Ultimate magazine theme for WordPress.

ПАСТЫРСКИЕ ВСТРЕЧИ. О БЛАГОДАТИ

0 36

Что такое благодать и как ее стяжать? Под силу ли это простому человеку, не святому? И почему святым людям открывается то, что другим неведомо? Пастырскую встречу, на которой в том числе прозвучали и эти вопросы, в один из воскресных дней провел иеромонах Иннокентий (Присадков).

– Как бороться с маловерием? Нет памяти смертной, а умирать надо будет, ждет суд и жизнь вечная.

– Нет памяти смертной? Многие святые отцы рекомендовали такую практику, и у пустынников такая существовала: после обеда нужно было садиться минут на 10–15 и размышлять о смерти. Представить, что ты умер, что дальше будет суд и так далее. Задуматься, к чему ты сейчас привязан, и что будет, если прямо сейчас тебя из этого состояния вырвать и поставить на суд?

Как бороться с маловерием? Просить у Бога, чтобы Он даровал вам веру: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Есть такая молитва Евангельская. Можно просто просить: «Господи, даруй мне веру».

– А можно просить Господа даровать веру кому-то из близких или родных?

– Да, можно.

– Вера дается нам по благодати? Или это все же наша заслуга? Есть пламенно верующие, а у не пламенно верующих есть шанс стать пламенно верующими?

– Вера – это тот дар, который, конечно, можно развивать и умножать. Это безусловно. Вера – это ощущение того, что в жизни действительно что-то есть. Мы умом пытаемся какие-то вещи относительно веры осознать, что-то осмыслить, себе объяснить. Но если человека оставить только с его умом и отнять от него благодать, то веру он, конечно же, потеряет. Вера усиливается по мере стяжания благодати и отрешения от грехов.

– Почему до людей не доходит, что временная жизнь – это подготовка к вечности? И как Господь касается сердца, что человек уходит в монастырь?

– На самом деле и в миру хватает подвижников, людей, которые не живут по страстям, а стараются больше молиться и угодить Богу. И людей, которые себя держат в чистоте, не блудят, не живут по похоти, их немало, и это очень радует. Но надо признаться, что не все те, кто уходит в монахи, живут благочестиво, это тоже правда. Так что не будем осуждать мирян.

– Как стяжать любовь к ближним, если есть понимание, что у тебя каменное сердце?

– Совершать дела Евангелия по отношению к ближним. Вне зависимости от того, каменное у тебя сердце, не каменное, какое бы оно ни было, слушается или не слушается, просто совершать дела любви по отношению к ближним. Тогда и сердце через какое-то время, возможно, оттает. В любом случае своей награды человек не лишится, если будет поступать по Евангелию.

– Что такое смирение? Разъясните, пожалуйста, подробно.

– Смирение – это такая добродетель, это такое высокое духовное состояние, при котором человек видит себя таким, какой он есть. С одной стороны, Господь ему дает благодать за смирение, которое он имеет, с другой стороны, он видит какие-то свои недостатки, немощи и смиряется перед ближними, перед Богом.

– Что такое благодать?

– Благодать – это сила Божия. С одной стороны, она находится везде, с другой стороны, для того чтобы ее стяжать, нужна Церковь. Церковь как некий духовный союз между человеком и Богом. И для того, чтобы стяжать благодать, нужно войти в Церковь. Посредством Крещения мы входим в Церковь, потом причащаемся, молимся, изучаем Священное Писание, стараемся побороть страсти, сотворить что-то доброе и развить в себе какие-то добродетели.

– Как почувствовать в себе благодать?

– Это индивидуально. Рационально этого не объяснишь. Как можно почувствовать благодать? На самом деле не нужно стремиться к этому. В идеале мы должны ее чувствовать, но это уже высокий уровень духовного состояния. Иногда после Причастия Господь может посетить, или мы можем почувствовать благодать, например, на святом месте. Но дело в том, что нужно понимать, что наша природа находится в искаженном состоянии восприятия, в том числе и благодати. И здесь можно ошибиться относительно того, что вы ощущаете: благодать или какие-то движения нервов, как говорили многие из отцов. Надо стремиться исполнять заповеди Божии, а там уже Господь может вам дать ощущение благодати, а может и не дать. Бог Сам решит, нужно вам это или нет.

– Батюшка, насколько важно соблюдать пост перед Причастием? Почему? Где об этом говорится в Евангелии?

– Надо сказать, что тем, кто регулярно причащается, то есть раз в неделю, специально поститься не нужно. Достаточно поста в среду и пятницу. Всё остальное по согласованию со священником. Если же вы причащаетесь реже, раз в две недели, раз в месяц, то со священником, у которого вы исповедуетесь, нужно согласовывать, сколько вам воздерживаться от скоромной пищи.

Почему мы постимся? Чтобы правильно подготовиться ко Причастию, чтобы настроиться на духовный лад, чтобы страсти в нас немножко угасли. Это способствует облегчению сердца и ума, и мы можем какие-то духовные вещи воспринимать лучше, чем без поста. Именно поэтому так важно воздерживаться.

В самом Евангелии о посте перед Причастием не говорится, но традиция и современная, и первых веков христианства подразумевает определенное воздержание перед Причастием, перед соединением с Богом.

– Как бороться со страстью гнева?

– Честно, я бы не назвал гнев страстью, скорее я назвал бы гнев некой силой души, которая нужна и которая находится в человеке. Другой вопрос, что мы не можем правильно гневом распоряжаться. Мы направляем его на человека, на животное, на предметы, куда угодно, но направлять гнев нужно на грех в себе. Как бороться с гневом? Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что начало безгневия – это хранение уст при смущении сердца. Внутри у вас закипела злоба, но вы не выражаете ее по отношению к человеку, а в этот момент начинаете молиться и стараться в себе это искоренить.

– Как донести до ребенка шести лет, что он не прав, когда в гневе поднимает руку на родителей? И можно и нужно ли наказывать за такое поведение физически?

– Я считаю, что нужно это пресекать в любом случае. Но перед этим можно сказать ребенку, что вам больно, что так вести себя нельзя, это нехорошо. Если же он будет это повторять, то пообещать, что получит по мягкому месту.

– Как избавиться от окамененного нечувствия? На службе присутствуя, отсутствую. Когда вычитываю молитвенные правила, особенно Псалтирь, всё проходит мимо.

– Молитву нужно стараться совершать со вниманием. Когда стоите на молитве, ни в коем случае не повторяйте слова просто так, потому что так действительно можно и веру потерять. Нужно обязательно со вниманием, вдумчиво обращаться в молитве к Богу и святым. Тогда ваше окамененное нечувствие постепенно пройдет.

– Для чего нужно читать Псалтирь мирянам? Надо ли ее читать каждый день?

– Надо или не надо вам читать Псалтирь каждый день, посоветуйтесь со своим духовником, со священником, которому вы исповедуетесь. Вся молитвенная нагрузка должна быть обговорена со священнослужителем. Но, с другой стороны, попробовать помолиться – это нормально, никто нам запретить этого не может. Псалтирь – это особая книга искреннего взывания человека к Богу, и я бы всем рекомендовал помолиться по Псалтири. Единственный момент – на церковнославянском многое будет непонятно. Это нормально для новоначальных. Есть перевод Юнгерова, лучший, на мой взгляд. Существует Псалтирь с параллельным переводом, когда слева идет церковнославянский язык, справа – русский.

– Надо молиться на церковнославянском и смотреть подстрочный перевод?

– Пробуйте на церковнославянском, если что-то будет непонятно – смотрите перевод.

– Читаю Псалтирь, хорошо, спокойно на душе, и в жизни относительно спокойно. Перестаю читать – сразу много искушений, волнений, потрясений. Сейчас кажется, будто это зависимость от чтения Псалтири, или это уже самовнушение? Как бы не превратить чтение Псалтири в ритуал?

– Наоборот, превращайте это в ритуал. Пусть вам будет хорошо, когда вы читаете Псалтирь, пусть у вас на душе будет мир, утешение, и очень хорошо, что вам Господь дал это почувствовать. Так что желаю всем зависеть от чтения Псалтири так, как автор этого вопроса.

– Как христианин должен правильно относиться к себе в свете Евангелия?

– Относиться к себе с любовью и заботой, конечно же. В первую очередь – с заботой о душе, с заботой о том, чтобы быть христианином, чтобы душа наша стремилась к Богу, к Его познанию. Раскрыть в себе Царство Небесное – это то, к чему мы все должны стремиться, и это будет одним из самых главных проявлений любви к себе и заботы.

– Если человек ходит на занятия по здоровой спине, преподаватель не обращается к эзотерике и мантрам, но в конце поет со всеми звук «Ом», можно ли петь этот звук с группой или лучше просто молчать?

– Я бы вообще не советовал даже ходить туда, потому что то, о чем вы говорите, относится к восточной практике, одной из индуистских. Это вхождение в мир духов, но вхождение не через врата, которыми является Христос, а перелезание через забор, и вы нахватаетесь всяких проблем оттуда. Там практикуют какой-то культ, чуждый христианству.

– Как увидеть в себе таланты, если их не видишь, и как их приумножить?

– В Евангелии Господь говорит в первую очередь о духовных талантах. И у одного человека будет лучше получаться проповедовать, у другого будет лучше получаться молиться, у третьего что-то еще будет лучше получаться, например, поститься, делать какие-то добрые дела. И для того чтобы понять, что у вас лучше получается, нужно просто стремиться жить по Евангелию. И со временем у вас что-то будет получаться лучше. Но это должно произойти естественно, само по себе.

– Почему сущность вещей, явлений природы открыта не всем, а только святым?

– Чтобы понять сущность вещей, нужен ум, просвещенный благодатью, очищенный от грехов. У святых это было, а нам такого не дано, потому что мы грешники. Но по мере того, как человек приближается к Богу, ему все больше и больше открывается знание каких-то вещей, в том числе и земных. Надо быть святыми или хотя бы стремиться к этому.

– Можно ли жениться на разведенной женщине, если причиной развода была измена ее мужа?

– Да, если причиной развода была не она, а ее супруг, то на ней можно жениться.

– Сколько раз люди могут венчаться?

– По идее один. Всё остальное – это уже некое снисхождение. Существует в требнике последование о второбрачных, которое совершается над теми, кто вступает в брак во второй раз, но это не венчание в полном смысле.

Иеромонах Иннокентий (Присадков)

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.