ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЧУДО ИЗ ВСЕХ ЧУДЕС
Преподобный Иустин (Попович)
Бог был предан людьми на смерть. Но Своим Воскресением Он привел людей к бессмертию. В ответ на их заушения Он предлагает Свои объятия, на их обиды – благословения, на смертный приговор – бессмертие. Никогда еще люди не проявляли такой вражды к Богу, как тогда, когда они предали Его на распятие. Никогда еще Бог не проявлял такой любви к людям, как при Своем Воскресении.
Люди желали сделать Бога смертным, но Бог Своим Воскресением пожелал сделать людей бессмертными. Распятый Бог воскрес, и смерть побеждена, ее больше не существует. Через Воскресение Богочеловека человеческая природа была поставлена на путь бессмертия. До Воскресения Христова смерть была чем-то страшным для человека, но после него человек сделался страшным для смерти. И если человек живет верой в Воскресшего Господа, он возвышается над смертью, становится для нее неуязвимым. Отныне смерть попирается: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (1 Кор. 15: 55). Поэтому когда человек, верующий во Христа, испускает последний вздох, он сбрасывает только телесную оболочку, дабы вновь облечься в нее в день Второго Пришествия Христова.
До Воскресения Богочеловека смерть была для человека чем-то естественным, была второй природой человека после жизни. Но с Воскресением все изменилось: второй природой человека стало бессмертие. Именно оно уже стало естественным для человека, тогда как земная смерть стала для него неестественной. Теперь быть бессмертными для нас – это естественно. Из-за греха человек был смертным и ограниченным. Благодаря Воскресению Богочеловека он стал бессмертным и вечным. Именно в этом заключается неограниченная сила и пантократия Воскресения Христова. Более того, без Воскресения Христова вообще не было бы христианства.
Воскресение Господне – величайшее чудо из всех чудес. Все остальные чудеса рождаются из Воскресения. Из него возникают вера, любовь, надежда, молитва и благочестие. Бежавшие от Христа ученики вернулись к Нему, когда Он воскрес. Римский сотник, увидев, что Христос воскрес из гроба, исповедал Его Сыном Божиим. Именно так все первые христиане стали христианами – потому что Христос воскрес, потому что Он победил смерть. Это то, чего нет ни в одной другой религии мира. Именно Воскресение возвышает Христа над всеми другими людьми и над всеми другими богами. Именно Воскресение единственным и неоспоримым образом показывает и доказывает, что Христос есть единственный истинный Бог и Господь всех видимых и невидимых миров. Именно благодатью Воскресения Христова, благодатью Его победы над смертью люди становились, становятся и будут становиться христианами.
Вся христианская история есть не что иное, как история одного-единственного чуда – чуда Воскресения Христова, которое пребывает в сердцах многих поколений христиан изо дня в день, из года в год, из века в век и будет пребывать вплоть до Второго Пришествия Христова. Человек по-настоящему рождается не тогда, когда мать приводит его в этот мир, но тогда, когда он начинает веровать в Воскресшего Спасителя. Ибо именно тогда он и рождается в бессмертие и жизнь вечную. Именно своей верой в Воскресение Христово человек рождается заново, рождается в вечность. Скептик бы ответил, что это невозможно. Но Воскресший Богочеловек отвечает: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9: 23). Истинно же верует тот, кто всем своим сердцем, всей своей душой и всем своим существом живет по Евангелию Воскресшего Господа Иисуса Христа.
Наша вера в Воскресшего Господа – это победа над смертью. «Жало же смерти – грех» (1 Кор. 15: 56). Своим Воскресением Господь устранил жало смерти. Смерть – это змея, а грех – жало. Через грех смерть впрыскивает свой яд в души и тела людей. Чем больше грехов у человека, тем сильнее это жало, которым смерть впрыскивает в него свой яд. Когда оса жалит человека, тот делает все, чтобы извлечь жало из своего тела. Но когда его ужалит смерть, что ему делать? Тогда он должен с верой и молитвой призвать Воскресшего Спасителя, чтобы Он отнял от его души это жало. И Бог сделает это, ибо Он есть Бог милосердия, сострадания и любви.
Когда множество жалящих насекомых нападают на человека и ранят его своими укусами, человек отравляется и может умереть. То же самое происходит, когда человек ранится многочисленными жалами различных грехов. Кто не воскреснет от греха, тот станет жертвой смерти. Но если человек через Христа побеждает в себе грех, он побеждает и смерть. Если прошел очередной день, но вы не победили хотя бы толику греховного в себе, поймите, что вы стали еще ближе к смерти. Если же вы преодолели сегодня что-то греховное в себе, вы немного приблизились к новому человеку внутри вашего существа, которому свойственны бессмертие и вечность.
Никогда не будем забывать, что вера во Христа означает, что человек должен непрестанно бороться с грехом и злом внутри себя, со своим ветхим человеком. Если человек истинно верит в Воскресшего Господа, он показывает это борьбой со своими страстями и грехом. Если он действительно борется таким образом, он должен знать, что он борется за бессмертие и за вечную жизнь. Если же он не борется, то его вера напрасна. Ибо если вера человека не есть борьба за бессмертие и вечность, то что же это тогда? Если верой во Христа человек не достигает бессмертия и победы над смертью, то для чего тогда эта вера? Если Христос не воскрес, это значит, что грех и смерть не побеждены. И если они не побеждены, то для чего тогда кому-то верить во Христа? Однако благодаря вере в Воскресение Христово человек может бороться со своими грехами.
Любой грех глубоко ранит человека, приближает его к смерти и превращает его в нечто тленное и ограниченное. Чем больше грехов у человека, тем более он приближается к смерти. И если человек не чувствует себя бессмертным, то очевидно, что он весь погряз в грехах, в приземленных мыслях и в мертвых чувствах. Христианство предполагает борьбу с грехом до последнего вздоха, то есть до окончательной победы над смертью. Всякий грех есть отпадение от Бога, всякая страсть – предательство Его, всякий злой поступок – поражение человека.
Апостол Павел говорит нам: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе» (1 Кор. 15: 42). Как посеянное семя растворяется в земле, так и тело человека превратится в прах, но Дух Святой даст ему жизнь. Если бы Господь не воскрес в Своем теле, Он бы не спас всего человека. Для чего Он принял человеческое тело, если не для того, чтобы разделить с ним Свою Божественную природу? Если Христос не воскрес, зачем тогда кому-то верить в Него? Признаюсь честно, что я никогда бы не поверил во Христа, если бы Он не воскрес, если бы Он не победил смерть. Но Христос воистину воскрес и даровал нам бессмертие. Без этой величайшей истины наш мир представляет собой не что иное, как хаотичное всеобщее бахвальство одиозными глупостями.
Своим всехвальным Воскресением наш дивный Господь освобождает нас от отчаяния и бессмысленности. Ибо без Воскресения не существует ничего более бессмысленного, чем нынешний мир. И нет большего отчаяния, чем эта жизнь без бессмертия. По этой причине во всем мире нет более несчастного существа, чем человек, который не верит в Воскресение Христово и воскресение мертвых: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15: 19). В земном мире смерть – это величайшее мучение и жесточайшая вещь. Свобода от этих мучений и есть спасение. Такое спасение роду человеческому дал Победитель смерти, Воскресший Богочеловек. Своим Воскресением Он открыл нам тайну нашего спасения, что означает бессмертие и вечную жизнь для тела и души. Но как нам достичь этого? Только через Воскресшего Христа.
Для нас, христиан, жизнь на этой земле – это школа, в которой мы учимся стяжанию бессмертия и жизни вечной. Но для того, чтобы человек воскрес со Христом, он должен сначала умереть с Ним и прожить Его жизнь как свою собственную. И тогда в день всеобщего воскресения он сможет сказать вместе со святителем Григорием Богословом: «Со Христом я был распят, сегодня с Ним прославился. Вчера я с Ним умер, сегодня мне дарована жизнь вместе с Ним. Вчера со Христом я был погребен, а ныне вместе с Ним воскрес». Мы можем резюмировать четыре Евангелия в нескольких словах: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» В каждом из этих слов можно услышать благовествование Христово. И когда чувства человека вместе со всеми его помыслами сосредотачиваются на велегласном пасхальном приветствии: «Христос воскрес!», тогда он чувствует, что всем движет радость бессмертия и все вокруг возвещает о пасхальном чуде: «Воистину воскрес!»
Да, Христос воистину воскрес! И свидетели тому – вы и я, и каждый христианин, начиная со святых апостолов и заканчивая христианами последних времен. Только Воскресший Спаситель может дать, постоянно дает сейчас и в будущем будет давать христианам силу побеждать все смертное, все греховное и все бесовское. Ибо Своим Воскресением Господь самым убедительным образом показал и доказал, что Его жизнь есть жизнь вечная, что Его любовь – вечная любовь, что Его добро – вечное добро, что Его истина – вечная истина, что Его радость – вечная радость. Он также показал и доказал, что все это Он всегда дает в Своей преизобильной любви каждому христианину.
Не существует ни одного события не только в четырех Евангелиях, но и во всей истории человечества, в котором было бы дано большее свидетельство о Боге, столь убедительное, столь безупречное и столь неоспоримое, чем Воскресение Христово. Без сомнения, христианство во всей своей исторической реальности и силе утвердилось на факте Воскресения Христова, то есть на Ипостаси Сына Божия. И об этом свидетельствует долгая, наполненная чудесами история христианства. В самом деле, если бы существовал один лишь факт, с помощью которого можно было бы обобщить все события в жизни Христа и апостолов, то этим событием было бы Воскресение Христово. Более того, если бы существовала особая реальность, которая суммировала бы все реальности Нового Завета, то ею было бы Воскресение Христово. И, наконец, если в Евангелии есть одно чудо, которое суммировало бы все чудеса, о которых сообщается в Новом Завете, то этим чудом является Воскресение. Ибо только в свете Воскресения чудесным образом открывается личность Спасителя и Его миссия. Только в свете Воскресения полностью объясняются все Его чудеса, все Его слова и все события Нового Завета.
До момента Своего Воскресения Господь учил о вечной жизни. Но в Воскресении Он показывает нам, что Он Сам есть жизнь вечная: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). До момента Своего Воскресения Он говорил о воскресении из мертвых. Но в Своем Воскресении Он показал, что Он Сам есть воскресение мертвых. Вплоть до момента Своего Воскресения Он учил, что вера в Него переносит человека от смерти к жизни: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5: 24). Но в Своем Воскресении Он показал, что смерть побеждена, открыв для верующих путь к их собственному воскресению.
Воистину, Спаситель Своим Воскресением показал, что Он есть единственный истинный Бог во всей вселенной, единственный Богочеловек во всем человечестве. Без Воскресения Богочеловека невозможно было бы объяснить ни свидетельство апостолов, ни мученичество мучеников, ни исповедание исповедников, ни святость святых, ни подвиг подвижников, ни чудеса чудотворцев, ни веру верующих, ни любовь любящих, ни надежду уповающих, ни молитву молящихся, ни покаяние кающихся, ни милость милосердных, ни какую-либо другую христианскую добродетель или поступок. Если бы Господь не воскрес, если бы не наполнил Своих учеников живительной силой и удивительной мудростью, то что могло бы объединить этих трусливых беглецов, которые так мужественно и бесстрашно проповедовали впоследствии? Неужели что-то иное, как не Воскресение Христово, могло сподвигнуть их исповедовать Христа Воскресшего и с такой радостью идти за Него даже на смерть? И если бы Воскресший Спаситель не наполнил их Своей Божественной силой, разве могли бы эти простые, неученые и бедные мужи зажечь в мире сем неугасимый огонь новозаветной веры?
Христианская вера есть вера в Воскресение Христово, вера в вечно Живого и Животворящего Господа. И только она может вдохновить мучеников на мученический подвиг, исповедников – на исповедничество, подвижников – на аскетизм, бессребреников – на нищету, постников – на подвиг воздержания и всех христиан – на их личный христианский подвиг. Таким образом, все это возможно для меня и для каждого из нас именно через Воскресение Христово. Дивный и Сладчайший Господь наш Иисус Христос, Воскресший Богочеловек, есть единственное Существо во вселенной, в Котором человек здесь, на земле, может победить смерть, грех и диавола и прийти к блаженству и бессмертию, став причастником вечного Царства Христовой любви. Воскресший Христос есть все то, что прекрасно, добро, истинно, драгоценно, гармонично, священно, мудро и вечно. Он есть наша Любовь, наша Истина, наша Радость, наша вечная Жизнь в священной вечности и бесконечности.
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Johnsanidopoulos.com
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм