Ultimate magazine theme for WordPress.

АРТОС: ПРАЗДНИЧНОЕ ПРИНОШЕНИЕ БОГУ

0 80

Мария Колосова

Как-то на Пасхальной неделе одна девочка лет четырех-пяти стояла перед открытыми Царскими вратами и внимательно изучала все вокруг, а потом восторженно обратилась к маме: «Мама, посмотри, какой большой красивый пирог испекли! У кого, интересно, день рождения? Наверно, у Бога…»

Вот такую интересную сцену случилось мне однажды наблюдать. Что же это за «пирог», который появляется перед алтарем сразу по наступлении Пасхи? А пирог этот – вовсе не пирог, а большая просфора, которая по-гречески называется артос (греч. άρτος) и переводится как «хлеб».

Чтобы понять значение и происхождение артоса, нам потребуется вернуться на несколько тысячелетий назад, а именно – к сороковому дню по Воскресении Христовом, когда Господь наш Иисус Христос вознесся на небо. Ученики были опечалены расставанием со Спасителем. С благоговением вспоминали они каждый разговор, каждую проповедь и каждый драгоценный момент со Христом. И, конечно, находили утешение в совместном причащении Тела и Крови Христовых, как заповедал Сам Господь: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22: 19–20). За трапезой апостолы первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб (не отсюда ли взялась и нецерковная традиция на Руси оставлять за поминальным обедом отдельное место для покойного?). Церковь, как знак того, что Спаситель стал для нас истинным Хлебом жизни, установила в праздник Воскресения Христова полагать в храме на почетном месте перед отворенными Царскими вратами хлеб.

Артос представляет собой большую просфору цилиндрической формы, на вершине которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова, а по окружности – полный текст пасхального тропаря. Иногда на артосе изображен Крест, на котором терновый венец без распятого Спасителя – как символ победы Христа над смертью. Артос называется просфорою всецелою, что означает, что из пасхальной просфоры не вынимались частички для совершения проскомидии.

Сам процесс приготовления артоса непростой и занимает несколько дней. Артос печется на закваске (то есть используют дрожжевое тесто) и несколько иначе, чем просфоры. Просфорникам приходится учитывать немало деталей. Однако одно условие для приготовления просфор и артоса одинаковое – это молитва.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, повествующее, что по успении Пресвятой Богородицы апостолы также оставляли за трапезой часть хлеба для Божией Матери как знак общения с Ней, а после трапезы благоговейно разделяли эту часть между собой. Во многих монастырях этот обычай сохранен и поныне, нося название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа.

Артос освящается сразу по окончании Пасхальной Литургии. Священник прочитывает особую молитву, в которой агнец, закланный при исходе евреев из Египта в Ветхом Завете, прообразует спасительную жертву Нового Завета – Агнца, Господа нашего Иисуса Христа. Кроме того, в молитве испрашивается благословение хлеба и просьба подать всем вкушающим от него здравие. В молитве артос представляется как праздничное приношение Богу, как символ Светлого Воскресения Христова.

Вот как звучит она в переводе на русский язык: «Всесильный Боже, Господи Вседержитель! Ты повелел чрез раба Твоего Моисея при исходе Израиля из Египта и освобождении народа Твоего от горького рабства фараону заколоть агнца, прообразуя добровольно закланного за нас на Кресте Агнца, подъемлющего грехи всего мира, возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, через Которого мы получили освобождение и выход из вечного рабства врагу и избавление от несокрушимых уз ада. Так и мы, рабы Твои, в честь и славу, и в воспоминание о славном воскресении Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, ныне в этот всесветлый, и преславный, и спасительный день Пасхи, принося этот хлеб пред Твоим величеством, смиренно молим Тебя: воззри на этот хлеб, благослови и освяти его. Нас же, его принесших, и целующих его, и от него вкушающих, сделай участниками Твоего небесного благословения и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою удали, здравие всем подавая. Ибо Ты источник благословения и исцелений Податель, и Тебе славу воссылаем, Безначальному Отцу, с Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благими Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь».

После освящения и окропления святой водой артос полагается на аналое у Царских врат, где и находится в течение всей Светлой седмицы. Каждый день до Светлой субботы артос износится на торжественные пасхальные крестные ходы вокруг храма, прообразуя собой пребывание Воскресшего Спасителя со всеми нами.

В субботу же Светлой седмицы по заамвонной молитве на Божественной литургии совершается чин раздробления артоса. Священник читает молитву, в которой вспоминается чудо насыщения народа в пустыне пятью хлебами: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Сошедший с небес, Хлеб ангельский, Хлеб вечной жизни! Ты и в эти всесветлые дни ради Своего тридневного и спасительного Воскресения напитал нас духовною пищею Твоих Божественных благодеяний. Мы смиренно молим Тебя, Ты и ныне милостиво прийми наши молитвы и благодарения и, как благословил Ты пять хлебов в пустыне, так и теперь благослови этот хлеб, чтобы все вкушающие от него, удостоились душевного и телесного здоровья и благословения, по благодати и щедротам Твоего человеколюбия. Ибо Ты наше освящение и мы воссылаем славу Тебе с Твоим Безначальным Отцом и Всесвятым, Всеблагим и Подающим жизнь Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Затем артос раздробляется и при целовании креста раздается верующим. Артос дается для телесного и душевного здравия, как мы видим из слов молитвы, поэтому полезно его вкушать во время болезни или особенных искушений и скорбей в жизни. Вкушается артос натощак с обычной молитвой для святой воды и просфоры с прибавлением «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».

Освящение артоса на самой главной службе в году, когда Церковь Небесная вместе с Церковью земной славословит Господа за спасительное искупление человечества, свидетельствует о том, что артос – святыня, и относиться нужно к ней трепетно и благоговейно.

Хлеб в Церкви – символ Христа, о чем сказал Сам Господь: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6: 48). На Руси к обычному хлебу всегда было особое уважительное отношение, даже пословица в народе сложилась: «Коли хлеб на стол, то и стол – престол. Тем паче артос надо стараться хранить бережно, чтобы он не зацвел. Если же все-таки такое произошло, то его следует либо принести в храм, либо сжечь, либо пустить в проточную воду – реку или море (но не в озеро).

Некоторые считают, что артос может заменять Причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение – ошибочное, так как никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава во веки веков. Аминь.

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.