Ultimate magazine theme for WordPress.

ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СВЯТОГО. ОБ ОСНОВАНИИ УФИМСКОГО БЛАГОВЕЩЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

0 272

15 января Русская Православная Церковь празднует преставление (1833 г.) и второе обретение мощей (1991 г.) преподобного Серафима Саровского, чудотворца, одного из самых известных и любимых святых нашего народа.

«Христос Воскресе, радость моя!» – этими словами преподобный встречал каждого человека, приходящего к нему за советом и утешением. Имя старца Серафима Саровского связано с местами Центральной России, но мало кому известно, что благодаря его благословению в Уфимской губернии (ныне – Республика Башкортостан) был основан Уфимский Благовещенский женский монастырь.

Преподобный Серафим Саровский Преподобный Серафим Саровский

Скромная четырнадцатилетняя Стефанида тихо вошла в горницу, где ее отец, купец Стефан Илларионович Бычков из села Бетьки Мензелинского уезда Оренбургской губернии, беседовал со своей супругой Агафией Феодоровной.

Стефанида вошла и поклонилась родителям.

– Батюшка и матушка, отпустите нас с братом Иваном на богомолье в Киев, – негромко, но твердо попросила девушка.

Родители молчали. Затем отец произнес:

– Благословляем вас с матушкой, идите.

Икона Божией Матери «Седмиезерная»Икона Божией Матери «Седмиезерная»

Согласие родителей на паломничество было получено потому, что недавно исцелился брат Стефаниды Иван. Он два года тяжело страдал от болезни ног. Ни один врач не мог помочь юноше, ногу которого искривило, и сильные боли не давали ему спать и по ночам. Видя его страдания, мучились все члены семьи: родители, три сестры и два брата.

Исцеление же юноша получил, когда с горячей молитвой припал к чудотворной иконе Божией Матери Смоленской, принесенной из Седмиезерной Богородичной пустыни.

Крестный ход в честь этой чудотворной иконы семья Бычковых встретила на поле за селом. Юный страдалец Иван, которого родители привезли на тележке, со слезами и с горячей молитвой припал к иконе Богородицы. А когда над Иваном пронесли чудотворную икону, он выздоровел: его нога перестала болеть.

Потрясенные и счастливые родители юноши на следующий день пригласили иноков с чудотворной иконой Божией Матери к себе в дом, где отслужили молебен, горячо поблагодарив Пресвятую Богородицу за исцеление сына. А затем дали благословение выздоровевшему Ивану в сопровождении Стефаниды проводить чудотворный образ до обители.

Стефанида шла с братом среди паломников и непрестанно молилась:

– Божия Матерь, помоги мне посвятить свою жизнь Тебе, жить в монастыре, а не в миру.

И вот теперь Стефанида с Иваном снова собрались на богомолье. После благословения родителей они отправились в путь. Дорога в Киев была долгой, и брат с сестрой и сопровождавшей их девушкой из родного села решили прежде встретиться с отцом Серафимом в Саровской пустыни.

– Иван, зайдем за благословением к батюшке Серафиму, – сказала Стефанида. – Старец Серафим принимает всех болящих и скорбящих, и мы возьмем у него благословение.

Вскоре показались маковки храмов Саровской обители. Они золотились в лучах июльского солнца.

– Посмотри, сестрица, – произнес Иван. – Красота какая!

Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь. pravsarov.ru Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь. pravsarov.ru

Батюшка Серафим ласково принял путников. Он перекрестил их и благословил. А потом неожиданно сказал:

– Ты, Иоанн, оставайся в Сарове навсегда. А твоя сестра пусть идет далее, в Киев, с девушками-паломницами.

Удивленная Стефанида поклонилась великому старцу и возразила:

– Батюшка Серафим! Наш отец не отпустит в монахи брата Ивана, потому что брат выказывает большие способности к торговле, и наш отец очень любит своего сына. Да и братец никогда не говорил, что хочет идти в монахи. Он желает помолиться в Киеве и возблагодарить Пресвятую Богородицу за свое исцеление, у него на долгих два года отказали ноги, а теперь он на своих ногах идет в паломничество.

Батюшка Серафим с доброй, ласковой улыбкой посмотрел на брата и сестру, а потом промолвил:

– Ваш отец – человек добродушный. Он отпустит своего сына в монахи. А ты иди в Уфу, там будет монастырь, и ты спасешься.

Стефанида очень обрадовалась этим словам батюшки Серафима. Брат же Иван выглядел озадаченным. Ведь он не хотел оставаться в Сарове.

Преподобный Серафим еще раз перекрестил брата и сестру, наказав напоследок Ивану:

– Слушайся во всем своей сестры. А завтра, после ранней обедни, снова приди ко мне для разговора.

Притихшие и задумчивые, Стефанида и Иван вышли из кельи старца. Девушка была так сосредоточена на наставлении отца Серафима отправляться ей в Уфу, что оставила без внимания последние пророческие слова батюшки, адресованные ее брату. Вот почему она поверила Ивану, когда он, после того как преподобный Серафим отпустил их с миром, по юности и безответственности сказал сестре, что старец благословил их обоих уходить из монастыря в Киев.

Стефанида поверила брату. И на рассвете, вместо того, чтобы отстоять раннюю обедню и подойти к старцу, Иван вместе с сестрой вышел из Сарова.

Вид Саровской пустыни с юго-западной стороны. Литографская мастерская И. Шелковникова, 1853 г.Вид Саровской пустыни с юго-западной стороны. Литографская мастерская И. Шелковникова, 1853 г.

Юный лгун, пройдя короткий путь, был наказан: Ивана начал бить озноб, у него поднялся жар. Они дошли до Саровской мельницы, где старик-монах отец Иаков напоил их чаем, и больному стало легче.

Но через шесть верст пути у Ивана снова началась горячка. В селе Ломово священник пригласил больного в свой дом и уложил в постель. Иван, словно в бреду, произнес, что он хотел бы подойти к Пресвятой Богородице, но не может, потому что его окружает болото.

Когда Иван пришел в себя, Стефанида спросила его:

– О чем это ты говорил?

Иван ответил:

– Я видел себя у иконы «Живоносный источник», в Саровском храме. Пресвятая Богородица звала меня к Себе, но вокруг было сплошное болото, которое мешало мне к Ней подойти.

Тут Иван заплакал и сознался:

– А ведь я тебя, сестрица, обманул. А еще я ослушался старца Серафима: ведь он велел мне оставаться в Сарове. Поэтому я хочу возвратиться в Саров и вымолить прощение у батюшки Серафима.

Едва Иван договорил эти слова, Стефанида бросилась к гостеприимному священнику, и тот сразу же запряг лошадь. Уложив больного Ивана на телегу, он отправил брата с сестрой обратно в Саров.

В дороге больной начал умирать, и его едва довезли до Саровской мельницы, где внесли в келью и стали ждать его смерти.

Стефанида, горюя, вышла на улицу и увидела знакомую старую женщину.

– Матушка, и вы здесь? – спросила девушка.

– Меня направил к вам старец Серафим. – ответила старушка. – Он велел мне быстрее прийти сюда, сказав, что здесь меня с известием ждут брат и сестра из Оренбурга. Брат тяжело болен, но он не умрет, так как он человек доброй души.

– А что еще сказал старец?

– Батюшка Серафим еще сказал, что твой брат будет служить Богу, а ты станешь в Уфе игуменьей. Он просил меня привести вас к нему.

Слова старой женщины отозвались в сердце Стефаниды большой радостью. И действительно, ее брат не умер. А когда он поправился, они вновь пришли в Саров.

Полностью выздоровевший Иван, поговорив с батюшкой Серафимом, стал монахом. В монашестве он принял имя Феоктист.

Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник», фото из журнала «Кормчий»Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник», фото из журнала «Кормчий»

А Стефанида с девушкой-односельчанкой месяц прожили в Дивеево и часто ходили к отцу Серафиму за наставлениями. Наконец, старец Серафим сказал им:

– Благословляю вас, девушки, идти в Киев. Не одни вы пойдете, вас будет сопровождать одна благочестивая женщина.

Получив теплые слова наставления и благословение отца Серафима, паломницы отправились в путь. Пришли они в Киев на второй седмице Великого поста. Они молились во всех киевских храмах и провели в этом городе весь пост.

На обратном пути паломницы зашли в Глинскую пустынь, где их благословил игумен Филарет, который был близок по духу святому Серафиму Саровскому. Игумен Филарет спустя годы удостоился видеть душу преподобного Серафима, которую после смерти святого ангелы возносили на небо.

Игумен Филарет с любовью встретил юную Стефаниду и до конца своей жизни был ее духовным наставником. При первой же встрече с девушкой старец Филарет сказал, что ей нужно многому научиться в иноческой жизни и что она будет трудиться в Уфе.

Когда Стефанида вернулась домой, к родителям, она стала проводить много времени за чтением Священного Писания и творений святых отцов.

А далее чудесным образом начало исполняться пророчество преподобного Серафима Саровского. В родном селе Стефаниды, в Бетьках, возникла монастырская община. Родители девушки стали помогать своим родственникам в устройстве кельи, где поселились десять девушек-черничек. У отца и матери Стефанида испросила разрешения пожить среди них. Так исполнилась ее детская мечта: теперь она много времени посвящала молитвенному общению с Богом.

Из маленькой общины вскоре образовалась иноческая обитель. Стефанида, хотя и происходила из богатой семьи, с радостью выполняла все тяжелые послушания.

Село Бетьки, современный вид Село Бетьки, современный вид

В 1827 году преосвященный Амвросий при объезде храмов своей епархии прибыл в село Бетьки Мензелинского уезда Оренбургской (позднее – Уфимской) губернии. Владыка зашел в небольшой дом, где жили девушки-чернички, и ознакомился с их жизнью. От жителей села Бетьки владыка слышал хорошие отзывы о них и разрешил открыть общину в селе.

Через некоторое время к владыке Амвросию приехали из общины трое: Стефанида, старшая сестра Варвара и ее помощница. Владыка, побеседовав с каждой, назначил главной в общине Стефаниду.

В 1832 году преосвященный Михаил решает перевести общину в Уфу, куда сестры перебрались в составе двенадцати человек во главе со Стефанидой. В Уфе для сестер был куплен большой дом Пахомовых. Сестры много трудились: копали землю, сажали фрукты и овощи, занимались рукоделием, пекли просфоры.

Получив благословение преосвященного Аркадия, Стефанида послала в город Арзамас двух черничек, чтобы обучить их вышивать золотом и серебром, украшать иконы фольгой и цветами. Затем эти чернички научили всему этому сестер общины, которая состояла уже из 600 человек. И Уфимская женская община прославилась на всю округу искусством рукоделия.

Вскоре был поднят вопрос о выборе места в Уфе для строительства женской обители. Такое место было найдено на краю города. Преосвященный Аркадий обратился с ходатайством в Священный Синод об открытии обители.

Стефанида преодолела много трудностей, прежде чем был открыт женский монастырь. Указ о его открытии был дан незадолго до праздника Благовещения, поэтому монастырь и получил название – Благовещенский.

Уфимский Благовещенский женский монастырь, 1856 г. Уфимский Благовещенский женский монастырь, 1856 г.

15 марта 1838 года обитель была открыта, и над Стефанидой был совершен постриг в монашество с именем Филарета, в честь преподобного Филарета Глинского (Данилевского). 28 августа 1838 года мать Филарета была возведена в сан игуменьи.

Так в точности сбылось пророчество преподобного Серафима Саровского: игуменья Филарета все свои силы вложила в устроение женской обители. Ее уважали и любили: она основала и благоустроила первый в Уфимском крае женский монастырь, который стал образцом для основания других монастырей Урала и Сибири.

Будучи игуменьей, пережив многие трудности, старица Филарета перед смертью исповедовалась, причастилась Святых Христовых Тайн, соборовалась, простилась со всеми сестрами и мирно отошла ко Господу 2 марта 1890 года. Так завершила свою многотрудную жизнь ученица преподобного Серафима Саровского, раба Божия матушка Филарета, основательница Уфимского Благовещенского женского монастыря.

Елена Детинина

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.