Ultimate magazine theme for WordPress.

ДЛЯ БОГА НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИЧЕГО СЛОЖНОГО И НЕВОЗМОЖНОГО

0 48

…Он увидел себя в джунглях, держал на руках малое дитя. Ему нужно было бежать посреди джунглей, потому что за ним гнались дикие животные, чтобы съесть его. Чтобы спастись, нужно было бежать. Одновременно со всех сторон, с деревьев выползали змеи, которые старались ужалить его. Огромная борьба, чтобы тебя не лишили жизни животные и змеи со всех сторон! Потом он понял, что все они охотились за малышом, который был у него на руках. Но он не был отцом, у него не было детей. Это был монах. Он понимал, что они хотят съесть младенца. И вот он бежал и бежал, а вокруг – змеи, львы, леопарды. Он бежал по скалам, наступая на камни, перепрыгивая через реки. В какой-то момент, уже будучи в безысходности, он увидел перед собой огромного дракона, который раскрыл свою пасть, готовясь проглотить его. Он понял, что пришел конец. Тогда посреди этой трагической обстановки он закричал: «Пресвятая Богородица, помоги мне!»

Как только он позвал Богородицу, то услышал Ее голос…

_______________________________________________________________________

Митрополит Лимасольский Афанасий

Война против Церкви

Беседа 10.

Мы продолжаем толкование Откровения апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Вспомним предыдущую беседу. Мы говорили о семи печатях, которые были сняты, и семи ангелах, которые трубили. Первый ангел протрубил, и на землю пришли град, огонь и кровь. Второй ангел протрубил, и погибла одна треть живущих в морях. Третий ангел протрубил, и треть источников и рек стали горькими. Четвертый ангел протрубил, и была скрыта треть солнца, треть луны и треть звезд; день и ночь лишились света на одну треть. Потом явился парящий ангел, который сообщил о горе, пришедшем на живущих на земле от гласа трех остальных труб. Протрубил пятый ангел, и упала звезда с неба, открылся колодец, из которого вышла страшная саранча, начавшая вредить на земле. Шестой ангел протрубил, и освободил четырех ангелов, связанных при реке Евфрат.

Ангел у реки Евфрат. Французский манускрипт XIV в. Ангел у реки Евфрат. Французский манускрипт XIV в.

Теперь мы продолжаем, будем читать 10-ю главу. «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные» (Откр. 10: 1). Эти образы продолжает видеть по благодати Духа Святого апостол Иоанн. Является еще один ангел, окруженный облаком. Он спускается с неба. Над головой его – радуга, а ноги его – как огненные столпы.

«В руке у него была книжка раскрытая; и поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю» (Откр. 10: 2). Этот ангел, явившийся в столь удивительной и великолепной славе, держал в руках открытую книгу. Правую ногу он поставил в море, а левую – на землю.

Потом продолжает описывать ангела: «И воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими» (Откр. 10: 3). Мы говорили о том, что все это мы можем выразить на нашем обиходном языке, но растолковать – не можем. Это для нас небезопасно – начать говорить с уверенностью о значении образов, называть времена и обстоятельства. Тем не менее, некоторые определенные выводы из этих текстов мы можем сделать.

«И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, чтó говорили семь громов, и не пиши сего» (Откр.10: 4). Вы понимаете, что это были не обычные природные громы, а голоса, произносившие слова, очень громкие и сильные слова, похожие на раскаты грома? Когда апостол их услышал, то пошел записать. Но что произошло? Ему было сказано скрыть их, сохранить в тайне слова, произнесенные голосами, не записывать их. Бог не позволил ему записать эти слова. Причину мы не знаем. Несмотря на то, что апостол и евангелист Иоанн услышал эти слова, Бог не позволил ему сохранить их.

«И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу» (Откр. 10: 5). Величественное видение: огромный ангел, гигант, сверхъестественный, ангел Божий, одной ногой стоял на небе, а другой – на земле. Он поднял свою руку к небу. Что он сделал?

«И клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, чтó на нем, землю и все, чтó на ней, и море и все, чтó в нем, что времени уже не будет» (Откр. 10: 6). Этот ангел поднял руку к небу и стал клясться Живущим вечно, Бессмертным Богом, Который сотворил небо, землю, море и все, что в них, клясться, что времени уже не будет. Не осталось времени ждать, задержки не будет. Есть и иное толкование: больше не существует времени, мы теперь живем вне времени, вышли за временные границы. Привычное толкование – времени не осталось, то, что должно произойти, скоро произойдет. Клялся Живущим вечно и сотворившему все. Христом, Творцом всего.

В конце победит Христос

«Но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам» (Откр. 10: 7). Это одна из загадок: когда протрубит седьмой ангел, тогда совершится замысел Божий, который был открыт радостным благовестием Его рабам, пророкам. Может быть, речь шла о Рождестве Христовом? Возможно. Может быть, это говорится о Втором Пришествии Христовом? И это возможно. Во всяком случае то, о чем говорил Христос, станет явью до мельчайшей подробности. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24: 35). Исполнится все с абсолютной точностью.

Читая Откровение, мы всегда будем ощущать, что все происходящее, хотя и кажется страшным и ужасающим (так оно и есть), завершится. Позади всего этого и среди всего этого существует свет надежды на радостную весть, данную нам Богом, которая есть Пришествие Христа и вечное Его Царствие. В конце победит Христос. Зло не победит, диавол не победит, не возьмут в плен Бога неправда и грех. Бог – крепок и силен, Он – «Живущий во веки веков», сотворивший небо и землю, море и вся еже в них.

Для нас это важно, это основание нашей веры, терпения и жизни, в которой мы встречаем множество серьезных проблем и сложностей, искушений и скорбей. Это нас отсылает к Живому Богу. А Живой Бог никогда не может оказаться в непростом положении. Для Бога не существует ничего сложного и невозможного, неосуществимого. Абсолютно ничего. Бог не будет говорить: «Это – сложно, а это – легко» или «Это – легче, а это – сложнее». Для Бога этого не существует, а для нас – существует. Для Бога все просто, не существует безысходности. Безысходность – это человеческий удел. Сам Бог является выходом и спасением для человека, поэтому мы должны научиться прибегать к Богу. Все наши сложности и испытания, проблемы и скорби научимся предавать Богу. И когда будем видеть, что все рушится, потеряно, уносится ветром и разрушается грозой, тогда будем прибегать к Богу в молитве крепкой, во многой молитве, а Бог сделает Свое.

Думаю, что и у каждого из вас есть богатый опыт. Каждый из нас в сложные моменты жизни молился Богу, чтобы Господь пришел и открыл путь в той сложной ситуации, в которой мы находились, оставляли все в руках Божиих. И там, где казалось, что все потеряно и пришел конец, действовал Бог и снова все устраивал прекрасно и красиво.

Наша проблема заключается в том, что мы не молимся, а пробуем сами разрешить свои проблемы – своей логикой, своими доводами и аргументами, своими силами, своими перспективами, своим образом мыслей. Но если мы научимся предавать все в руки Божии и совершать пламенную молитву, огненную молитву, как выражался преподобный Ефрем Катунакский, то будем полностью доверяться Богу: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Тогда мы увидим, что Бог управит все гораздо лучше, чем мы. Логика нам может говорить: «Конечно, мы оставим все в руках Божиих, а мир-то рушится. Надо что-то постараться сделать, что-то успеть».

Делаем-делаем, а в итоге все превращаем в осколки и гвозди. Давайте поучимся уступать Богу место сделать то, что нам не под силу, поучимся доверять Богу Живому, Который управляет природой, Который есть Царь мира, Который любит всякого человека, грядущего в мир, Который есть Отец всех людей.

«С великой болью и любовью»

После того, как было сказано, что после возгласа седьмого ангела исполнится тайна Божия, таинственный замысел Божий, согласно с тем радостным известием, о котором было возвещено рабам Божиим, пророкам, в восьмом стихе апостол Иоанн Богослов говорит: «И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед» (Откр. 10: 8–9). Вкус в устах будет слаще меда, а во чреве книга будет горька на вкус. Почему? Мы не можем знать. Значение этих слов – тоже загадка. Почему книга была горькой? Зачем нужно было съедать книгу? Разве книги едят? Конечно, когда мы были малышами, то ели иногда и книги. Но съесть целую книгу… Думаю, что здесь речь не о том, что он съел книгу, а о том, что он воспринял благодать, получил извещение, дар от Бога. Извещение обо всем, что было написано в этой книге, которая оказалась сладкой в устах его, потому что дарования Божии сладки, а во чреве оказалась горькой, потому что часто дарования Божии приносят боль в души человеческие.

А. Дюрер. Ап. Иоанн Богослов съедает книгу по повелению ангела. Фрагмент гравюры. Кон. XV в. А. Дюрер. Ап. Иоанн Богослов съедает книгу по повелению ангела. Фрагмент гравюры. Кон. XV в.

Например, пророки были людьми боли, они много претерпевали. Почему? Потому что через дарование пророчества, которым они обладали, они видели народ, совершающий трагические ошибки, грешащий перед Богом, видели духовный закон, который начинал действовать в людях, наказание, которое приходило к ним за их неразумие. Они предупреждали людей, старались их оградить и остановить, чтобы не совершали ошибок, и претерпевали, видя, что их никто не слушает. Потом приходили невзгоды в мир, пророки оставались среди людей и претерпевали вместе с народом Божиим тяжкие последствия. Дарование и сладко, потому что оно от Бога, и горько, потому что ты сострадаешь, мучаешься, болеешь, переживаешь любовь и боль вместе с людьми.

Один подвижник из Патерика принял от Бога дарование видеть сердца и помыслы человеческие. А потом пошел и стал со слезами просить Бога день и ночь: «Забери у меня это дарование! Я не хочу видеть то, что позади видимого». Кто вынесет все это видеть! Слышать – и то не выдерживаем, а вот проживать, видеть… Обладающие этим дарованием испытывают сильную боль. Помните, старец Паисий часто говорил такую фразу: «С великой болью и любовью». Он обладал огромной любовью к миру, но переживал и сильную боль за этот мир. Он имел такое дарование, что видел сердце человека, который сам не знал так свое сердце. Старец очень мучился, когда видел людей грешащих, далеких от Бога, страдал. Человек мог развлекаться, полагать, что он делает нечто доброе, а старец видел его состояние, болел о нем, старался помочь ему изменить образ жизни, исправиться. Видел душу, насколько она удалилась в неправду и не понимала этого. Много боли и любви было в его сердце о мире. И эта боль вела его к горячей молитве, огненной, о всем мире. Его жизнь после того, как он принял этот дар (он не обладал им с самого начала, примерно последние 25–30 лет), наполнилась огромной любовью и состраданием к человеку, к каждому, приходящему в его каливу. Но это было мучение, мучение от сострадания всему миру. Он был настоящим столпом, держащим вселенную в своих руках. Но для этого надо быть гигантом духа, каким был отец Паисий. Мы с вами – не такие. Он имел дарование, сладкое в устах, но горькое во чреве. Это мое личное толкование, может быть, так, а может, и не так.

Все происходит под присмотром Божиим

«И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих» (Откр. 10: 11). Надлежит продолжать этот крестный труд – пророчествовать всем людям.

«И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» (Откр. 11: 1–2). Апостолу дали трость, напоминавшую жезл, чтобы измерять им в качестве линейки. Сказали ему измерить храм и жертвенник. Он увидел храм Божий. Вероятно, он был подобен храму Соломонову. А внешний двор велели не измерять, потому что он был отдан идолослужителям, которые потом будут попирать святой город сорок два месяца. Сколько это лет? Три с половиной года. Этот промежуток времени мы будем часто встречать потом. Три с половиной – это половина от семи. Здесь мы встречаем пророчество об Иерусалиме: он будет отдан язычникам, определенный промежуток времени будет в попрании. Может быть, здесь говорится о том времени, когда евреи вернулись и забрали его обратно? Не знаем. Возможно.

Просьба измерить храм показывает нам: все, что происходит, – под присмотром Божиим. Ничего не происходит бесконтрольно. Абсолютно ничего. Самая маленькая деталь – под контролем, нет ничего случайного, ничего такого, что никем не управляется. Все – под контролем и присмотром Божиим. Даже то, что будет происходить.

Сказав это, продолжает: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище» (Откр. 11: 3). Тысяча двести шестьдесят дней – это сорок два месяца, это три с половиной года. В те дни, когда будет попираем язычниками святой город, двое свидетелей Божиих будут пророчествовать все эти дни, одетые в траурную одежду, будут призывать народ к покаянию. Кто эти двое? По преданию Церкви, это пророк Енох и пророк Илия.

«Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли» (Откр. 11: 4). Загадочно говорит, что эти пророки, – деревья масличные плодовитые и два светильника, которые непрестанно горят пред Господом земли.

«И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту» (Откр. 11: 5). Если кто-то захочет причинить им вред, того попалит огонь, исходящий из их уст. Надлежит быть убитым тому, кто захочет их обидеть. Конечно, пусть нам не приходит на ум, что эти пророки станут сжигать мир огнем своих уст. Огонь, выходящий из их уст, – это истина и сила Христа, Евангелия. Ничто не сможет устоять перед истиной Евангелия и перед истиной проповеди этих людей Божиих. Абсолютно никто и ничто. Слово будет обладать такой силой, что оно будет подобно огню всепожигающему. Никто не сможет воспрепятствовать им. Все препятствия, возникающие перед ними, исчезнут. Будет возникать множество препятствий и противодействий, большое сопротивление, но все они отступят.

Пророки Енох и Илия. Фрагмент иконы XVII в. Пророки Енох и Илия. Фрагмент иконы XVII в.

«Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами – превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят» (Откр. 11: 6). В те дни, когда Иерусалим будет попираем язычниками, эти два пророка станут пророчествовать. Они будут обладать силой от Бога доносить слово Божие. Будут иметь власть закрыть небо, чтобы не шел дождь, превращать воды в кровь. Смогут силой Божией совершать разные деяния. Дерзнем сказать немного о том, что кажется очевидным. Повторюсь, что все это может быть ошибочным. Я не знаю, истинно ли то, что я вам говорю. Но приходит на ум одно умозаключение. Иерусалим был попираем язычниками. Потом, после трех веков гонений, наступил расцвет Церкви. Затем прекращают попирать Иерусалим, туда возвращаются евреи. После их возвращения начинается новая эпоха.

«И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их» (Откр. 11: 7). Сила, дерзновение, состояние, которое характеризовало этих пророков, стало видимым образом подавляться. Людям будет казаться, что они побеждены. Зверь, выходящий из бездны (мы его дальше будем часто встречать), – сатана, обладающий силой сатаны, антихрист, сражается и убивает их.

«И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» (Откр. 11: 8). Их трупы будут оставлены на площади великого града, который аллегорически называется Содом и Египет, где распялся Господь наш. Это град Иерусалим.

Символичные цифры

«И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы» (Откр. 11: 9). Снова встречаем число три с половиной: три с половиной года, три с половиной дня, 42 месяца.

Трупы останутся на площади три с половиной дня. Возможно ли, чтобы оставили на три дня трупы на дороге, чтобы люди смотрели на них? Это символично? Это говорит нам о том, что эта смерть, это разрушение, это смирение пророков будут до времени и продлятся определенный промежуток времени? Людям будет казаться: «Смотрите, их убили, мы их потеряли, но это только временно»? Не знаем.

«И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле» (Откр. 11: 10). Жители земли обрадуются, что убили пророков. Будут веселиться, посылать друг другу подарки, говорить: «Наконец-то убили этих пророков, теперь спокойно можно жить. Ведь эти пророки мучили нас, тяжело было с ними, они причиняли нам страдания. Хорошо сделали, что убили их». К людям придет радость, они начнут обмениваться подарками, а трупы будут оставаться на площади три с половиной дня.

Однако, о чем говорится далее, в 11-ом стихе? «Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них» (Откр. 11: 11). Снова повторюсь, что не надо думать, что все будет происходить в точности по написанному. Это символы, загадки, они нам сообщают об иных обстоятельствах. Конечно, возможно, что именно так все и будет происходить. Для Бога это не сложно. Но, возможно, что это аллегория, и все будет происходить иначе. Загадка.

«И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному» (Откр. 11: 12–13). В тот день произошло сильное землетрясение, разрушилась десятая часть города, погибло 7 тысяч человек. Снова число 7. Остальные объяты страхом, очень сильно перепугались и прославили Бога Небесного.

М. Мериан. Взятие Илии и Еноха на небо. Гравюра XVII в. М. Мериан. Взятие Илии и Еноха на небо. Гравюра XVII в.

«Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе» (Откр. 11: 14). Посмотрим и его? Вам интересно. Кто-нибудь скажет: «К счастью, мы уже состарились, скорее всего не увидим, как все это будет происходить».

«Царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его»

«И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу» (Откр. 11: 15–16). Как только раздался этот голос, говоривший, что царствие мира сего принадлежит Господу и Христу Его, Который будет царствовать во веки, двадцать четыре старца, которые были пред Престолом Божиим и сидели на своих престолах, упали на свои лица, поклонились Богу и сказали: «Благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился» (Откр. 11: 17). Снова здесь упоминание о Троичности Бога – «еси и был и грядешь», Отец, Сын и Святой Дух. Он принял великую силу и воцарился.

«И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю» (Откр. 11: 18). Когда завершилось время попрания Иерусалима, убивают пророков. Трупы их остаются на дороге три с половиной дня, Бог их воскрешает. Люди перепуганы, произошло землетрясение, погибло множество людей. Проходит второе горе – приближается третье. Трубит седьмой ангел, прославляется Бог. Пресвитеры говорят, что пришло время царствовать Богу и воздать воздаяние пророкам, святым, всем тем, кто любит и боится имени Его.

«И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голосá, и громы и землетрясение и великий град» (Откр. 11: 19). Эти образы ведут нас сквозь грядущие события, но остаются таинственными. Остается в тайне то, как мы можем их истолковать.

Перейдем к следующему отрывку, который легко растолковать.

Невидимая брань

«И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12: 1). После того, как открылся храм на небе, явилась жена, которая была одета в солнце, под ногами ее была луна, а на главе – 12 звезд. Святые отцы толкуют двояко: что эта жена – Пресвятая Богородица, Которая силой Божией родила Христа, или же, что это Церковь, которая облечена в солнце – во Христа, в благодать Нового Завета. Луна – это Ветхий Завет, освещаемая извне – от света Нового Завета. На главе ее 12 звезд – святые апостолы, утверждающие Церковь. Сейчас является эта жена, одетая в солнце, стоящая на луне, а на главе ее – венец из 12 звезд.

«Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откр. 12: 2). Она была готова родить. Нам напоминает это человечество, которое страдало, болело и мучилось, пока не настало Рождество Христово.

«И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим» (Откр. 12: 3). Страшный дракон, ярко-красный от ярости и злобы своей, пышущий злобой. У него семь голов и десять рогов. На семи главах – диадимы.

«Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пастú все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» (Откр. 12: 4–5). Здесь видим пророчество о Христе. Она родила Христа, Который будет пасти все народы жезлом железным. Дитя ее было восхищено к Богу и приведено к Престолу Божию. Дракон, поджидавший, когда Он родится, не съел Его.

«А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» (Откр. 12: 6). Видите, какая невидимая брань существует! Диавол с самого начала желает уничтожить Самого Христа: и как живое существо, и Его учение – и он ведет брань против Церкви. Конечно, он не мог ничего сделать Христу, потому что Христос – Бог, вознесенный одесную Отца. Жена убежала в пустыню. Церковь убегает в пустыню от мирской действительности. Но можно сказать, что и пустыня с монашеским житием во все века свидетельствует об истинности Церкви, особенно после гонений. Конечно, Церковь не ограничивается местом, но множество святых людей, жизнь которых убеждает в истинности Церкви, были чадами пустыни. Имеется в виду монашеский чин аскетов, уходивших из мира. Здесь важно понимать, насколько нам необходимо быть разумными, понимать ту брань, которая ведется против Церкви.

Имей надежду и упование на Богородицу

До 40 лет я, когда был монахом (сначала простым членом Церкви, потом монахом, иеромонахом, игуменом), знал из опыта, как диавол борется с человеком, как он ведет брань внутри семьи, в личной жизни, в монастыре.

Когда я стал епископом, то увидел, как борется диавол с Церковью. Это, действительно, невероятно, вы даже не можете себе представить! Когда у меня не было этого опыта, то я не понимал, что за страшная война ведется против Церкви. Невероятно! Поразительно, как Церкви приходится пробираться через эти ловушки, шествовать среди волнений, которые и от нас самих происходят, когда мы совершаем ошибки. Я не говорю, что виноваты только те, кто борется с нами. Мы сами участвуем в этой войне своими ошибками и слабостями. Все это поражает Церковь. Но, несмотря на это, Церковь живет и продолжается, не побеждается сильнейшими волнами и трясками, подобно лодке среди бушующего моря. Пока мы в этой лодке, жизнь идет.

Икона «Церковь – корабль спасения» Икона «Церковь – корабль спасения»

Расскажу еще один случай, о котором я узнал от одного великого святого нашего времени, чтобы вы представляли, как они воспринимали эти видения. Однажды он находился в своей комнате, в городе, где жил. Молился, погруженный в сложности сложившейся ситуации, ощущая свои малые человеческие силы, боролся с помыслами: «Неужели мне нужно делать все это? Кто я такой? Кто меня поставил заниматься этим? Что будет?» Ситуация была действительно на грани. И молясь, он был восхищен Духом Святым, как Иоанн Богослов.

Он увидел себя в джунглях, держал на руках малое дитя. Ему нужно было бежать посреди джунглей, потому что за ним гнались дикие животные, чтобы съесть его. Чтобы спастись, нужно было бежать. Одновременно со всех сторон, с деревьев выползали змеи, которые старались ужалить его. Огромная борьба, чтобы тебя не лишили жизни животные и змеи со всех сторон! Потом он понял, что все они охотились за малышом, который был у него на руках. Но он не был отцом, у него не было детей. Это был монах. Он понимал, что они хотят съесть младенца. И вот он бежал и бежал, а вокруг – змеи, львы, леопарды. Он бежал по скалам, наступая на камни, перепрыгивая через реки. В какой-то момент, уже будучи в безысходности, он увидел перед собой огромного дракона, который раскрыл свою пасть, готовясь проглотить его. Он понял, что пришел конец. Тогда посреди этой трагической обстановки он закричал: «Пресвятая Богородица, помоги мне!»

Как только он позвал Богородицу, то услышал Ее голос: «Михаил». Потом монах увидел Архангела Михаила, который своим мечом сокрушил дракона, и геронда после этого очнулся.

Он был весь истощен. Думал о значении этого видения, об этой погоне, о младенце. Стал молиться Богу горячо, со слезами, чтобы Он объяснил ему значение увиденного. В молитве он принял извещение от Бога: «То, что ты видел, все это предстоит тебе пережить. Дитя – это твоя душа. А вся эта борьба – чтобы погубить твою душу. Но имей надежду и упование на Богородицу. Она поможет тебе преодолеть эти испытания».

Геронда особенно почитал Богородицу, всех человеков Заступницу, и Архангела Михаила, в храме которого он служил. Архангел Михаил был его заступником.

Этот опыт был не только у апостола Иоанна Богослова две тысячи лет назад, но и наш современник тоже имел подобное видение. Диавол ищет, чтобы погубить нашу душу: дергает нас туда-сюда, открывает нам двери, заваливает работой. Все, что ни делаем, он пускает на ветер: идем печатать страницу – тысячу раз выйдет с ошибкой, строим дом – сотни ошибок, будет протекать крыша – может и на нас упасть. Идем что-то делать, от самого простого до сложнейшего, везде его встречаем. Будем же ему противостоять. Как мы в детстве играли – бегали и толкали друг друга, так и он нас толкает, куда ни пойдем. Он нас толкает, мы его толкаем. Иногда приходит Христос и отбрасывает его в другой угол, и мы успеваем сделать свое дело.

Имейте мир. «Бóльший с нами, а не с миром». Бóльший – Христос, Который – с нами, а диавол – с миром.

Перевела с греческого Мария Орехова

Сайт omilies.net 2010 г.

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.