Ultimate magazine theme for WordPress.

«ЗАПОВЕДЬ НОВУЮ ДАЮ ВАМ, ДА ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА»

0 36

Насельники монастыря ответили на вопросы о христианской любви. Как ее стяжать? На кого в этом следует равняться?

Игумен Киприан (Партс):

– Святые отцы говорят, что тот, кому не хватает любви, должен совершать дела любви и идти путем смирения. Совершать дела любви – значит стараться, насколько человек вмещает, поступать по Евангельским заповедям. Господь сказал: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7: 12). Нужно понуждение. В другом месте Евангелия как сказано, помните? «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12).

Первый человек, который приходит на ум в качестве примера большой любви к людям, – это отец Иоанн (Крестьянкин). Он всей своей жизнью постоянно следовал этой заповеди о любви к Богу и ближнему. Взять хотя бы пример того, как он вел себя на допросах на Лубянке. Он не назвал никого, кто мог пострадать из-за его показаний. Следователь ему пальцы ломал, чтобы добиться от него нужных показаний, но отец Иоанн все вытерпел. Он сознательно пошел на это ради любви к Богу и ближнему. И мы знаем, как он встретил человека, который сделал на него донос. Какой была его реакция, когда он увидел этого человека на очной ставке? Он подбежал к нему и заключил его в свои объятия. Это был его собрат-священнослужитель. Тот, правда, в обморок упал. Но отец Иоанн показал нам яркий пример того, как можно любить ближнего.

Иеромонах Клеопа (Данелян):

– Конечно, в стяжании любви нужно равняться на примеры святых отцов, да и просто на примеры наших ближних. Сколько существует примеров жертвенной любви людей, которые воевали, положили жизнь за други своя! Это очень важно, конечно. «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15: 13). Когда ты веришь и понимаешь, что с тобой Господь, то возможно так любить ближних.

Чтобы приобрести любовь, надо выпрашивать ее у Господа. И, конечно, важно, чтобы происходило соработничество человека и Бога. Господь обязательно даст любовь, но человек должен потрудиться. Наш Бог есть любовь. Он заповедует нам молиться за врагов и любить их. Он ждет от нас этого. Он дал человеку свободу. Это самая огромная наша ценность. А теперь дело за нами.

Иеромонах Иннокентий (Присадков):

– Нужно сначала разобраться, что такое любовь. В понимании большинства людей любовь – это некое чувство, душевное отношение людей друг к другу. Если мы говорим о любви в христианском понимании, то это отношение Бога ко всему и конкретно к человеку. Как сказал апостол и евангелист Иоанн: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 16).

С чего начать стяжание любви? Конечно, каждому человеку нужно начинать с разного. И вопрос этот непростой. Но все сводится к тому, что сначала человек должен стяжать благодать Божию. И уже в зависимости от того, сколько в нем благодати, он сможет любить Бога и, соответственно, людей. О том, как стяжать благодать, говорится в Писании: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6). Соответственно, человек, который стремится к смирению, закладывает правильное основание в своем стремлении к познанию Бога и стяжанию благодати и Божественной любви.

Поводы для смирения у нас есть каждый день. Если взять семейную жизнь, то в Писании ясно говорится: «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11: 3). Жена должна признавать главенство мужа, смиряться перед ним и таким образом обретать смирение и через это обретать любовь. Муж должен любить свою жену и смиряться непосредственно перед Богом. Смирение достигается через стремление человека к исполнению Божиих заповедей. У монашествующих нет таких обязательств, какие есть в семейной жизни, но они должны правильно относиться к своему послушанию и через это обретать смирение. Но есть очень интересный момент в духовной жизни: как бы мы ни стремились смириться перед кем-то, в душу все равно проникает змей тщеславия. И если человек будет поддаваться тщеславным помыслам, он будет разрушать то, что созидает.

Преподобный Иоанн Лествичник, в частности, рекомендует укорять себя. Многие святые отцы также рекомендуют укорять себя в разных ситуациях. Но в отношении тщеславия преподобный Иоанн говорит о том, что нужно укорять себя такими словами из Священного Писания: «Нечист пред Господом всяк высокосердый» (Притч. 16: 5). Когда в нас проявляется страсть тщеславия, мы должны этими словами напоминать себе о том, что это состояние ненормальное и стараться в нем не задерживаться, и приносить покаяние.

Икона преподобного Иоанна Лествичника Икона преподобного Иоанна Лествичника

Но корень тщеславия настолько витиеват, настолько всегда маскируется, что даже если мы постараемся смириться, он опять вылезет. Различные внешние обстоятельства, которые нам посылает Господь, нам нужно стараться использовать для того, чтобы смириться пред Ним. Например, если нас оскорбляют, не отвечать, подставить вторую щеку. Если в семье кто-то делает что-то не так, как вы хотите, тоже нужно смириться. То есть мы можем либо из каждой мелочи раздувать скандал, роптать и возмущаться по любому поводу, либо стараться в каждой конкретной ситуации смиряться – где-то через дело, где-то через самоукорение.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в первом томе «Аскетических опытов» пишет о том, что смирение также достигается через молитву. У этого вопроса много граней. Стяжать любовь и смирение можно в том числе через обращение к Богу, через видение своего греховного состояния. Человек обращается к Богу, и Господь очищает его сердце, посещает его Своей благодатью. Конечно, когда человек приносит покаяние, приобщается Святых Христовых Таин, Господь этого человека будет освящать и будет пребывать в нем.

И вот так постепенно каждый может приблизиться к состоянию любви и, самое главное, совершать дела любви. Хочется, не хочется, но идешь и совершаешь дела любви. Иногда сердце не слушает, но что делать. Нужно совершать дела любви независимо ни от чего.

Портрет святителя Игнатия (Брянчанинова) Портрет святителя Игнатия (Брянчанинова)

Здесь я бы еще привел в пример книгу о владыке Алексии (Фролове), которая называется «Достигайте любви». Эта книга, изданная нашим издательством, как раз много что описывает. В ней могут почерпнуть полезное как монашествующие, так и миряне. Она написана современным языком про современных людей, как они шли этим путем, как они старались достигнуть любви. Эта книга не только о владыке Алексии, но и о людях, с которыми он общался в своей жизни, которые его наставляли в духовной любви.

Иеродиакон Илиодор (Шевчук):

– У нас в Православной Церкви многие христиане хотят иметь настоящую христианскую любовь. Действительно, большинство понимает, что это необходимо. И Господь об этом говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34). Но на этом пути многие стремятся перепрыгнуть сразу через несколько ступеней и начать любить ближних полноценной христианской любовью, при этом зачастую не имея даже базового представления об этой любви. О чем я хочу сказать? Мне кажется, для того чтобы научиться любить ближних, в первую очередь надо стать хорошим человеком. В каком смысле хорошим? Нужно быть человеком порядочным, честным, искренним, в какой-то степени открытым, насколько это возможно. Но самое главное – это внимание к окружающим людям, такое иногда подчеркнутое внимание.

Первое – это вежливость. Это то, чего вообще не хватает русским людям, с моей точки зрения. Но это то, что очень важно, и, наверное, это учит человека обращать внимание на того, кто находится рядом с тобой. Не нужно уставать благодарить людей за те услуги, которые они вам оказывают, даже в том случае, если они должны это делать. Допустим, кассиры в магазине, курьеры, люди, которые что-то делают для вас. Не нужно уставать их благодарить, потому что эти люди находятся в определенной атмосфере напряжения. Им порой бывает тяжело работать в этой сфере. И любая благодарность, даже если человек этого не покажет, его подкрепляет. Можно сделать это с легкой улыбкой, сделать приятное человеку, поблагодарить его за то, что он помог. Это касается вообще всего, что относится к нашим ближним и дальним. Это первый шаг – вежливость и внимательность к окружающим людям.

Мне кажется, вторая ступень – это желание людям блага, добра. Когда вы видите человека (даже если он вам не нравится, а таких людей немало у каждого) нужно в первую очередь стремиться желать ему блага. Бывает, что человек нас обидел, или мы ему не нравимся, или он нам не нравится, и мы думаем о нем с раздражением, с недобрыми чувствами. Вот этого тоже надо избегать. Нужно стараться, наоборот, желать ему добра. Вы можете продолжать его не любить. Чувства очень трудно переменить. Можно, но трудно. Конечно, чувство неприязни, какого-то неприятия другого человека, так или иначе возникает у всех. Но нужно стараться не проявлять этого. Мне кажется, путь стяжания любви таков.

Вообще этот путь начинается с базовых вещей. Сначала нужно стать хорошим человеком, добрым, вежливым, внимательным, аккуратным в отношении ближнего, стремиться не сказать что-то грубое или неприятное, что может обидеть или задеть человека. А уже через это, через доброе отношение к людям, мы постепенно перейдем и к чувству христианской любви. Ведь оно проявляется в первую очередь в поступках, в делах, в словах, а не в каком-то внутреннем ощущении.

Подготовила Александра Калиновская

Ответ священника

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.