НАСТУПЯТ СВЕТЛЫЕ ДНИ
Подвижники благочестия
Советы и утешения от святых отцов в моменты скорбей.
Преподобный Нил Синайский:
В скорбях благодари, и облегчится греховное иго.
Преподобный Исаак Сирин:
Невозможно приблизиться к Богу без скорби; без нее и праведность человеческая не сохраняется неизменною.
*
Блаженны те, которые ради любви к Богу препоясали, для моря скорбей, чресла свои простотою и непытливым нравом и не обращают тыла. Они скоро спасаются в пристань царствия, упокоеваются в селениях добре потрудившихся, утешаются от злострадания своего и преисполняются веселием своего упования. С надеждою вступающие на путь стропотный (трудный, жесткий) – не возвращаются назад и не останавливаются, чтобы входить в исследование о сем. Но, когда переплывут море, тогда, взирая на стропотность пути, приносят благодарение Богу, что избавил их от теснот, стремнин и от такой негладкости в пути, тогда как они и не знали сего.
*
Малая скорбь ради Бога лучше великого дела, совершаемого без скорби, потому что добровольная скорбь дает доказательство веры любовью, а дело покоя бывает следствием пресыщения сознания. Поэтому святые, из любви Христовой, показали себя благоискусными в скорбях, а не в покое, потому что совершаемое без труда есть правда людей мирских.
Преподобный Ефрем Сирин:
Не слышишь разве, что говорит Господь нам: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16: 33). И еще сказал Он: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21: 19). А если по изнеженности и лености своей желаешь ты избежать скорбей века сего и терпения, вожделеешь же плотского удовольствия, то для чего в изнеженности своей о прекрасном и добром иге Христовом отзываешься худо, будто бы оно мучительно, тяжело и неудобоносимо?
Не думай, возлюбленный, что ты один больше всякого терпишь скорбей: «Всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль» (Ис. 1: 5). Как живущему на земле невозможно избегнуть ее воздуха, так человеку, живущему в мире сем, нельзя не быть искушаемым скорбями и болезнями.
Святитель Иоанн Златоуст:
Никогда не будем унывать в скорбях и, увлекаясь своими помыслами, не будем предаваться отчаянию; но, имея большое терпение, будем питаться надеждой, зная благое о нас Промышление Господа, Который не потому попускает нам испытывать скорби, что оставляет нас, но потому, что желает за подвиги увенчать нас светлым венцом. Так достигли славы все святые. Поэтому и апостолы говорили: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22).
*
Немаловажное дело – переносить скорбь с благодарностью.
*
Знать, когда должны кончиться наши скорби, принадлежит Богу, Который их попускает, а переносить эти скорби со всею благодарностью – есть дело уже нашей благопризнательности. Если будет так, то все будет у нас хорошо.
А что скорбь – благо, послушай Давида, который говорит: «Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим» (Пс. 118: 71). Если же скорбь есть великое благо для мужей великих и чудных, то тем более для нас.
Святитель Григорий Богослов:
Не очень сокрушайся в скорбях. Ибо чем менее сокрушаешься, тем легче становится скорбь.
Святитель Василий Великий:
Умоляю вас не унывать в скорбях, но обновляться любовью к Богу и день ото дня возрастать в ревности, зная, что в вас должен сохраниться остаток благочестия, какой Господь, придя, найдет на земле.
Святитель Димитрий Ростовский:
О дивные судьбы Божии! О неизреченный Промысл! Противное, жестокое и скорбное служит рабам Его в помощь, пользу и веселье! Итак, не изнемогай, раб Христов, печалью, когда с тобой случится что-либо противное, ибо скорбь твоя превратится в радость, сопротивное – в помощь и горесть – в сладость.
Не всегда только за грехи попускаются скорби, печали и злоключения, но иногда Человеколюбивый Бог, любя Своего раба, нарочно повергает его в многоразличные бедствия, как руду золотую в огонь, чтобы искусить его, как злато в горниле, и сделать его достойным Себя.
Святитель Феофан Затворник:
Вы уткнули свое внимание все на горестную сторону дела и не узреваете Божией в том о вас попечительности?! А она действительно есть… Не осязаете ее?! Она такова и есть. Не осязаема в настоящем, а узреваема после. Воскресите же веру, и, как река, польются оттуда утешения.
*
Много у вас скорбного. Жалею, что так есть. Но помочь этому нечем, кроме терпения с упованием на милость Божию. Все от Бога: и приятное, и неприятное. Благодарить же за все надо. Ибо и неприятное посылается во благо: для очищения, для смирения, для укрепления доброго нрава и упования на Бога. Роптать же не надо. Перетерпите это время, наступят светлые дни. Благодушествуйте.
*
Прискорбности вас не оставляют. Даром разве это Бог устрояет? Чего ради? Того ради, что любит вас… Любит и чистит, чтобы были чисты и горели, как алмаз на солнце. И путь в Царствие вам углаждает, ибо колесница, на коей туда достигают, есть терпение. А терпеть как, когда нет прискорбностей? Вот они и посылаются.
Извольте держать в мысли, когда находят скорби, что это вам Господь дорогу в Царствие Свое пролагает или даже более – берет за руку и ведет. Потому не упирайте ногами и не кричите, а благодушно и с благодарностью переносите скорби.
*
Для испытания скорби посылаются праведным, а нам – скорее в наказание и в призывание к покаянию.
Преподобный Анатолий Оптинский:
Не унывай. Близ Господь! Вижу над тобою тучу скорбей, но жизнь наша не вечная. И скорбное, и радостное – все минует, а правда Божия пребывает во веки. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). Чем больше скорбей, тем больше утешений: «По множеству болезней моих, утешения Твоя возвеселиша душу мою» (Пс. 93: 19).
Преподобный Макарий Оптинский:
Встретишь и скорби, но оные неминуемы на пути спасения, а врачевание противу оных в смирении.
*
Мы не знаем, для какой цели Господь посылает нам скорби, но, конечно, главные из них три, из коих одна, а может быть, и все нередко бывают причиною того, что Он биет нас отеческим Своим жезлом. Я полагаю: или к наказанию за прежние наши прегрешения, ибо, по слову святого апостола, «наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11: 32), или к испытанию нашей веры и надежды на Господа, или, наконец, да не без скорбей бывше впадем в другие какие-либо грехи. Да и кроме того, скорбный путь есть путь в Царствие Небесное.
Бог о тебе промышляет, когда посылает скорби и печали и хочет тебя оными обучить и упремудрить в духовном разуме. Без скорби ни смириться, ни в духовный разум прийти не можем; и будь твердо уверена, что, кроме попущения Божия, никакая скорбь приключиться нам не может, хотя по-видимому и кажется, что люди причиною нам оных бывают, но они суть только орудия, коими Бог действует в деле нашего спасения.
*
Наш путь такой, что хотим или не хотим, а скорбь должна быть, попущением Божиим, к искусу нашему обучению терпения.
*
Ты ропщешь, но тем самым увеличиваешь свои скорби, а когда ты подклонишь смиренно выю свою под руку Божию и будешь себя винить, кроме всех других вин, за нетерпение и ропот, то получишь облегчение и утешение в скорбях твоих.
*
Благодать Божия знает, сколько надобно сосуду словесному в пещи искушаться огнем скорбей, да благопотребен будет к употреблению. Да будет воля Его на нас!
Подготовила Александра Калиновская
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм