Ultimate magazine theme for WordPress.

ИКОНА БОГОМАТЕРИ ВЛАДИМИРСКАЯ В МУЖСКИХ ОБИТЕЛЯХ МОСКВЫ

0 59

Жанна Курбатова

Почитание Владимирской иконы Богоматери неразрывно связано с русским православным благочестием. Образ относится к древнейшим святыням, и уже в то время, когда икону, принесенную из Владимира, встречали в Москве в 1395 году, она была освящена традицией, была известна по всей русской земле и стала «древностью». А затем с образом Владимирским стали связывать и другие важные даты, например, 3 июня (по новому стилю) – «память» спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году. И каждый праздник – это неложное свидетельство того, что надежда на Богоматерь «не постыждает».

Списки иконы имелись в иконостасах, в интерьерах или в ризницах многих русских храмов. Годы лихолетья изменили убранство подавляющего большинства церквей, в том числе и в московских монастырях. Даже восстановленные обители во многом поменяли внутреннее «украшение», подчас обогатившись множеством небольших, пядничных – некогда семейных – икон, ставших теперь аналойными, и даже домашними иконостасами: могучими и красивыми рамами с несколькими иконами, которые занимают нередко простенки окон. Среди них также встречается образ Владимирской Богоматери.

В 1995 году, в память 600-летия со дня избавления Москвы от нашествия Тамерлана, от стен Кремля состоялся крупномасштабный крестный ход со списком чудотворной иконы Богоматери Владимирская, завершившийся в стенах Сретенского монастыря. Тот список для крестного хода создан известным иконописцем Зиноном. В «хождении» приняли участие духовенство и прихожане различных храмов столицы, и многие из них также несли свои почитаемые иконы. В тот же день в обитель на время была доставлена для молитвы сама икона XII века из Третьяковской галереи. Сложно не заметить, что и современные праздничные дни в честь Пречистой Девы в Сретенской обители во многом иллюстрируют то, что мы видим в сюжете сретения иконы: плывущие хоругви и иконы среди народа, как правило, изображаются и на иконописных произведениях.

Икона Владимирской Божией Матери – дар архимандрита Иоанна (Крестьянкина)Икона Владимирской Божией Матери – дар архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

В Сретенском монастыре есть икона, которая является даром архимандрита Иоанна (Крестьянкина) возрождающейся обители. Обычно она находится на столпе храма Владимирской иконы Божией Матери, но при этом является выносной, участвует в различных праздничных богослужениях, будучи переносима и в собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В Донском монастыре почитание иконы Богоматери Владимирская особенное: копия, написанная с чудотворного образа, была келейной у святителя Тихона. В акафисте Пресвятой Богородице перед Ее иконой Владимирская, написанной митрополитом Сергием (Страгородским), будущим патриархом, говорится о том, что икона осенила своим присутствием работу Поместного Собора, на котором был избран Патриарх Тихон. В обители, где покоятся мощи святителя, хорошо известно, что жребий патриаршества был вытянут перед иконой Владимирской Богоматери. Ныне в монастыре имеется лишь бумажная типографская репродукция образа, однако особенное благочестие заметно в том, что прихожане, проходя по галерее, специально останавливаются и теплят перед ним свечи.

Событие «сретения», встречи чудотворного образа, стало новым сюжетом в станковых и монументальных произведениях церковного искусства и остается им доныне. Пример современной росписи можно увидеть в приделе благоверного князя Даниила в храме Святых отцов Семи Вселенских Соборов (Данилов монастырь). Здесь показано торжественное сретение иконы духовенством, митрополитом Киприаном и великим князем Василием I в 1395 году. Встречу осеняют храмы первопрестольной столицы.

В храме преподобного Сергия Радонежского Николо-Перервинского монастыря хранится образ Богородицы Владимирская, принимавший участие в том историческом крестном ходу 1995 года. Память об этом событии сохраняется в сердцах прихожан обители. Эта икона немногим больше пядницы, но вместе с окладом имеет внушительный и нарядный вид. Ей свойственны характерные черты произведений начала XX века, происходящих из знаменитого села Холуй. Одежды Богоматери украшены нанизанными на стебель разноцветными листьями диковинных оттенков. Зеленый и красный смело сочетаются с синим, напоминая народные росписи Русского Севера. Широкая золотая кайма мафория с узорами и согласованный с ней контраст ярких цветов подобны золототканой вышивке.

Две Владимирских иконы Богоматери находятся в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе, входящем в комплекс Данилова монастыря. В левом приделе размещена икона в сплошном окладе: Младенец сидит на левой руке Богоматери, Которая смотрит в сторону, Ее взгляд не отрешен, но, напротив, задумчив, радостен и милосерден. Другой образ находится на южной стене, в характерном вертикальном киоте из трех икон. В старину такие киоты могли присутствовать и в домах состоятельных мещан, знатных дворян, и в храмах. Как правило, состав этих киотов включал изображения Спасителя, Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Хотя образ небольшой, иконописец стремился подробно повторить с чудотворного образа все цвета одежд Богоматери и особенно Младенца Христа: мягкого оранжево-золотистого цвета хитон и зеленый пояс.

Владимирские иконы Пресвятой Богородицы входят в состав минейных (месячных) икон как их составляющая. Бывают и отдельные памятники с избранными иконами Богоматери. В современных монастырских храмах Москвы присутствуют оба варианта. Так, в Троицком соборе Данилова монастыря находится икона святцев со 156 образками Пресвятой Девы Марии. Иконы написаны в два ряда вокруг изображений со святыми, расположенными по месяцам в центре доски. Особенность работы из Троицкого собора в том, что Младенец везде в белой рубашечке. Иконная доска в целом не очень велика, поэтому и сами образки написаны некрупно. Владимирский помещен четвертым сверху на левом поле, рядом с месяцем «декабрь».

В Иверском храме Перервина монастыря – образ с избранными иконами Богоматери. Помимо сюжета Вознесения в центре, здесь представлены 102 иконы с изображениями Пречистой Девы. Образ Владимирской Богоматери находится прямо под Вознесением.

Владимирская икона Божией Матери. Хранится в храме свт. Николая в ТолмачахВладимирская икона Божией Матери. Хранится в храме свт. Николая в Толмачах

В отличие от многих виртуозно написанных икон мелкого письма, характерных для XIX века, на перервинской иконе изображения можно хорошо рассмотреть. Они размещены в несколько рядов. Образ представлен в том же стилистическом решении, что и древняя икона, хранящаяся в Третьяковской галерее.

В расположении икон хронология не прослеживается, однако угадывается просветительская идея: так, Владимирский образ подписан как «владимирския, оранския, красногорския, черногорския», и мы знакомимся с некоторыми из иконографических изводов, узнаем о месте их прославления и бытования. Оранская была написана по просьбе глубоко почитавшего чудотворный образ дворянина, основавшего обитель на месте под названием «Орано-поле» в Нижегородской губернии; Красногорская (она же Черногорская) связана с Пинежским районом нынешней Архангельской области.

В иконостасах Сретенского монастыря и храма Святых отцов Семи Вселенских Соборов в Даниловом монастыре – образы Владимирской иконы с клеймами. В первом случае – это икона с двунадесятыми и избранными праздниками, а во втором – икона с Акафистом Пречистой Деве. Икона в Сретенском монастыре написана современным иконописцем Псково-Печерского монастыря монахом Алипием (Оборотовым). А в Даниловом монастыре – древний образ письма безымянного мастера. Сретенский образ имеет в среднике изображение, ориентированное на древнейший чудотворный образ, а образцом для даниловского стала Владимирская-Волоколамская икона, связанная с историей Иосифо-Волоколамского монастыря и хранящаяся ныне в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

.Владимирская икона Божией Матери с Акафистом в Даниловом монастыре. XVI в.Владимирская икона Божией Матери с Акафистом в Даниловом монастыре. XVI в

Еще в первые века были созданы разные произведения церковной литературы, описывающие жизнь Богородицы. Согласно им, создавались иконы двунадесятых праздников, связанные с Богоматерью. Например, праздник Ее Успения, имеющий удивительный строй: апостолы «на воздусе», несомые ангелами, прибыли к месту Ее погребения.

После апостольских времен гимнографы и иконописцы продолжают знакомить нас с жизнью Матери Господа нашего Иисуса Христа через тексты и иконы. Почитание чудотворных, а также «пространных» икон: с акафистом, клеймами жития – показывает любовь к Деве Богородице. Ведь через Нее явилось наше вечное спасение, а во времена вражеских нашествий происходило и земное заступничество!

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.