершине горы находится постоянно действующее святилище, вокруг пребывают мощные энергии, а виды на окрестности впечатляют и наполняют радостью.
Храмовый комплекс на вершине Малого Кайласа (Chota Kailash Shiv Temple)Храмовый комплекс на вершине Малого Кайласа (Chota Kailash Shiv Temple)Уставшие, но очень счастливые. Мы поднялись на гору за 4 часа, провели пуджу, попели бхаджаны, насладились головокружительными видами и вкусили энергии Святого Места.Уставшие, но очень счастливые. Мы поднялись на гору за 4 часа, провели пуджу, попели бхаджаны, насладились головокружительными видами и вкусили энергии Святого Места.
Внизу, в долине реки, немного в стороне от ашрама и девяти храмов, расположено еще одно святое место с энергиями – древнее одинокое дерево Сати Кунд. По легенде считается, что это дерево посадила Сати – жена бога Шивы. Не знаю так ли это, но дерево и само место однозначно очень сильное место силы. В Индии, кстати, считают, что Иисус Христос не погиб на кресте, а после распятия ушел в Индию. Там он официально имеет статус пророка, его почитают и знают под именем Иса. И даже могила его находится в Индии – в Кашмире, в городе Шринагар. Так вот второе название Сати Кунда – дерево медитаций и дерево Христа. По сохранившимся преданиям, во время своих путешествий по Индии он продолжительное время медитировал под этим деревом. Для медитации это действительно очень хорошо подходящее место с мощной и чистой энергетикой.
Сати Кунд и Святилище Ханумана вблизи Хайракханского Ашрама Бабаджи.Сати Кунд и Святилище Ханумана вблизи Хайракханского Ашрама Бабаджи.Древнее дерево Сати Кунд с энергиями. Идеальное место для медитации.Древнее дерево Сати Кунд с энергиями. Идеальное место для медитации.
В самом ашраме хотелось бы выделить главный храм. В нем мощные энергии ощущаются в самой старинной части – в центральном святилище, где расположено мурти (священная статуя) самого Бабаджи. Даже на фото видно, что глаза у статуи Бабаджи как будто наделены сознанием. Хотя на самом деле «как будто» следует опустить, ведь в действительности так и есть.
Мурти Бабаджи из главного храма Хайракханского Ашрама с энергией.Мурти Бабаджи из главного храма Хайракханского Ашрама с энергией.
Центральная площадь перед храмом, на которой также расположено красивое здание самадхи – место упокоения тела Учителя. Ходить по ней можно только босиком, оставив обувь в отведенном месте. Преданные и последователи Бабаджи ходят туда, чтобы обратиться к его бессмертному духу со своими вопросами и проблемами. Сама за время пребывания там обратилась два раза по вопросам здоровья и проблема решилась на следующий же день.
Главная площадь ашрама, здание Махасамадхи (место упокоения мощей, справа) и купол главного Храма (слева).Главная площадь ашрама, здание Махасамадхи (место упокоения мощей, справа) и купол главного Храма (слева).
Еще на территории ашрама есть комната, в который жил сам Бабаджи. В ней очень скромная обстановка: кровать, алтарь, дхуни (очаг для огненных церемоний). Эта комната открыта для посещений только рано утром, около 6.00 утра. В ней ставят чандан (благословение в виде отметин на лбу сандаловой пастой). И потом туда не войти. Место очень хорошее, с энергией, поэтому не стоит пренебрегать возможностью попасть туда в доступное время.
Вход в комнату Бабаджи. Внутри снимать не разрешается.Вход в комнату Бабаджи. Внутри снимать не разрешается.
В целом, данный ашрам оставил очень теплые воспоминания, хочется вернуться туда еще раз. Стараниями нынешней настоятельницы, немки Сабины, он является очень душевным местом, где сразу же чувствуешь себя как дома, членами одной большой и дружной семьи. Это непередаваемое ощущение, и, как оказалось, редкое для индийских ашрамов. Неспроста сюда съезжаются множество европейцев, американцев, латиноамериканцев и конечно же русских преданных Бабаджи и просто духовных искателей. Для приезда в ашрам не требуется заранее ничего согласовывать, хотя можно при желании написать к ним на электронную почту. Принимают всех приезжающих, как родных, помогают во всех вопросах, окружают ненавязчивой заботой.
Виды Хайракханского ашрама.Виды Хайракханского ашрама.
Рядом есть небольшая деревенька, примыкающая вплотную к Ашраму. Местное население – очень приятные, ненавязчивые люди, готовые помочь во всех ваших вопросах. В этих местах все от мала до велика, вдохновленные Бабаджи и его учением, практикуют карма-йогу (бескорыстное служение), садхану (духовную практику), не употребляют никакой животной пищи и одурманивающих веществ. Вокруг – чисто! В деревне есть чайные, где можно позавтракать (ашрам предоставляет только обед и ужин), попить чай с бутербрдами, есть даже каша, и получить бесплатный вайфай для связи с внешним миром, так как мобильная связь в этом ущелье ловит очень и очень плохо.
Легко, светло, душевно. Очень хочется вернуться снова в эти благословенные места.
Если кому-то нужна консультация по организации поездки – пишите в личные сообщения: подскажу, сориентирую.