Ultimate magazine theme for WordPress.

ЦЕРКОВНЫЕ КАНОНЫ ДЛЯ ДОБРОГО ХРИСТИАНИНА

0 41

… проблема того, как быть добрым христианином в каждой конкретной ситуации морального выбора или образа поведения, существовала уже с первых времен христианства. Продолжительное время святые апостолы и их ближайшие ученики наставляли, просвещали, советовали, осуществляли душепопечение над первыми христианскими общинами.

__________________________________

Иерей Антоний Русакевич

Православная христианская традиция очень богата на символы и значения. Красивое и молитвенное богослужение, особенный и вместе с тем узнаваемый стиль иконописи, умозрительное и глубокое на размышления богословие… Любому мирянину, даже самому воцерковленному, без специальной образовательной подготовки весьма трудно воспринимать всю глубину православия, охватить все те области, где был услышан вдохновенный глас христианства.

Некогда один из самых одаренных православных мыслителей ХХ столетия отец Павел Флоренский прекрасно описал богослужение в православии: Божия служба влияет на верующего всесторонне, целостно, оказывая воздействие на все органы чувств; покаянное пение воздействует на слух, иконы – на зрение, крестное знамение и поклоны отвечают за наши тактильные ощущения, ни с чем ни сравнимый запах ладана – на обоняние, Причастие, агиасма и антидор – на вкус.

Эта прекрасная метафора русского священнослужителя в действительности может быть обращена шире, отражая значение православного христианства во всех сферах жизни. Православие – не просто впечатляющая и самобытная картина, но образ жизни, особый нравственно-аскетический образ поведения. Здесь каждая богословская истина или этическое предписание имеет особое значение, важный духовный смысл. Но мы, современные христиане, живущие в секулярном (обмирщенном) обществе, зачастую забываем о такой области, как область церковных канонов.

К сожалению, большинство людей не понимает внутреннего смысла церковных канонов, однако интуитивно знает, что чем более человек воцерковлен и вовлечен во внутрицерковную жизнь, тем большее значение имеют для него церковные постановления, правила, каноны.

Чтобы понять смысл канонов, достаточно обратиться к тому, как существует типичное светское общество. В любом обществе на месте фундамента располагаются традиционные нравственно-духовные ценности и общие законы (конституция или монаршая воля), по которым будет существовать государство. Это та основа, на которую опираются последующие законы, нормы, указы, регулируя все сферы личной и общественной жизни.

В Церкви все происходит примерно схожим образом. Есть нравственное и догматическое учение Господа нашего Иисуса Христа. Существуют общие христианские этические и доктринальные истины, которые трудно спутать с другими традициями и религиями. Это – наш фундамент. Однако эти принципы и нравственные заповеди, будучи универсальными, при воплощении в реальной жизни требуют соответствующих разъяснений и трактовок.

Так вот, церковный канон – это некое указание, некий ориентир, как реализовать свою «христианскость» в конкретной ситуации, как оставаться христианином при конкретной нравственной, общественной, дисциплинарной дилемме. А последние возникают перед нами практически ежедневно.

Церковный канон – это результат нашего искреннего желания оставаться христианином при каждом спорном или парадоксальном случае, поэтому история канонов по своей сути практически совпадает с историей самой христианской Церкви. Как только христиане стали распространяться по всей Римской империи и в каждом городе появлялись братские общины из бывших язычников, искренних в своей вере, но еще слабо понимающих смысл вести Христовой, тогда же начали зарождаться и зачатки церковных канонов.

Обратимся к посланиям святого апостола Павла, а это, напомню, самые ранние свидетельства о жизни христианских общин, и мы увидим, что они перенасыщены спорами и дискуссиями относительно самых разнообразных вещей, касающихся этики, дисциплины, социального поведения: можно ли вкушать идоложертвенную пищу? Существует ли надобность в работе при скором пришествии Христа? Как правильно и чинно вести себя на богослужениях? Надо ли женщинам носить головные уборы во время службы? Сейчас многие из канонических вопросов, обсуждаемых в апостольских посланиях, кажутся нам простыми и банальными, но это лишь потому, что мы уже ознакомились с их решениями на основании восприятия более поздней церковной культуры. Тогда же для первых христиан многие вещи были в новинку.

Подобных вопросов было много – десятки, сотни, тысячи. И они реально занимали умы первохристиан. Пока на эти коллизии отвечали сами апостолы, обладая определенным авторитетом и соответствующим знанием, опытом ведения благочестивой жизни в иудейском обществе. Напомним, многие ученики Христа до принятия апостольства были благочестивыми учениками святого Иоанна Предтечи, а, к примеру, апостол Павел учился на «книжника», учителя закона, то есть они не понаслышке знали о благочестивой религиозной жизни. Но даже для святых апостолов существовало много дилемм, в частности, надо ли христианам соблюдать ветхозаветный закон и социально-обрядовые правила «галахи» («предания старцев», толкования закона)? Чего уж тут говорить о бывших язычниках, внезапно принявших Христа!

Итак, проблема того, как быть добрым христианином в каждой конкретной ситуации морального выбора или образа поведения, существовала уже с первых времен христианства. Продолжительное время святые апостолы и их ближайшие ученики наставляли, просвещали, советовали, осуществляли душепопечение над первыми христианскими общинами. Документальным следом этого духовного попечения стали очень древние и востребованные в общинах дисциплинарные сборники: «Апостольские правила», «Апостольские постановления», «Апостольское Предание», «Завещания апостолов» и прочие. После обретения апостолами мученических смертей эту учительную функцию взяли на себя сами христианские общины, которые провозглашали на Поместных и в дальнейшем Вселенских Соборах коллегиальные решения (канонические правила) по самым актуальным вопросам того времени.

Рождение канонов, предписаний, постановлений, инструкций, циркуляров не останавливается по сей день в каждой Поместной Церкви, потому что, как было сказано ранее, каноны – это плод благочестивого решения поступать по-христиански в каждом отдельном случае социальной, этической, культурной, богослужебной, дисциплинарной жизни.

В этом тексте мы не дадим вам, как к этому обычно привыкли современные потребители, «лайфхак» к каноническому праву, потому что каноны и церковные нормы суть живой организм, существующий за счет вовлеченности в церковное бытие силами благочестия каждого мотивированного христианина. Но все же один рецепт существует: чем больше воцерковляешься, тем больше встречаешься с церковными канонами, тем чаще их видишь, выходящими из тени светской культуры…

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.