Ultimate magazine theme for WordPress.

«ПОКА НЕ ВЕРНЕТЕ ЕВАНГЕЛИЕ, В СТРОЙ ВСТАВАТЬ НЕ БУДУ»

0 69

Елена Детинина

3 июня – день памяти (обретение и перенесение мощей) преподобного Моисея Уфимского, покровителя земли Уральской. В ночь со 2 на 3 июня 2002 года были обретены его мощи и перенесены в Сергиевский кафедральный собор г. Уфы. Преподобный Моисей Уфимский входит в Собор Уфимских святых, память которого также празднуется 3 июня.

Не так давно Господь подарил мне возможность приложиться к мощам святого, о котором я слышала с детства: всю мою сознательную жизнь икона этого святого, подаренная моей покойной бабушкой, стояла у нас дома в домашнем иконостасе.

Первый раз я прикладывалась к мощам этого удивительного святого в кафедральном соборе преподобного Сергия Радонежского города Уфы, а во второй раз – тоже в Уфимском кафедральном соборе, но уже в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда святые мощи недавно перенесли.

Кафедральный собор преподобного Сергия Радонежского г. Уфы Кафедральный собор преподобного Сергия Радонежского г. Уфы

Священноархимандрит Моисей около 40 лет трудился священником в период советской безбожной власти. В миру его звали Николай Иванович Чигвинцев. Он родился 27 июля (по старому стилю) 1913 года в деревне Бобровка Троицкой волости Челябинского уезда в семье крестьян.

После Николая у его родителей, Иоанна и Евдокии Чигвинцевых, родились два сына и дочь, но Коля не был похож на них по характеру и отличался задумчивостью и отсутствием житейской хватки. Он любил читать Святое Евангелие, жития святых, наизусть выучил утренние и вечерние молитвы, часто ходил в храм.

В 1928 году, когда Николаю исполнилось 15 лет, он тайком ушел из дома в город Уфу, где, как он слышал, есть еще не закрытые советской властью православные храмы.

В Уфе юноша пришел в церковь преподобного Сергия Радонежского. Здесь на паперти он познакомился с Александром Дудиновым, которому было 17 лет. Он пришел из деревни Нагаево под Уфой. В будущем Александр стал иеросхимонахом Аароном. Молодые люди подружились. Их дружба продолжалась до последних дней архимандрита Моисея.

Чтобы зарабатывать на жизнь, Николай Чигвинцев устроился кочегаром на станцию Уфа Куйбышевской железной дороги. Затем он стал помощником машиниста.

Все свободное от работы время он отдавал Сергиевскому храму Уфы. В 1930–1936 годах советская власть закрыла все церкви Уфы, пыталась закрыть и храм преподобного Сергия Радонежского. Для этого на храм и на священников был наложен непосильный налог. Большинство священников и диаконов Уфы в это время находилось в тюрьмах.

Приехавший в Уфу с Афона монах Ксенофонт не дал закрыть Сергиевский храм, начал служить здесь священником. Он вместе с Николаем Чигвинцевым стал класть печи в частных домах жителей Уфы, а все заработанные деньги отдавал в уплату налога за храм. Так жизнь Сергиевского храма была продолжена.

В 1936 году Николая Чигвинцева призвали на службу в Советскую армию. Он был отправлен на Дальний Восток.

Верующему Николаю пришлось трудно, так как командиры и солдаты не признавали Господа и никогда не молились. Дисциплинированный солдат Чигвинцев успевал исполнять служебные обязанности и молитвенное правило. Он всегда читал молитвы утром, за обедом и вечером. А когда появлялось свободное время, доставал из своего маленького чемодана Евангелие и читал его. Сослуживцы с недоумением смотрели на Николая. И однажды, когда Чигвинцев ушел на строевые занятия, из его чемодана Евангелие исчезло. Обнаружив пропажу бесценной Книги, рядовой Николай Чигвинцев отправился к командиру и сказал: «Пока не вернете Евангелие, в строй вставать не буду». Вернувшись в казарму, он лег на солдатскую кровать, перестал со всеми разговаривать, отказался от принятия пищи и воды. Подобной борьбой он рисковал своей жизнью, потому что шел 1937 год. В тюрьму сажали по самому незначительному поводу, обвиняли по любому наговору, присуждали высшую меру наказания без суда и следствия. А тут рядовой солдат отказался подчиняться командиру! Его ждал ни больше ни меньше расстрел.

Но Господь и Пресвятая Богородица, Которым Николай Чигвинцев все время своего протеста горячо молился, спасли его. В казарму прибыл генерал из штаба, долго говорил с рядовым Чигвинцевым. Затем он отправил Чигвинцева на обследование в лазарет, после которого Николая комиссовали и отправили обратно в Уфу. Так он прослужил в армии всего один год.

В военкомате города Уфы, куда рядовой Николай Чигвинцев прибыл с Дальнего Востока, изучили его больничные документы и дали направление в психиатрическую больницу.

В Уфимской психиатрической больнице лечащие врачи не нашли у Николая Чигвинцева никаких нарушений психики. Наоборот, исполнительный Николай помогал санитарам ухаживать за тяжело больными, кухонным работникам – мыть посуду и разносить еду по палатам, завозить продукты, дворнику – убирать снег возле больницы. Но медицинская комиссия побоялась написать справку, что Чигвинцев полностью здоров, и выдала свидетельство для Уфимского военкомата о том, что Н. И. Чигвинцев является душевнобольным. Эта справка стала причиной того, что Николая Ивановича Чигвинцева не мобилизовали в 1941 году в армию, хотя, когда началась Великая Отечественная война, ему было 28 лет.

Прижизненная фотография преподобного Моисея УфимскогоПрижизненная фотография преподобного Моисея Уфимского

Выписавшись из психиатрической больницы, Николай Чигвинцев поработал во многих местах, перенес множество лишений, но продолжал ходить в храм преподобного Сергия Радонежского г. Уфы. Он считал, что недостоин молиться внутри храма и стоял в притворе или на паперти. Настоятель храма, отец Димитрий Логачевский, давно уже приметил странного человека и поговорил о нем с владыкой, архиепископом Иоанном (Братолюбовым), который благословил Николая Чигвинцева писать записки о здравии и упокоении и подавать их в алтарь. Ведь в храм, как в единственный в округе, приходило и приезжало множество людей не только со всей Уфы, но и из окрестных деревень. Николай воспринял благословение владыки как Божий дар. В алтарь, куда он заносил записки о здравии и упокоении, он входил с большим трепетом и страхом Божиим.

Архиепископ Иоанн (Братолюбов), управляющий в те годы Уфимской епархией, в 1945 году увидел в скромном Николае Чигвинцеве подлинного угодника Божия. Сам владыка, властный и волевой, 11 лет отсидел в тюрьмах за веру в Бога, но не отрекся от своих убеждений. Владыка увидел, что Николай стремится к монашеству, и уже через несколько недель предложил ему принять монашеский постриг.

По рассказам духовных чад, Николай еще до служения в церкви обладал прозорливостью. Он ходил по улицам Уфы в лаптях, длинном деревенском кафтане, подпоясанным кушаком, в войлочной шапке, с деревянным крестом на груди. Этот деревянный крест подарил ему какой-то странник, зашедший в Сергиевский храм. Мальчишки дразнили Николая юродивым и дурачком, бросали в него камнями и палками. К своим обидчикам Николай относился очень спокойно и все терпеливо переносил.

19 августа 1945 года в праздник Преображения Господня Николай Чигвинцев, алтарник Сергиевского собора города Уфы, Высокопреосвященным Иоанном (Братолюбовым) был пострижен в монашество с именем Моисей. В этот же день монах Моисей (Чигвинцев) был рукоположен в иеродиакона. А через месяц, в сентябре 1945 года, – в иеромонаха с назначением служения в Сергиевском соборе в должности псаломщика с исполнением обязанностей священника.

Окружающие считали, что иеромонах Моисей не от мира сего. Он был кротким, смиренным и незлобивым, постоянно находился в молитвенном состоянии. Духовные чада, которым он давал советы, не всегда его понимали, потому что он часто говорил притчами. Его понимали только те, кому Сам Господь открывал смысл поучений иеромонаха Моисея. Даже некоторые священнослужители не понимали, что за аскетизмом и блаженностью этого монаха скрывается высокая духовность.

Иеромонах Моисей строго держал посты. Вообще не ел мяса, в первую неделю Великого поста и в Страстную неделю не вкушал ничего. В непостные дни он кушал один в сутки в три часа дня. Его еда была совсем простой: ржаной хлеб, картошка, квашеная капуста, огурцы, квас. Продукты, приносимые батюшке его духовными чадами и прихожанами, он раздавал людям.

Отец Моисей любил читать труды святителя Василия Великого и преподобного Серафима Саровского. Валерия Ржевская, прихожанка Сергиевского храма, вспоминала: «Отец Моисей был похож на преподобного Серафима, такой же согбенный. И очень простой был. Всегда топорик за поясом носил, как преподобный Серафим. В кирзовых сапогах зиму и лето ходил. Он жил возле Сергиевской церкви. Идешь мимо его ворот, а он увидит тебя в щелочку, подзовет, благословит тебя и обязательно гостинчик даст благословенный: хлебца кусочек, сухарик, как отец Серафим. Кто придет, никому не отказывает. У меня до сих пор сохранился его сухарик, будто сейчас его положила. Ни запаха нет, ничего. Не заплесневел».

Об аскетизме иеромонаха Моисея говорил ныне покойный архимандрит Илия (Бобровников): «Одевался отец Моисей убого. Зимой носил непонятно какого вида и какой старости шапчонку, подшитые валенки, пальтишко или фуфайку в дырах и заплатах. Длина рукавов могла быть разной. Одна рука – наполовину наружу, другая – закрыта. Подрясники на нем тоже были старенькие, заплатанные.

Отец Моисей очень почитал преподобного Серафима Саровского и старался подражать в своей жизни "убогому Серафиму". Праведная жизнь отца Моисея роднит его с Серафимом Саровским».

Духовные чада отца Моисея говорили, что он носил вериги, спал на топчане из двух досок, под голову клал чурбачок, покрытый половиком. Отец Моисей не любил мирской суеты, всегда сторонился праздных, пустых разговоров, был далек от мирских забот. И жилище его было очень скромным. Он жил то в землянке возле кладбища, расположенного рядом с Сергиевским храмом, то в сарае, то в баньке.

В 1973–1975 годах архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Феодосий (Погорский) всерьез озаботился скудными условиями быта иеромонаха Моисея и предложил ему переселиться из старой баньки в дом архиерея напротив храма. Отец Моисей сказал, что он слишком грешен, чтобы жить в чистых покоях, но, оказав послушание владыке, поселился в полуподвальном помещении архиерейского дома. Архиепископ Феодосий (Погорский) впоследствии часто повторял: «Какого человека послал Уфимской епархии Господь! Отец Моисей всего себя отдал служению Богу!»

Несмотря на то, что отец Моисей служил священником, он продолжал выполнять множество физических работ. Ежедневно вставая утром в 3–4 часа, он чистил зимой снег в церковной ограде и на санях вывозил его в дальний овраг. Летом подметал церковный двор, пилил и колол дрова, сажал деревья. На своем крошечном огородике он выращивал понемногу картофеля, свеклы, моркови, других овощей, сам полол, поливал и окучивал. Сам себе он шил подрясники, рубашки, шапки и рукавицы, тачал себе сапоги и тапочки. Своим духовным чадам отец Моисей говорил: «Трудитесь, всегда трудитесь. Человек не должен жить праздно. Там Богу за все дадим ответ». А священнослужителям он говорил: «Мы, священники, не должны прилепляться к земному. Мы служим Господу».

Здоровье отца Моисея было слабым. Но к своим болезням он относился смиренно и говорил: «Поболеть тоже надо». За десять лет до смерти у иеромонаха Моисея стали опухать ноги и болеть сердце. Врачи поставили диагноз: варикозное расширение вен и доброкачественная опухоль, давившая на область сердца. Старец носил на груди влажную тряпку, чтобы уменьшить сердечную боль. На свои болезни отец Моисей никогда не жаловался, до самой смерти служил в храме и исполнял все требы. Господь наградил отца Моисея многими благодатными дарами за его любовь к ближним, кротость и смирение. Много раз и духовенство, и миряне отмечали богоизбранность духовника Уфимской епархии архимандрита Моисея. Верующие еще при жизни батюшки считали его святым.

Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, где почивают мощи преподобного Моисея Уфимского

Еще в 1947 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I сказал о 34-летнем иеромонахе Моисее, приехавшем в Троице-Сергиеву лавру вместе с архиепископом Уфимским и Башкирским Иоанном (Братолюбовым): «Это монах IV века». Тогда патриарх подарил отцу Моисею икону со словами: «Дай молитву молящемуся». В 1967 году архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Иларион (Прохоров) утверждал: «Не только храмы Уфы, но и вся Уфимская епархия держится на молитвенном подвиге отца Моисея».

Люди замечали, что отец Моисей не простой человек, а посланный Господом, что он свою святость прикрывает подвигом блаженства и юродства. Иеромонах Моисей обладал дарами прозорливости и исцеления по молитве.

Он видел лукавые мысли людей. В Сергиевский храм приходила обычная на вид женщина, но отец Моисей не только не разрешал ей прикладываться ко кресту, но даже несколько раз выгонял ее из храма. Оказалось, что эта женщина активно занималась колдовством.

Отец Моисей после Литургии порой сокрушался: «Причащалось сегодня сто человек, а причастилось двадцать. Одни ноги к Чаше идут, без приготовления, без сокрушения, без страха Божия». Он видел души людей.

В 70-х годах ХХ века в Уфу из Москвы приехали художники, которых пригласили обновить росписи в Сергиевском соборе. Живописцы познакомились с отцом Моисеем и удивленно сказали: «В первый раз видим такого старца: седые волосы и чистые детские глаза».

Однако этот простой с виду старец не допустил к росписи алтаря московских художников за их пристрастие к спиртному и табаку. К святыне батюшка относился свято и трепетно.

В любую погоду иеромонах Моисей ходил на требы в Уфе и селениях за городом. Он крестил, исповедовал, причащал, соборовал, отпевал. Однажды поздней осенью он на лодке отправился в деревню, расположенную за рекой Белой. Вез Святые Дары. Погода была ужасной: лил дождь, шумел ветер, накатывали большие волны. Но только лишь отец Моисей сел в лодку и она отплыла от берега, как дождь и ветер прекратились и наступила тишина. Перевозчик очень удивился этому, а батюшка смиренно сказал: «Так ведь причащать еду».

По молитвам иеромонаха Моисея исцелилось множество больных. К нему приезжали из всех городов Башкирии, а также из Киева, Свердловска (ныне – Екатеринбург), Челябинска. Батюшка помогал всем страждущим.

Хорошо знавшие отца Моисея люди рассказывали, что если он даст благословение на дальнюю дорогу или на операцию, то все пройдет благополучно. Если его не послушаешь, то ничего доброго не выйдет.

Архимандрит Моисей ездил по святым местам страны почти каждый свой отпуск. Его везде хорошо знали и с радостью принимали. Вместе с другими священниками он служил в Киево-Печерской, Псково-Печерской, Троице-Сергиевой лаврах, в которых его почитали за угодника Божия и считали прозорливцем.

Случалось, что уфимцы ехали в святые места, чтобы получить благословение или совет старцев, а те им говорили: «Что вы так далеко ехали, у вас в Уфе есть свой столп православия, отец Моисей».

Архимандрит Моисей предвидел день и год своей смерти. За два года до кончины он сказал своим духовным чадам Александре и Раисе, певчим на клиросе, что Пресвятая Богородица оставила его еще два года пожить в миру. Накануне дня своей смерти он велел убраться во дворе храма, унести бревна и дрова, подмести мусор, сказав при этом: «Завтра здесь будет много народу».

Отец Моисей богоугодно прожил 68 лет и предал душу Господу 3 июня 1982 года. Он предсказывал: «Мой голос смолкнет на Троицу». Это предсказание сбылось.

Архимандрит Моисей готовился к своей смерти по-христиански: за несколько лет своими руками изготовил гроб, последним напутствием наставлял своих многочисленных духовных чад, до самой кончины с молитвенным вдохновением и страхом Божиим нес службы в соборе.

Отец Моисей предал душу Господу в своей келии во время Божественной литургии. Он оставался на ногах до последних минут своей жизни. Почувствовав приближение смертного часа, архимандрит попросил свою келейницу Стефаниду застелить свой топчан чистой постелью. Голос у него был в эту минуту несколько измененный, глаза горели, но келейница ничего не поняла. Батюшка лег на постель и стал отходить. Это была смерть праведника.

Рака со святыми мощами преподобного Моисея Уфимского Рака со святыми мощами преподобного Моисея Уфимского

После окончания Божественной литургии с амвона собравшимся в храме сообщили о кончине архимандрита Моисея. Еще во время службы епископ Уфимский и Стерлитамакский Анатолий (Кузнецов) перед престолом прочитал канон на исход души и молитву, а после Литургии совершил первую заупокойную литию по новопреставленному. Затем у гроба началось чтение Евангелия и служение надгробных литий. Лицо отца Моисея на смертном одре было красивым и благородным.

В день погребения в кафедральный собор преподобного Сергия Радонежского пришло множество людей, желающих проводить в последний путь своего любимого наставника. Владыка Анатолий прочитал разрешительную молитву и произнес надгробное слово, в котором отметил главные качества архимандрита Моисея: горячую любовь к Господу и ближним, человечность и простоту общения, христианское смирение и аскетизм жизни. Епископ назвал отца Моисея святым и завершил речь словами: «Отец Моисей действительно заслужил Царствия Небесного».

Архимандрит Моисей был погребен, по его завещанию, на Демском кладбище города Уфы в ногах архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Феодосия (Погорского), которого он очень любил и почитал и за могилой которого ухаживал. Могилу себе отец Моисей тоже подготовил заранее. Она уже была вырыта, покрыта настилом из досок и земли, даже крест был поставлен, как будто здесь кто-то давно похоронен.

И после своей кончины архимандрит Моисей оказывает помощь верующим в их делах по их молитвам.

29 мая 2001 года по решению Синодальной комиссии по канонизации святых при Священном Синоде, через 19 лет после своей кончины, архимандрит Моисей (Чигвинцев) был прославлен как преподобный в лике местночтимых святых Уфимской епархии.

В ночь со 2 на 3 июня 2002 года были обретены честные мощи преподобного архимандрита Моисея и перенесены в Сергиевский кафедральный собор г. Уфы. Написаны иконы святому Моисею Уфимскому. Множество людей приходит в кафедральный собор преподобного Сергия Радонежского города Уфы приложиться к мощам отца Моисея, получают помощь в житейских нуждах и исцеления в болезнях. В настоящее время мощи преподобного Моисея Уфимского находятся в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы г. Уфы.

Преподобный отче Моисее, моли Бога о нас!

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.