Ultimate magazine theme for WordPress.

АРХИМАНДРИТ ИОАНН (КРЕСТЬЯНКИН): ЖИЗНЬ КАК ПРОПОВЕДЬ О ЛЮБВИ

0 170

Немало книг написано о пока непрославленном в лике святых архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Батюшка, чьи духовные советы были нужны и важны тем, кто их спрашивал, и нам, кто не имел счастья общаться с ним лично, всей своей жизнью исполнивший заповедь о любви, отошел в вечность 5 февраля 2006 года. Иеромонах Афанасий (Дерюгин) в магазине «Сретение» вспоминал самые яркие моменты жизни любимого батюшки, говорил о книгах самого отца Иоанна и о тех изданиях, которые рассказывают о старце.

Дорогие братья и сестры, сегодня поговорим о почитаемом всеми нами старце – отце Иоанне (Крестьянкине). Он родился в городе Орле в 10-х годах XX века, еще в дореволюционной России. И с самого детства возрастал в церковной среде. Хотя стремление к монашеству у него было, но как это осуществить, будущий священнослужитель не знал. Тем более, что вскоре случается революция, монастыри закрываются и разоряются.

И будущий отец Иоанн устраивается на работу бухгалтером, переезжает в Москву, ходит в храм, не оставляя церковной жизни, но при этом никак не выделяется из своих сверстников. По крайней мере, внешне. Хотя его духовная сила чувствовалась уже в довольно юном возрасте, например, на работе люди очень часто советовались с ним, изливали душу. Потом даже сами удивлялись, почему они ему, будто священнику, открывают все глубины своей души. Наверное, дарования Божии были видны уже тогда.

Еще более ярко они проявляются в 1945 году, когда Ивана Крестьянкина рукополагают в священники, и он начинает свое служение. Молодой пастырь привлекает прихожан своей ревностью и твердым желанием служить Богу. Ему даже один из пожилых священников говорил: «Будь посамолюбчивее». Ведь он всего себя без остатка отдавал на служение людям. На такое ревностное служение обратили внимание и власти.

Иерей Иоанн Крестьянкин. Москва. 1946 г. otetsioann.ruИерей Иоанн Крестьянкин. Москва. 1946 г. otetsioann.ru

После войны наступило потепление в отношении властей к Церкви. Но это продолжалось не очень долго, и вновь начались аресты священнослужителей. Не избежал его и отец Иоанн. При том, что обвинения против него были голословными и абсолютно пустыми. Например, он обвинялся в том, что назвал Александра Невского благоверным князем. Понятно, что властям было бы приятнее, если бы он назвал его товарищем. Но он как священнослужитель по-другому вряд ли мог себя повести. Сохранилось следственное дело отца Иоанна. И самые придирчивые в этом плане люди говорят, что человеком он был кристально чистым, и обвинить его ни в чем нельзя.

Отец Иоанн постоянно был в служении: совершал богослужения, общался с людьми. И никогда не мог, как ему казалось, должным образом подготовиться к проповеди. Переживал из-за того, что у него это получается не так хорошо, как ему бы хотелось. И как-то раз он решил, что уделит время, не будет ни на что обращать внимание и подготовится к проповеди. Закрылся в своей комнате, не обращал внимания на стук в дверь. Проповедь была посвящена добродетели любви.

Когда на следующее утро он выходил на службу, его встретила соседка и сказала: «Ой, Иван Михайлович, вчера весь вечер к Вам стучалась, наверное, Вас дома не было. Мне так нужно было немного муки занять, потому что дома есть было нечего». И отец Иоанн так и не смог произнести эту проповедь, потому что понял, что, готовя проповедь любви, не проявил ту любовь, которую в тот момент ждал от него Бог. И, наверное, этот эпизод стал для него очень значимым, потому что вся его дальнейшая жизнь характеризуется любовью к людям.

Его арестовывают, судят и отправляют в ссылку, которая продолжается несколько лет. Заключение он отбывал в разных местах. Один из заключенных, далеких от взглядов батюшки, говорил, что отец Иоанн был человеком абсолютно чуждым какой бы то ни было политике, был священником и монахом до мозга костей. И это чувствовали все, он заслужил любовь пребывавших вместе с ним в заключении. Они называли его «наш Батя».

Фото из следственного дела отца ИоаннаФото из следственного дела отца Иоанна

После освобождения отцу Иоанну было запрещено служить в Москве, поэтому некоторое время он служил в Рязанской области, а власти постоянно переводили его с прихода на приход. Ни на одном месте он не задерживался более полугода. Это тоже был один из способов борьбы советской власти с Церковью. Им нужно было, чтобы люди не привыкали к священнику, не создавалось мощных общин, и таким образом не укреплялась Церковь. В это же время отец Иоанн принял монашеский постриг. Он приехал в отпуск к своему духовнику в Сухуми и там тяжело заболел. И думая, что вот-вот умрет, духовник постриг его в монашество и дал ему имя Иоанн, в честь святого апостола Иоанна Богослова, апостола любви. К слову, про болезнь – отец Иоанн прожил более 90 лет.

Он уже монахом служил на приходах, а потом не без помощи митрополита Питирима (Нечаева) оказался в Псково-Печерском монастыре. И следующие 40 лет он провел в обители. Он молится, совершает богослужения, несет послушания и окормляет людей, исповедует. И так продолжается вплоть до его кончины. Всё, казалось бы, очень мирно и спокойно. Но за этим миром и спокойствием скрывался ежедневный труд отца Иоанна. За эти десятилетия тяжелого служения на приходах, когда он сталкивался с гонением властей, когда пребывал в заключении, он скопил такое духовное богатство, которое оставшиеся десятилетия своей жизни раздавал всем приходящим к нему.

Очень важно отметить, что нередко святые выходили на какое-то общественное служение, начинали окормлять людей, наставлять их лишь после многих лет или даже десятилетий уединенного личного подвига. Преподобный Серафим Саровский принимал к нему приходящих лишь последние восемь лет своей жизни. До этого он десятилетиями был в затворе, ни с кем не общался, и при виде человека падал ниц, пока тот не пройдет мимо. Это очень важно.

Мы очень часто, как только о Боге узнали, сразу пытаемся всем об этом рассказать. Это желание, с одной стороны, естественное. Но, с другой стороны, чтобы проповедовать, чтобы людям можно было что-то принести, чем-то с людьми поделиться, нужно, чтобы у самого сначала все это было. А это может занять не одно десятилетие подвига, как это случилось и у отца Иоанна. Тем более, что он ничего не совершал без воли Божией.

Итак, отец Иоанн начинает нести свое служение в монастыре. Его ближайшей помощницей на долгие годы становится Татьяна Сергеевна Смирнова, которая написала книгу воспоминаний «Записки письмоводителя старца». Она многие годы занималась тем, что помогала отцу Иоанну отвечать на письма, принимала посетителей.

Отец Иоанн и Татьяна СмирноваОтец Иоанн и Татьяна Смирнова

У этой книги есть подназвание «О Промысле Божием, милующем нас, не понимающих Его любви». Для отца Иоанна было особенно важным, чтобы человек видел Промысл Божий в своей жизни. И этому он учил всех, приходящих к нему. Его келейница очень ярко это на себе почувствовала, потому что отец Иоанн очень твердо вел ее по жизни и указывал, что все, с ней в жизни происходящее, совершается по Промыслу Божию. И в книге Татьяна Сергеевна говорит об этом, рассказывает, как Господь в ее жизни действовал, как по молитвам отца Иоанна ее жизнь устраивалась, казалось бы, вопреки ее воле, вопреки ее желаниям. Она очень хотела стать художником, но отец Иоанн сначала благословляет ее быть реставратором, а потом помогать ему. Это не то, чем Татьяна Сергеевна хотела бы заниматься. И ей порой было очень тяжело, но при этом она смогла принять волю Божию и увидеть, чего Господь хотел от нее. Конечно, при помощи отца Иоанна.

В письмах отца Иоанна, которые опубликованы, этому уделено особое внимание. Батюшка подчеркивает, что каждый человек должен быть на том месте, куда Господь его поставил, должен исполнять волю Божию. Нередко человек, воцерковившись (особенно это ярко проявлялось в 90-е годы), стремился к великим подвигам: уйти в пустыню, стать монахом, оставить все, начать подвиг юродства и так далее. Отец Иоанн всегда очень резко и категорично против этого восставал. Он говорил, что самое главное, чего Господь ждет от человека, – это следование Его Промыслу, исполнение Его воли в тех условиях, в которые Господь поставил. И если Господь поставил трудиться на самой простой светской работе, то и нужно трудиться на самой простой светской работе, потому что заповеди Божии можно исполнить везде, независимо от того, что ты делаешь и кем ты являешься.

В книге много рассказывается о том, как отец Иоанн учил своих духовных чад, братию Псково-Печерского монастыря, учил многочисленных приходивших паломников. Он учил верности Промыслу Божию. Мы встречаем в этой книге очень много важных, ярких жизненных примеров, которые раскрывают нам опыт духовничества отца Иоанна. Сам батюшка говорил: «Духовничество – это когда в муках рождения духовник освобождает от пут греха и от неведения в человеке тот образ Божий, который ему дан, и указывает путь к подобию». И в книге много советов, которыми каждый из нас может пользоваться и сейчас.

Отец Иоанн благословляет паломниковОтец Иоанн благословляет паломников

Служение отца Иоанна в плане духовническом было очень непростым. В первую очередь из-за того, насколько глубоко он принимал трудности другого человека, насколько он скорбел за каждого приходившего к нему. А этих людей было великое множество. Татьяна Сергеевна вспоминает, что отец Иоанн с пяти утра до двух часов ночи пребывал в водовороте жизни страждущих и скорбящих людей. Люди окружали батюшку постоянно. Он не мог спокойно пройти с богослужения или на богослужение, потому что толпы людей сразу оказывались вокруг него и ждали его совета. К нему в келью постоянно стучались люди, которые также жаждали от него духовной пищи. А еще писали письма, писали отовсюду, и люди также ждали ответа старца Иоанна. И этот подвиг он нес всю свою жизнь. Может быть, во внешнем плане он мог казаться окружающим не таким аскетом, молитвенником и подвижником, как другие монахи Псково-Печерского монастыря, но тот подвиг, который он нес, подвиг любви к людям и служения им, был более важным и значимым, чем какая-то особо выразительная внешняя аскетичная жизнь.

Очень часто так бывает, что нам не хватает душевных сил даже на самых близких людей, и когда люди требуют от нас какого-то внимания, начинаем раздражаться, злиться, закрываться от людей. И в этом плане пример отца Иоанна для нас очень значим. Он был человеком, который всего себя отдавал людям и никогда ни от кого не отстранялся. При этом отец Иоанн мог быть довольно твердым в своих советах. Например, одной женщине он написал: «Не могу назвать вас рабой Божией, вы вполне раба дьявола».

Был и такой случай. К отцу Иоанну приехали священники, которые говорили, что наступают последние времена, нужно уходить в леса, скрываться от мира. И говорили это очень настойчиво, напористо. Отец Иоанн слушал их, а потом спросил: «Ну, вот уйдете вы от мира, а телевизор вы смотрите?» Они ответили: «Да, бывает». Он говорит: «А телевизор тоже с собой в пустыню брать, что ли?» А потом задал им следующий вопрос: «Бывает такое, что вы, когда служите, на часы посматриваете, чтобы служба поскорее закончилась и поскорее пойти посмотреть хоккейный матч или какой-нибудь сериал?» Отцы тоже согласились с этим. А потом задал им следующий вопрос: «А передачи после 12 смотрите?» Когда и на этот вопрос старца отцы ответили молчаливым согласием, они сами все поняли. Но в этом случае, как вспоминает келейница, не было никакого доброго прощания, улыбок, подарков. Отец Иоанн просто молча проводил этих священников.

Со стороны это могло казаться очень жестким и категоричным. Но и сам Господь, как мы читаем в Евангелии, фарисеев жестко обличал. А торгующих в храме вообще бичом из веревок выгнал. Но движущей силой всего этого была и есть любовь. Порой для того, чтобы проявить человеку любовь, совсем необязательно с ним сюсюкаться и улыбаться ему. Очень часто любовь может проявляться именно так. И об этом нам важно помнить. Когда мы по своему служению поставлены кого-то воспитывать, детей или наших подчиненных, не обязательно это всегда должна быть только ласка и внешнее доброе поведение. А вот когда по отношению к нам кто-то из начальствуюших или священнослужителей ведет себя резко и строго, это не повод сразу обижаться, а повод подумать, может быть, и это тоже проявление любви, может быть, порой по-другому с нами нельзя. И отец Иоанн иногда прибегал к таким методам. Но все же его письма пронизаны вниманием и лаской. Главной движущей силой была любовь.

Татьяна Смирнова записывает письмо отца ИоаннаТатьяна Смирнова записывает письмо отца Иоанна

Немало сказано и о том, как тяжело отец Иоанн переживал, когда его советы не помогали людям, не приносили той пользы, которую могли бы принести. Бывало такое, что, поговорив продолжительное время с человеком, он провожал его очень ласково и мягко, а потом говорил своей келейнице: «Не достучался». Получается, что разговор прошел напрасно, человек так и не понял, что ему хотел донести отец Иоанн.

Были и совсем страшные эпизоды. К отцу Иоанну приехал молодой священник, он принял его очень по-доброму, ласково, давал какие-то наставления. А потом этот батюшка стал искать истину вне Русской Православной Церкви, ушел в один раскол, в другой, в третий. И в какой-то момент вернул отцу Иоанну подарок, который тот ему вручил в первый год его служения – епитрахиль. Представляете, каково это было для духовника, который от всей души наставлял этого человека, сделал такой ценный подарок, но получил его назад. Это был плевок в лицо. Отец Иоанн поцеловал эту епитрахиль, сказав: «С любовью дарил, с любовью принимаю». И продолжал молиться за этого священника, понимая, что человек, конечно, ведет себя неправильно, но находится во власти диавола и, может быть, не сам виноват в том, почему себя так ведет.

В книге немало сказано о том, как отец Иоанн воспитывал свою келейницу Татьяну Сергеевну. Он делал это непринужденно, а не так, чтобы сесть и начать читать нотации.

Как-то раз к отцу Иоанну пришла посетительница, очень простая печорская старушка. И батюшка, разговаривая с ней, оставил в комнате и Татьяну Сергеевну, чтобы она послушала. Разговор шел про какие-то пироги, про тесто, и келейница в душе осудила старца, что он о какой-то ерунде говорит. А когда прислушалась, поняла, что, рассказывая историю, с ним произошедшую (не буду говорить какую, сами прочитаете), отец Иоанн давал ей совет, как ей правильно себя вести.

Отец Иоанн ставит автограф на книге писемОтец Иоанн ставит автограф на книге писем

Когда в 90-е годы открылись границы, то многие начали усердно паломничать, ездили на Святую Землю, на Афон. И отец Иоанн к этому отнесся очень осторожно, а со временем вообще стал все реже и реже благословлять такие поездки. Например, свою келейницу Татьяну Сергеевну он так и не отпустил ни в какую поездку, потому что увидел в этом большую духовную проблему. Человек вместо того, чтобы жить реальной духовной жизнью, исполнять заповеди Божии здесь и сейчас, на том месте, где он поставлен, начинает жить мечтами, искать не реального исполнения заповедей Божиих, а каких-то впечатлений от поездок. К паломничеству не нужно относиться как к самому главному в жизни. И помнить, что главное, что мы должны делать, – это быть внимательными к Промыслу Божию и исполнять заповеди Божии.

Отдельное внимание в этой книге уделено последним годам жизни отца Иоанна, его служению, когда он уже не принимал людей и жил в неком затворе. Именно в это время особенно ярко проявляются его духовные дарования. Татьяна Сергеевна вспоминает, что он во сне мог служить пасхальную заутреню, произносить какие-то возгласы из литургии. Когда просыпался, он говорил, что был в храме, служил литургию, то есть для человека уже стиралась граница между земным и Небесным. Отец Иоанн отошел ко Господу в день памяти новомучеников Церкви Русской. Сам он по сути был новомучеником, тоже пострадал за веру, за Христа. И в день их памяти отошел в вечность. Вся его жизнь свидетельствовала, что человек действительно угодил Богу и был верен Ему.

И нам навсегда остались его духовные советы, которые указывают правильное направление христианской жизни. Оно, в первую очередь, сосредоточено на жизни внутренней, не на каких-то внешних ярких делах, а на том, чтобы служить Богу и угождать Ему – каждый на своем месте, куда Господь его поставил. Этот завет отца Иоанна давайте стараться исполнить.

Сейчас много говорится о его почитании, прославлении. Это действительно важно. Но лучшим образом мы прославим отца Иоанна, если будем стараться жить так, как он нас учил. А книги воспоминаний о нашем дорогом батюшке всем нам в помощь.

КУПИТЬ КНИГУ

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.