Ultimate magazine theme for WordPress.

ЗАЩИТНИКИ ТРОИЦЫ

0 19

Иеромонах Павел (Щербачёв)

Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора иеромонаха Павла (Щербачёва).

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь, в этот воскресный день, совершает память святых отцов I Вселенского Собора, который состоялся в городе Никее в 325 году по Рождестве Христовом. Этот Собор, объединивший святых отцов, был созван по определенному поводу: в лоне Святой Церкви возникло еретическое отступление, имеющее своим направлением хулу на Сына Божия.

Некто Арий-пресвитер и его единомышленники неправедно судили о Лице Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Их суждение уничижало Его Божественное достоинство, Божественную сущность, и низводило Его к уровню твари, а не Божества. Они говорили, будто бы Иисус Христос был не истинный Бог, но тварь, которую создал Бог. Это нечестивое учение было опасно тем, что, если допустить, что Иисус Христос не был единосущным и единоправным, единовластным Своему Отцу Богом, если Он не истинный Бог, значит, что и крестный подвиг Спасителя, искупление рода человеческого остается втуне. Это значит, что мы еще находимся во грехах, что мы еще пребываем под проклятием Адамовым, что мы еще не новая тварь, а ветхий человек. Вся сила, все могущество веры христианской заключается в признании Иисуса Христа нашим истинным Искупителем, Начальником спасения рода человеческого. Именно по этому вопросу и собрались 318 человек на I Вселенский Собор.

Цель Собора – доказать нелепость, абсурдность Ариева учения, поскольку невозможно было кому-либо, кроме Сына Божия Иисуса Христа, совершить спасение рода человеческого и взять на Себя грехи всего мира. Ариане хотели по сути отнять у христиан надежду на спасение, признав, что Сын Божий еще не приходил, что обетованный пророками Мессия еще не явился, что Тот, Кого мы признаем Богом, является тварью.

Святые отцы предали анафеме учение Ария, и на протяжении уже более полутора тысяч лет мы вспоминаем эту анафему, читая «Символ веры», который утверждает посрамленного Ария, исповедание веры, исповедание Господа нашего Иисуса Христа. Что мы читаем?

«Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша», – так возглашает Церковь на каждом богослужении во время совершения литургии и в ряде других богослужений суточного круга.

Для того, чтобы нам понять, отчего же сегодня на евангельском чтении мы слышали первосвященническую молитву Спасителя, нам надо, видимо, поразмышлять о том, что эта молитва как раз и говорит, что Господь Иисус Христос и есть истинный Бог. «Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, чтó Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить; и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое… И все Мое Твое, и Твое Мое» (Ин. 17: 1–6; Ин. 17: 10), – из этой молитвы открывается, что, кроме ипостасных свойств Сына Божия, Сын полностью равночестен Отцу и Духу Святому, равен в предвечности, во всемогуществе, всеблагости, в бессмертии, равен в неизмеримой силе и власти, равен в премудрости и праведности и во всем том, что является достоянием Бога. По естеству и сущности Сии Трое представляют Собой Единицу нераздельную, а по ипостасям, как учили святые отцы, – Троицу неслиянную. Отсюда все, что имеет Отец, имеет и Сын, и Дух Святый. «И все Мое Твое, и Твое Мое», – слышали мы в сегодняшнем Евангелии.

Это действительно и в отношении последователей Христовых, они принадлежат Отцу, как и Сыну, как и Духу Святому. Почему Господь и говорит: «Они были Твои, и Ты дал их Мне». Итак, Отчее достояние и достояние Христа. И Его, Христа, достояние, и достояние Отчее. Речь идет в первую очередь о членах Святой Православной Церкви. Чтобы быть достоянием Божиим, необходимо быть в лоне Православной Церкви, являться не только ее членом по букве, но и тем, кто будет соединен с ней и будет обладать всеми теми сокровищами благодатных даров, которые Бог дал Церкви земной, Небесной и преисподней.

Всякого ли из нас это касается? Вероятно, да. Потому что, когда мы приходим на исповедь, мы слышим молитву священника: «Примири и соедини их (или его) Святей Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе нашем». Не можем мы быть холодными сердцем и умом, когда мы находимся в Церкви.

Готовясь к сегодняшней проповеди, я наткнулся на одну из проповедей приснопамятного отца Иоанна (Крестьянкина). Проповедь была произнесена, кажется, в начале 90-х годов, когда устрой государства, устрой общества были подвержены кардинальным изменениям, и отец Иоанн вздыхает, сетует и говорит, как многие люди, которые сейчас приходят в Церковь, которые приходят молиться, далеки от Церкви Божией. Они не понимают, насколько велико их призвание, насколько великим достоянием Божиим они являются.

Многие из вас могут задаться вопросом: «А почему же для того, чтобы преподать догматические истины, каноны, правила церковные, необходимо собирать Соборы?» Чтобы нас учил не Сам Бог непосредственно, а отцы, которые принимают и которые, конечно, через благодать Святого Духа устанавливают те правила церковные, по которым мы живем. Неслучайно в решениях Собора написано: «Изволися Духу Святому и нам». Но есть по этому вопросу и некоторые объяснения. Объяснение достаточно категоричное, потому что так угодно Богу.

Надо сказать, что во время Соборов, которые созывались, не было того различия, которое мы сейчас черпаем в уже хрестоматийном изучении истории Церкви. Многие из отцов были и пророками, и мучениками, и святителями, совмещали всю ту церковную благодать эпохи гонений, которая жила в сердцах христиан первых веков. История Церкви знает случай, когда некий пресвитер, который был святой жизни, по причине своей чистоты и незлобия, имел при служении Божественной литургии ангела, который всегда соприсутствовал ему. И как-то его посетил один диакон, который, слыша, как он произносит вероучительные формулы, заметил несообразность, некое искажение православного учения. И диакон сказал пресвитеру, что при молитвах он произносит такие слова. Пресвитера поразило это замечание, и он обратился к ангелу, спросив:

– Справедливы ли слова диакона?

Ангел ответил:

– Да, справедливы.

– Почему же, – возразил пресвитер, – ты, находясь при мне столько времени, не говорил мне об этом?

– Богу угодно, – ответил ему ангел, – чтобы человеки наставлялись человеками.

И тут очень важно провести отличия между еретиками и теми людьми, которые, может быть, ища истины, стремясь к совершенству по заповеди Божией, невольно, как все мы, человеки, имеющие немощь ума и немощь плоти, заблуждаемся.

Как правило, еретики закостневали, уподобляясь диаволу в своем упорстве, в своих убеждениях. А люди, которые искренне искали и стремились, исправлялись и возвращались в лоно церковного учения.

Есть еще один случай в истории Церкви, когда некий старец, живший во времена великих египетских подвижников, всюду проповедовал, что царь Салимский Мелхиседек, о котором мы слышали вчера, во время чтения паремий, есть Сын Божий. Нам надо учиться деликатности у тех святых, которые жили в первые века. Великий святитель Кирилл, архиепископ Александрийский, услышав об этом, пришел и не стал его обличать, а кротко сказал:

– Ты знаешь, в моей душе есть сомнения. Кто такой Мелхиседек? Сын Божий или человек?

Старец сказал:

– Я буду молиться и верю, что Бог откроет мне.

Три дня он молился и потом сказал святителю Кириллу:

– Мелхиседек – человек.

Тот спросил:

– Как ты это узнал?

Он ответил:

– Мне было видение, и я видел всех патриархов, и среди этих патриархов, от Адама до последних патриархов ветхозаветных, был один, на кого указал ангел и сказал мне: «Это Мелхиседек». Будь уверен, что это так.

После встречи с архиепископом Кириллом старец возвратился и стал проповедовать, что Мелхиседек был человек, а не Бог, не Сын Божий. Блаженный Кирилл весьма этому обрадовался.

Нам надо учиться у отцов, как разговаривать с людьми, которые, возможно, по немощи, по каким-то человеческим обстоятельствам отклоняются, проявлять кротость и деликатность. Посмотрите, как великий святитель был деликатен, он мог бы прийти и сказать: «О, чадо диавола, ты искажаешь учение». А он проявил кротость, смирение, и истина восторжествовала. Будем учиться этому у древних отцов, осененных Божественной благодатью, и будем верить, что за их молитвы Бог даст нам пребывание в Святой Церкви, за которую они пролили кровь, и даст нам то великое стремление человека к совершенству, которое заповедал человек своему достоянию, роду избранному, христианам. Аминь.

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.