Ultimate magazine theme for WordPress.

АПОКАЛИПСИС. СНИМАЯ ПОКРОВ. БЕСЕДА 7

0 16

Митрополит Лимасольский Афанасий

Беседа 6. 

Доверие Промыслу Божию

Книга Откровения написана не для того, чтобы утолить наше любопытство о грядущих событиях; не для того, чтобы мы узнали: освободится ли Кипр, что станет с турками, что – с остальными? Книга Апокалипсиса написана с целью помочь нам доверять Христу, надеяться на Христа и знать, что в конце Христос победит, и все мы последуем в Царствие Божие, что наша цель – это Царствие Божие. Но на пути туда мы, без сомнений, встретим все, о чем нам постепенно рассказывает Апокалипсис с помощью разных образов. Читая его, не так просто понять, что уже произошло, что произойдет, а что происходит сейчас.

Христос на белом коне. Монастырь Филофей. Афон. Христос на белом коне. Монастырь Филофей. Афон.

Мы читаем третью главу, стих 7. Христос передает семь посланий через апостола Иоанна семи церквам. Мы прочли уже пять, осталось два.

Да будет воля Твоя

Христос говорит Иоанну Богослову: «И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит» (Откр. 3: 7). Здесь Он обращается к епископу Филадельфийской церкви. В этих строках Христос сообщает о Себе, используя эпитеты, которые встречаются в Ветхом Завете, когда говорится о Боге. Бога в Ветхом Завете называют Святым, Истинным и «Аминь». Это еще одно из множества доказательств в Священном Писании, что Христос – это Истинный Бог, Который говорил в Ветхом Завете с пророками.

Только Бог Свят. Мы – не святые, мы становимся причастными святости Бога, каждый соразмерно со своим подвигом, очищением от страстей и греха. Но только Бога можно назвать Святым и Истинным по существу. Здесь говорится, что Святый и Истинный имеет ключи Давида. Пусть никто не думает, что у Бога есть ключи, чтобы открывать и закрывать какие-то двери. Здесь речь идет о власти Духа Святого, власти Божественной Ипостаси. Когда открывает Бог – никто не может закрыть. И когда закрывает Бог – никто не в силах открыть. Для всех нас очень важно иметь это в виду.

Очень часто в своей жизни мы встречаемся с таким феноменом: мы пытаемся что-то совершить, а оно не получается. Или, наоборот, обстоятельства складываются так, что открывается одна дверь, открывается путь перед нами, о котором мы сами не просили, не трудились, чтобы этого достичь, не думали о нем. Но этот путь открывается, и человек идет по нему. В этом видна и воля Божия, которую все мы, конечно, ищем в своей жизни. Каждый день все мы говорим: «Да будет воля Твоя!», просим у Бога, чтобы совершилась воля Его. Наше сердце, все наше существо ищет воли Божией, желает, чтобы мы спаслись, чтобы мы имели общение с Богом, потому что воля Божия – одна и единственная – наше спасение. Бог все направляет к нашему спасению, не нарушая нашей воли, без насилия по отношению к нашей сущности, к нашей личности.

«Ребята, Бог нас не оставил»

Когда с нами что-то происходит, нам очень важно, чтобы Бог был рядом. Когда с нами Бог, тогда никто не сможет сделать ничего против нас. Все могут быть против нас, но в конечном итоге произойдет именно то, что благословит Бог. Когда с нами Бог, мы не боимся ничего, не боимся потерпеть неудачу. Это касается не только наших ежедневных дел, которые зачастую и не назовешь суетой. Нам важно знать об этом для нашего же спасения.

Наш старец, блаженной памяти геронда Иосиф Ватопедский, часто говорил нам: «Ребята, Бог нас не оставил, когда мы Его не знали, когда мы Его оскорбляли своими делами, своими словами, нашей безнравственной жизнью. Несмотря на все это, Бог нас не оставлял. Когда Он был нам не нужен, мы не искали Его. Когда мы Его отталкивали, избегали, Он оставался рядом с нами, приглашая нас к Себе и делая все, чтобы приблизить к Себе, привести нас в познание Его истины. А сейчас, когда мы Его худо-бедно узнали, худо-бедно познакомились с Ним, кое-как ищем своего спасения, пусть даже наши грехи столь велики, что не позволяют нам доказать, что мы по-настоящему желаем спастись, более-менее мы делаем какие-то шаги, по сравнению с тем, как мы жили раньше. Разве возможно, чтобы теперь Бог нас оставил?» Старец так говорил, чтобы придать нам дерзновения и силы.

Схимонах Иосиф Ватопедский Схимонах Иосиф Ватопедский

Каждому подвизающемуся человеку нужны силы и дерзновение, потому что очень часто на своем пути мы встречаем стену разочарования: страсти нас не оставляют, враг борет. Человек чувствует, что он не продвигается вперед, чувствует себя оставленным, боится, что он проиграет, пойдет ко дну. В такие моменты нам нужны силы и терпение, нужны добрые помыслы, чтобы укрепиться и не потеряться. Если Бог меня не оставил тогда, разве Он оставит меня теперь? Невозможно, чтобы Бог нас оставил. А если Бог рядом со мной и желает моего спасения, хотя я весь в терзаниях и метаниях «налево-направо», то Бог победит в конце. Достаточно для нас просить милости Божией, достаточно – не оставлять Бога, не уходить со своего места, не предаваться в руки врага – в отчаяние и безнадежность. Сколько грехов мы ни совершили бы, как мы ни извратили бы свою жизнь, в какое трагическое положение мы ни попали бы, для Бога не существует ничего сложного.

Для Бога нет ничего невозможного. Мы говорили уже, что Бог не может сказать: «С этим человеком Я не могу ничего поделать. Столько грехов он сотворил и настолько извратился». Бог так не говорит. Не бывает такой ситуации, которую Бог не может исправить. Мы с вами часто не можем сделать многих вещей. Для Бога же нет ничего невозможного. Довольно будет для нас просить помощи Божией, молиться, чтобы Бог нас помиловал, просить милости Божией.

«Каждое препятствие – во благо»

У Бога бесконечное количество путей и способов. Это Бог, Он не связан ничем, для Него нет границ. В Своих энергиях Бог не ограничен, Его силы и возможности не имеют предела. Когда Бог открывает двери, никто не может их закрыть.

Если Богу угодно сделать так, а не иначе, никто не сможет расстроить Его планов. А когда Бог закрывает дверь, то ничего уже не сделаешь, не получится ее открыть. Наш старец еще говорил: «Если ты стучишь в дверь, а она не открывается, не ломай ее». Подумай, может быть, это тебе во благо, если Бог не открывает эту дверь? Ты молился, проявил свою энергию, сделал все от тебя зависящее, но видишь, что дело не идет. Твое решение, дело, твоя попытка не находят разрешения. Посиди и подумай: «Если я прошу, чтобы исполнилось по воле Божией, прошу Бога помочь мне, поддержать, почему так происходит, почему все закрыто? Может, все-таки так происходит мне во благо, может быть, так должно быть?» Очень часто так оно и есть. Все мы имели такой опыт, и наши предки говорили: «Каждое препятствие – во благо».

Тебе что-то препятствует сделать работу, не получается одно, не получается другое. Возможно, что спустя годы ты скажешь: «К счастью, что у меня тогда все это не получилось. Хорошо, что это дело тогда не пошло. Как хорошо, что все тогда не сложилось».

Конечно, когда мы просим милости и помощи Божией, мы имеем доверие Богу. Пробуй, делай, что от тебя зависит, а остальное – оставь Богу. Итак, Бог отворяет, и никто не затворит; затворяет – и никто не отворит.

В 8-м стихе Господь говорит: «Знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего» (Откр. 3: 8). Я знаю о твоих делах, признаю, есть у тебя достойные дела. Бог говорит епископу, что Он открыл перед ним одну дверь. Я оставил тебе дверь открытой, чтобы ты действовал с помощью той энергии, которую Я дал тебе. И эту дверь никто не сможет закрыть, не бойся. Я знаю, что у тебя мало сил, но, несмотря на это, ты сохранил Мое слово и не отрекся от имени Моего. Ты остался верным Моему слову.

Видите, как важно, чтобы человек оставался верным Богу и употреблял то, чем обладает? Сколько имеешь – отдай все это Богу, а Бог это преумножит, употребит с пользой. Даже если у тебя совсем нет сил, отдай хотя бы свое намерение, свое желание. Скажи: «Видишь, Боже мой, что я не могу ничего сделать. Где я оказался, куда меня увели страсти и грехи, бедный и несчастный – не могу ничего совершить! Но, несмотря на это, я хочу спастись».

Святые говорили: «Дай Богу свое намерение и прими силу». Когда ты говоришь Богу: «Я хочу это совершить», тогда сильный Бог даст тебе Свою силу это совершить, если пришло тому время. От нас Бог ожидает нашего желания и воли, чтобы мы оставались верными Ему, не отвергали имя Божие.

В нашей жизни случаются многие искушения, сложные периоды, трагические часы, когда человек готов отречься даже от Бога. И не думайте, что отречение от имени Божия – это слова «Бог не существует, Христос не существует». Не только это. Конечно, это отречение, не дай Бог дойти до такого. Но мы также отрекаемся от имени Божия, когда сожительствуем со грехом, идем на компромисс, говорим: «Ничего страшного, это не имеет значения». Когда мы с холодностью преступаем заповеди Божии и оправдываем свое поведение тем, что мы не можем жить иначе, по разным причинам, и не каемся в этом. Не говорим хотя бы так: «Хорошо, я нарушаю заповеди Божии, знаю, что совершаю ошибку, расстраиваюсь из-за этого. Боже, прости меня, я неправильно поступаю!» А когда я оправдываю себя, говорю: «Я ничего такого не делаю, мир от этого не рухнет. На других посмотрите, посерьезнее вещи совершают». Это значит, что я никогда не покаюсь.

Человек, оправдывающий себя, никогда не покается. Если ты не понимаешь, что делаешь ошибку, как ты покаешься? Если у тебя на все имеется оправдание, как покаешься? Как войдет благодать в душу человека, у которого нет смирения? По сути, гордый человек – это тот, кто всегда оправдывает себя. Гордый человек, что бы он ни сделал, даже убийство, всегда найдет оправдание: «Конечно, это я сделал, но по такой-то и такой-то причине». Он не смиряется, чтобы попросить прощения, не признает свою ошибку, не говорит: «Я виноват. Я слабый и страстный человек».

Два вида поклонения

«Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими и познают, что Я возлюбил тебя» (Откр. 3: 9). Если бы они были истинными Иудеями, истинным народом Божиим, то они не были бы лжецами. Не были бы людьми, которые воюют против слова Божия, которые распяли Христа и продолжают распинать людей Божиих, Церковь Христову.

Далее Господь говорит, что Он сделает так, что эти люди придут и поклонятся ногам его (епископа). Конечно, это не для того, чтобы его ублажить по-человечески. Господь сделает так с людьми из сатанинского сборища, чтобы они пришли и поклонились Церкви, признали бы Церковь. Потому что Церковь – это истина, а Христос – Истинный Бог. «И поклонятся пред ногами твоими» – это еще один довод нам в ответ на ереси, которые имеются и сейчас и призывают не поклоняться иконам. Говорят: «Только Богу поклоняйся!» Здесь Сам Христос говорит епископу: «Я приведу их к тебе, и поклонятся пред ногами твоими». Что это значит? Бог сделал епископа идолом? Христос учит нас идолопоклонству?

Поклонение поклонению рознь. Одно – это поклонение, которое мы воздаем Богу. Мы служим Ему как Богу Истинному. Иное же – поклониться в знак почтения иконам, святым людям Божиим. Мы это делаем, чтобы выразить им свое почтение, мы преклоняемся относительно – не служим иконам, не говорим, что икона – это Бог, мы целуем образ, икону, на которой изображены Христос, Богородица, святые.

Что такое искушение

«И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3: 10). Ты сохранил Мое слово, остался верным ему благодаря терпению ради Меня. Видите, Бог не хочет, чтобы дела Его были легкими. Легкие вещи дешево стоят. Сложные вещи – дорогие. Этот епископ был человеком Божиим, имевшим дерзновение пред Господом, и свои дела он совершал с большим терпением. Когда человек терпит? Тогда, когда с ним случаются испытания, скорби, неприятности. Это время терпения. Когда мы в порядке, все у нас идет хорошо, всё у нас есть, ни в чем мы не испытываем недостатка – тогда мы ничего не терпим.

Скорби, сложности, противостояния и конфликты называются искушением. Это то, что нас искушает, испытывает. Слово «искушение», по-гречески – «πειρασμός», происходит от глагола «πειράζομαι» – «меня что-то задевает, беспокоит, приносит трудности»[1]. Еще искушение – это вызов. У этого слова множество значений.

Многие думают, что искушение – это то, что склоняет тебя ко греху[2], но это не только так. Под искушением подразумевают и разные сложные моменты нашей жизни.

Итак, человек проявил терпение. Видите, Бог не забирает у него искушения и скорби. Оставляет его там, где он есть. Оставляет этому святому человеку – Своему человеку – потерпеть.

Некоторые говорят, что когда они читают в Деяниях святых апостолов про мучения, труд, испытания, борьбу апостола Павла и остальных святых апостолов, то думают: «Неужели им, бедным, мало было других испытаний: гонений, несправедливости – нужно ли было еще и в кораблекрушение на 14 дней попасть, скитаться в лодке среди бушующего моря, оказаться на острове? Зачем все это было нужно?»

Эль Греко. «Апостол Павел». Нач. XVII в. Музей Прадо Эль Греко. «Апостол Павел». Нач. XVII в. Музей Прадо

Это был апостол, поэтому он много претерпел ради Бога. Господь попустил ему быть искушаемым всеми этими неприятностями, чтобы очиститься, освятиться, но более всего потому, чтобы он явил силу своей любви, так как духовная любовь обладает великой мощью. Вот почему в жизни святых мы видим суровые испытания, следующие одно за другим. По-человечески жалеешь их и задаешься вопросом: «На этого бедного человека свалилось одно, потом – другое. Мало ему? Почему еще и это приключилось?»

Но Бог не смотрит на временное и преходящее. Бог смотрит на человека, видит, что он не для этой жизни. Эта жизнь – пройдет. Максимум – 100–120 лет, и уйдет человек. Бог готовит своих детей. Как хороший учитель готовит своих учеников, чтобы они достойно сдали экзамены и поступили в университет, так и Благой Бог готовит Своих детей, чтобы они сдали экзамен и вошли в Его Вечное Царство. Поэтому требуется терпение, чтобы человек оставался постоянным и твердым в слове Божием, чтобы он доверял Богу, и все, что происходит (пусть даже катастрофы, от которых все взлетает на небо, разрывается в клочья), не должно пугать человека. Пусть он не теряет надежды на Бога. Пусть он не думает, что Бог его оставил.

Далее Господь говорит, что сохранит епископа от годины искушений, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.

Сразу после написания книги Откровения начались огромные испытания для Церкви, страшные гонения Домициана, Нерона и других. Это коснулось всех христиан, во всех концах ойкумены. Христиане пережили очень серьезные трудности. В записях сохранились сведения, что было уничтожено 11 миллионов христиан – 11 миллионов мучеников. Они официально записаны в мартирологиях Церкви. Проливалась невинная кровь. Целых 400 лет Церковь находилась в катакомбах, среди гонений. И впоследствии все это повторялось, вплоть до наших дней. Гонения – это не только охота на человека с целью убить его, но и множество других вещей. А здесь он говорит о страшных испытаниях, от которых Господь обещал сохранить его.

До последнего момента нас подстерегает опасность

«Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 3: 11). Господь придет скоро. Бог не медлит, потому что для Бога времени не существует. Нам может казаться: «Сколько времени, сколько лет!» Для Бога нет этого времени, Он всегда рядом с нами. Он никогда нас не оставляет.

Мы думаем, что Его нет рядом, говорим: «Где же Бог? Почему Бог оставил меня одного? Я стараюсь, но ничего не вижу и не понимаю. Чувствую, что я один, оставленный, брошенный». Бог рядом, Он тебя не оставил. Но Он дает тебе возможность действовать по-человечески, сделать те дела, в которых ты должен по-человечески приложить усилия, а потом Господь явит Свое присутствие в твоей душе. Господь придет скоро. Будь внимателен, чтобы не проявить нерадения, чтобы не рассеивать свое внимание направо-налево – в это время кто-нибудь может похитить твой венец, который ты сплетал себе столько времени своим терпением. Человек может потерять все, до самого последнего момента нас подстерегает такая опасность.

К сожалению, мы можем совершать великие подвиги, а потом в один момент всего лишиться по своей беспечности, по своей гордости, по нашим страстям. Да покроет нас Господь от такого, поэтому мы должны быть внимательными.

Следи, чтобы держать крепко, что имеешь. Не разбрасывайся, не оставляй. Искушение случается не тогда, когда нам сатана или какой-то человек скажут: «Отрекись от Бога!» Нет, это слишком просто и очевидно. У сатаны в запасе множество способов привести нас к потере Бога.

Старец Паисий спрашивал нас: «Что сделал фараон, когда захотел заставить евреев забыть о Боге, чтобы они потеряли желание служить Богу?» Он дал им работы и денег. Сказал египтянам: «Дайте им еды – все, что они пожелают, побольше, чтобы они ели хорошо. И работы – на весь день». Если они будут есть и работать целыми днями, то они позабудут Бога. И с нами сатана иногда именно так и поступает. Дает нам множество работ, чтобы мы целый день проводили среди работ и забот. Дает и средства, чтобы мы, благодаря этой работе, приятно проводили время. И результат – мы теряем устремление, направление, забываем, куда мы идем.

Преподобный Паисий Святогорец Преподобный Паисий Святогорец

Сколько раз это случалось с каждым из нас? Начинаются заботы, которые все больше и больше затягивают нас. Видишь людей, которые уже стареют, но продолжают придумывать себе новые работы. Дожили до 50 лет и берутся за новые занятия, дожили до 60 – снова в работах, уже и 70 лет достигли – все новые заботы и труды, и в 80 – не останавливаются. Думают, что им двести лет предстоит жить. То, что от нас зависит сделать, надо делать быстро и решительно. Ты не знаешь, что может случиться.

Будет столпом Церкви

В 12-м стихе говорит: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое» (Откр. 3: 12). Он займет такое место, что будет столпом Церкви, будет держать Церковь. Христос назовет его именем Бога Своего. Не потому, что Бог Отец есть Бог Сына, но потому, что Бог – Творец и Создатель человеческой природы Христа, и, конечно, – и Бог Его. И он больше уже не будет выходить из храма, и на этом человеке будет начертано имя Бога. Этот верный, этот святой, этот претерпевший до конца человек Божий познает Бога, будет иметь Божественный опыт, будет обителью Божией. Неким образом на нем будет написано имя Божие и имя града Божия. Что это за град Божий? Новый Иерусалим, Церковь Христова. Она сходит с Небес, от Бога. Она дана нам свыше, от Бога. И будет написано на этом верном новое имя Бога – это имя благодати, имя Святой Троицы, имя, которое дает нам Бог по благодати через наше Крещение и через таинства Церкви.

Послание епископу Филадельфийской церкви завершается теми словами, которые Он обычно говорит: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 3: 13). Те, кто имеют уши, – слышат, а те, кто не имеют, к сожалению, слушают, да не слышат.

Ангелу Лаодикийской церкви

«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Откр. 3: 14). Аминь – так называет Себя Бог в Ветхом Завете: Аминь, Святый, Саваоф и так далее. Христос говорил с пророками в Ветхом Завете, они Его видели и слышали. Христос – Свидетель, Он свидетельствует, Он – Верный и Истинный, и Начало создания.

Ветхий денми. Фреска художника Дамиане, XIV в. Убиси, Грузия Ветхий денми. Фреска художника Дамиане, XIV в. Убиси, Грузия

Свидетели Иеговы говорят: «Смотрите, Он – начало создания, значит, Он – первое создание». Но, к сожалению, похоже, что они не знают греческого языка. Начало творения – это не значит первое из творений, но это Тот, Кто сотворил все остальное. Когда мы говорим, например, начало[3] государства, то имеем в виду президента, то есть начало – это власть, это тот, кто создал все остальное, кто причина всего. Христос сотворил всю природу, все творение – от Него. Он – Несотворенный.

Ни холоден, ни горяч

«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!» (Откр. 3: 15). Снова Господь говорит, что знает дела этого епископа. От Бога не укроешься. Людей можно легко обмануть, ввести в заблуждение, казаться хорошим, улыбаться – с этим мы справляемся. Не все могут нас раскусить. Но Бога не обманешь. Бог видит нас до глубины души, до крайней частички нашего существа Ему все известно. Даже то, что нам самим не видно. Даже то, что нашими умом и сердцем невозможно исследовать, Бог это видит.

А дальше Господь произносит страшные слова: «Ты ни холоден, ни горяч». Я знаю тебя, что ты ни холоден, ни горяч. Как мы на Кипре говорим: «Посреди пути». Полезно было бы тебе быть либо холодным, либо горячим. «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 16). Поскольку ты теплый, а не горячий и не холодный, Я извергну тебя, изблюю из уст Своих. Не желаю тебя.

Как нас может вырвать от отвратительной еды, так поступит Бог и с ним, потому что он теплый. Кто-нибудь скажет сейчас: «Может быть, лучше быть хотя бы теплым, чем холодным. Теплый – все-таки немного горячий. Лучше же, чем ледяной?»

Почему Христос отвергает теплого? Потому что теплый не понимает того, что он таков, и остается там же. Холодный может в какой-то момент понять и ужаснуться: почему же он такой, почему он так далек от Бога, почему он такой грешник, почему он так несчастен? Перед ним – простор для покаяния.

А теплый человек думает, что он хороший, думает, что у него что-то получается, он что-то делает, что не потеряется совсем. Делает немного здесь, немного – там. Но так не получается. Слово Бога здесь абсолютно ясное. Мы должны быть горячими, а не холодными – вдали от Бога. Но и не теплыми. Теплый человек живет во Христе формально, для него слово Божие – это некий пример хорошего поведения. Он может быть очень хорошим человеком, исключительным, но в нем нет огня Духа Святого, его душа неживая.

Каков признак святых людей? У тех святых, которых мы знали в наши дни и которые еще живут среди нас, возможно, уже пожилых, даже столетних, – живая душа. Они горячие, с живой душой. Видишь перед собой старого человека, тело уже почти мертвое, а душа – живее живых. И наоборот, иногда встречаешь молодых телом, но мертвых душой. Смотришь, человек с сильным телом, ходит в спортивный зал, мышцы у него сильные, а душа слабая, едва теплится, еле виднеется. Душа не имеет сил, сердце молчит, боится всего, страсти в нем кипят.

Помните эпизод из Евангелия? Ко Христу подошел юноша и спросил, что ему делать, чтобы последовать за Ним. Христос сказал ему, чтобы он продал все и последовал за Ним. Когда юноша это услышал, то очень расстроился. Почему? Он был богат и не мог отлепиться от своего богатства. В Евангелии говорится, что у него было много домов, и он их не оставил. Потом ему пришлось оставить их другим, но призвание Божие он уже потерял. Его душа не была живой, сердце не было горячим.

Вы можете сказать: «Отче, ты все хорошо говоришь, но мы ведь такие и есть – теплохладные люди. Живем в этом мире. Мы слабые, страстные. Что нам делать?»

Христос этому епископу далее дает важный совет. Говорит ему, что выбросит его, если он таков. Видите, насколько прямо говорит Христос? В Нем нет ложной вежливости, двусмысленности. Точно говорит епископу, что Он с ним сделает: извергнет его из уст, даже не посмотрит на него еще раз, потому что он отвратителен, чтобы держать его внутри Себя.

Г. Гофман. «Христос и богатый юноша» 1889 г. Г. Гофман. «Христос и богатый юноша» 1889 г.

Считаешь себя важным человеком?

«Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3: 17). Какие страшные вещи говорит о нем Христос! Это говорит не человек, который может и ошибаться. Но это говорит Сам Бог. Его слово абсолютное, боголепное.

Ты думаешь, что ты богат, что представляешь из себя нечто, что ты ни в чем не нуждаешься, но ты не знаешь себя. В этом трагедия, что он считал себя важным человеком. И главной причиной его страданий было то, что он не хотел видеть себя таким, как есть, – несчастным, жалким, нищим. Он был абсолютно нищим, слепым и нагим. И мы часто думаем, что что-то из себя представляем, что богаты и влиятельны.

Что Господь советует ему? «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3: 18). Господь советует ему купить у Него золото, очищенное огнем, которое пылает. Примешь благодать от Меня, которая горит огнем. Она наичистейшая, очищенная огнем. Ею ты обогатишься. От нее ты станешь богатым. Все остальное – нищета, нагота. Приди, и Я дам тебе богатство, крепость. Я дам тебе и белую одежду, светлую, чистую одежду, чтобы ты оделся. Чтобы твоя нагота не была видна перед всем миром. Дам глазную мазь, чтобы твои глаза видели. Христос зовет его, чтобы дать то, чего ему не достает. А недостает ему благодати, а не всего остального. Ему нужна благодать, чтобы одеться и стать богатым, чтобы видеть и проснуться, понять, кто ты такой на самом деле.

«Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3: 19). Чтобы ему не показалось слишком жестким то, что было сказано, Христос говорит, что любит Его, поэтому обличает и наказывает. Я так говорю тебе, потому что люблю тебя. Хочу тебя обличить и наказать. Вернись к ревности по Богу, разожги божественную ревность в своей душе, покайся во всем, что ты сделал, из-за чего стал несчастным, нищим и нагим. Не думай, что Я далеко, что Я тебя презираю и избегаю, что я выбросил тебя.

«Се, стою у двери и стучу»

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20). У какой двери стоит Господь? Конечно, у двери нашего сердца, а не у двери дома. Конечно, Господь иногда стучит и в двери дома. Приходят к нам просить милостыню, а мы закрываем дверь перед ними. Видите, от нас зависит, войдет ли Христос в наше сердце, а не от Христа. Никто не может сказать: «Я хочу, но где же благодать? Христос не приходит, не принимает меня, не помнит обо мне…». Нет. Христос стоит у двери и стучит в наше сердце. Как стучит? Разными путями – и словом Своим, и присутствием Своим, и множеством испытаний в нашей жизни, и через обстоятельства нашей жизни – тысячами способами, всеми возможными путями Господь стучит в дверь и просит, чтобы мы открыли Ему, чтобы Он вошел внутрь. Он не ломает дверь, не взламывает ее Христос, а ждет, чтобы мы открыли дверь добровольно, чтобы Он вошел внутрь и вечерял с нами, а мы – с Ним.

Икона «Христос стучится в дверь» Икона «Христос стучится в дверь»

«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3: 21). Как Богочеловек. Человеческая природа Христа сидит одесную Бога Отца. «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 3: 22).

На этом заканчиваются семь посланий семи епископам церквей. Но они настолько сильные, настолько откровенные, что мы среди них находим и себя. Нам остается лишь открыть дверь, потому что мы понимаем, что нищи и наги, несчастны и бедны. Будем же просить Христа прийти внутрь нас, чтобы Он оживил наше сердце и все наше существо.

Перевела с греческого Мария Орехова
Сайт www.omilies.net 2010 г.

[1] Корень «πείρα» – «опыт», «умение».

[2] В молитве «Отче наш» слово «искушение» – «πειρασμός».

[3] Греческое слово «αρχή» – на русском языке слово «начальник» происходит от этого корня.

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.