Ultimate magazine theme for WordPress.

ВСТРЕЧА С БОГОМ, КОТОРЫЙ ЖДЕТ КАЖДОГО

0 125

Проповедь иеромонаха Афанасия (Дерюгина) на Сретение Господа нашего Иисуса Христа и день 30-летия возобновления богослужений в монастыре

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Евангельское событие, которое мы сегодня вспоминаем, а если точнее сказать, то не просто вспоминаем, а духовно приобщаемся к этому событию, возвращаемся в те времена, когда Христос жил на земле, это событие, его центральная часть, заключается в том, что праведный старец Симеон встретился с Христом Спасителем, воплотившимся Богом.

Симеон пришел в храм, увидел на руках Девы Марии Младенца и сразу понял, что это Он, Тот Самый Мессия, Тот Самый Христос, Которого он столько лет ждал, ради встречи с Которым он жил. И взяв Его на руки, Симеон произнес, исповедал перед Богом, что больше нет ему необходимости жить на этой земле – самая главная встреча, которую он ждал, совершилась. Но ведь в то же самое время в Иерусалимском храме был не один старец Симеон. В храм приходило множество людей, которые приносили жертвы, молились, но они не встретились со Христом. Вернее, телесными очами они, наверное, увидели некоего младенца на руках некоей молодой женщины, но не более того. Для праведного Симеона эта встреча была событием всей жизни, именно этого он ждал так долго, а для остальных присутствовавших в храме в тот день эта встреча не означала ничего, да по сути она и не произошла для них. Встретиться с Богом – не значит просто пересечься с Ним, как мы, люди, пересекаемся с кем-то по жизни, это значит увидеть и узнать Его, понять, что перед нами воплотившийся Господь.

То же самое бывает и в жизни каждого из нас. Человек может смотреть на свою жизнь и видеть в ней только череду каких-то случайностей, а может, смотря на свою жизнь, которая внешне особенно ничем не отличается, видеть в ней череду действий Промысла Божия, видеть, как Господь действовал и действует в каждый момент его жизни. Как праведный Симеон узнал в этом младенце Христа, а остальные не узнали, так и каждый из нас может увидеть в своей жизни Бога, а может и не увидеть. А ведь эта встреча с Богом – это и есть самое главное, чего Господь от нас ждет, и Он каждому из нас посылает возможности увидеть Его, и только от нас самих зависит, воспользуемся мы этими возможностями или нет. Будем смотреть на свою жизнь как на череду бессвязных событий, или, по слову апостола Иоанна Богослова, увидим Бога как Он есть.

Сегодня мы с вами отмечаем 30-летие возрождения нашей святой обители. Про эти 30 лет можно сказать то же самое: что человек, смотрящий обычным взглядом, посмотрев на события монастырской жизни, не увидит в них ничего особенного, но если мы, люди верующие, посмотрим на эти 30 лет, то мы, безусловно, увидим в этих годах действие Промысла Божия, который проявляется во всем.

С самого первого дня возрождения нашей обители отец Тихон, нынешний митрополит Симферопольский и Крымский, завел ежедневное совершение Литургии, причем многие, когда это началось, не понимали этого и говорили: «Какой в этом смысл? Монастырь находится в центре Москвы, жилых домов рядом практически нет, на этих Литургиях совершенно не будет людей, будет пустой храм». Но именно на этом фундаменте и была построена монастырская жизнь, потому что самое главное в жизни любого человека – это встреча с Богом, то самое сретение. А где еще мы встречаемся с Богом, как не на Божественной литургии? И мы видим, насколько прочным оказался этот фундамент.

Мы видим, как сейчас, по прошествии 30 лет, наш храм полон, и это не только в двунадесятый праздник, в любой будний день, придя на богослужение, мы также увидим десятки молящихся людей, причастников, храм никогда не бывает пустым, потому что положено твердое основание – встреча с Богом, вот это самое сретение, которое произошло и у праведного Симеона, и которое происходит у каждого из нас.

В первое время после возрождения обители костяк общины составляли молодые люди, которые пришли с отцом Тихоном из Донского монастыря, и многие из них продолжают оставаться нашими прихожанами, продолжат трудиться в нашем монастыре. Но при этом с самых первых дней появились люди, которые духовно связывали монастырь с его древней историей. Сейчас я говорю в первую очередь о Любови Тимофеевне Чередовой – последнем духовном чаде священномученика Илариона, которая стала одной из первых прихожанок Сретенского монастыря и через которую протянулся мостик от новейшей истории нашего монастыря к его дореволюционной истории, к священномученику Илариону и к святым новомученикам.

Почитание новомучеников также стало одним из фундаментов жизни монастыря. Имя священномученика Илариона является важнейшим для нашей обители. Почитание Царственных страстотерпцев также с первого года отмечалось ночным богослужением, сначала заупокойным, а после канонизации торжественным, посвященным этим святым. И это тоже часть этой замечательной, удивительной встречи с Богом, которая должна произойти у каждого из нас и которая происходит у многих в нашем монастыре. Ведь кто, как не новомученики, показывает нам пример этой встречи с Богом, пример того, как среди гонений, среди страданий, унижений, среди, казалось бы, полной разрухи церковной жизни они находили Бога, в то время как многие другие наши соотечественники, наоборот, отрекались от Церкви.

В 1995 году в монастырь была принесена древняя Владимирская икона Божией Матери, та самая, которую на этом месте москвичи встречали в 1395 году. И это тоже было моментом встречи с Богом для многих, об этом владыка Тихон замечательно написал в своей книге «Несвятые святые», что и чудеса происходили в момент принесения этой иконы, и тысячи, если не десятки тысяч людей приходили поклониться образу Богородицы, понимая, насколько важно найти в жизни Бога, насколько важно Его встретить.

В этом году мы также отмечаем 25-летие некоторых важнейших событий нашей монастырской жизни. В 1999 году был основан наш скит в честь преподобного Серафима, в том же году был прославлен священномученик Иларион, покровитель нашего монастыря, и в том же году была открыта Сретенская духовная академия, тогда еще просто духовное училище, и это тоже было сделано для одного – для встречи с Богом, потому что в духовной академии студенты учатся не только и, может быть, даже не столько каким-то формальным богословским наукам, а в первую очередь этой встрече с Богом. Именно поэтому с первых дней жизнь нашего училища, потом семинарии, академии была неразрывно связана с жизнью монастыря, потому что недостаточно только дать какие-то знания, будущим священникам необходимо привить именно это знание Бога, встречу с Богом, которая происходит благодаря монастырским богослужениям, нашим монастырским духовникам, благодаря той духовной жизни, к которой воспитанники нашей академии приучаются с первого дня.

Постепенно собиралась братия обители – сначала подворья Псково-Печерского монастыря, а потом и самостоятельного Сретенского монастыря. Большая часть братии жива до сих пор, но некоторые уже отошли ко Господу, и их тоже хочется сегодня вспомнить: это схиархимандрит Анастасий, перешедший в наш монастырь из Печор; отец Митрофан, в 1999 году отошедший ко Господу; отец Арсений – завтра будет день его кончины, день его памяти, в попразднство Сретения Господня отец Арсений перешел вечность и встретился там с Богом, Которому он старался служить; отец Макарий, иеродиакон, неизменно веселый и радостный; отец Исаия, также описанный владыкой Тихоном в «Несвятых святых»; отец Анатолий; отец Ермоген; отец Николай, которого многие наши давние прихожане помнят, который неизменно нес послушание, делал проходики в храме; отец Мелхиседек; отец Аркадий – наш монастырский садовник, другие насельники, прихожане монастыря, которые тоже теперь в вечности, наверное, встретились с Богом.  Вся жизнь христианина – это стремление к этой встрече, которая в полноте, в совершенстве совершается уже там, в вечной жизни, в Царствии Небесном.

Можно много говорить об истории нашего монастыря. Конечно, нельзя не вспомнить отца Иоанна (Крестьянкина), который благословил возрождение обители. По его благословению создано и издательство, и духовная семинария, и, конечно, он сейчас незримо на Небесах молится за нас, а порой очень даже зримо принимает участие в жизни нашей обители, и мы, насельники монастыря, это очень хорошо знаем. Многие другие труды, которые несла и несет наша братия, также можно вспомнить: это и поездки в Чечню в те годы, когда там шла война, это и воссоединение с Зарубежной Церковью – тоже удивительное событие; и, конечно же, строительство нашего нового прекрасного храма.

Само по себе появление такого храма в центре Москвы является чудом. А еще большим чудом является то, насколько гармонично он вписался в ландшафт нашего города, как будто всегда здесь и стоял. А самое главное, что в этом храме у многих происходит та самая встреча с Богом. Само по себе здание этого храма, каждая деталь которого глубоко символична, уже настраивает на то, чтобы человек увидел и понял – здесь живет Господь.

Много еще событий монастырской жизни произошло за эти 30 лет, а сколько всего еще ждет впереди! Самые главные два чувства, которые вызывает история монастыря и жизнь нашей обители: первое – это, конечно, благодарность Богу за эти удивительные и прекрасные 30 лет, прошедшие в истории нашего монастыря; а второе – это та же самая мысль о встрече с Богом. Все, что мы делаем, все труды монастыря, все богослужения, труды братии совершаются для одного – чтобы каждый из нас встретился с Богом, чтобы совершилось то сретение, которое произошло у праведного Симеона и которое, дай Бог, чтобы произошло у каждого из нас, и чтобы с каждым днем эта встреча с Богом, видение Бога становилось все глубже и глубже, а потом получило свое совершенство в Царствии Небесном. Аминь.

Иеромонах Афанасий (Дерюгин)

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.