ЖИЗНЬ НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ
Протоиерей Георгий Завершинский
Однажды под праздник с тремя гвардейцами того же батальона он отправился в город. Зашли они в большой столичный трактир, где было много света и громко играла музыка: заказали ужин с водкой и весело беседовали. Семен больше молчал. Один из них спросил его:
– Семен, ты все молчишь; о чем ты думаешь?
– Я думаю: сидим мы сейчас в трактире, едим, пьем водку, слушаем музыку и веселимся, а на Афоне теперь творят бдение и всю ночь будут молиться, так вот – кто же из нас на Страшном Суде даст лучший ответ, они или мы?
Прп. Силуан Афонский. В миру Семен АнтоновПрп. Силуан Афонский. В миру Семен Антонов
Тогда другой сказал:
– Какой Семен человек! Мы слушаем музыку и веселимся, а он умом на Афоне и на Страшном Суде.
Архимандрит Софроний (Сахаров). «Старец Силуан».
***
В то время, когда человек что-либо говорит, в нем звучит только его собственный голос, и он не слышит того, что говорят другие, даже если те стремятся сообщить ему что-то важное. Как один может услышать другого? Это бывает непросто, но очень важно. Насколько же важнее услышать Божий голос – остановить бег земной жизни, чтобы в тишине зазвучало не повеление или приказ «делай так или эдак», но голос свыше.
О чем говорит Бог человеку? Когда абсолютная тишина внутри и снаружи, можно в самом себе услышать Его уверение: «Жизнь не прекращается». Библия говорит: «Бог бывает в тихом дыхании ветра» (см.: 3 Цар. 19: 12). Его не услышать в бурях и грозах, среди стихий переполненных мегаполисов. Бог – в тишине человеческого сердца, в его смирении. «Кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23: 12).
Как возвысится тот человек, которого никто не видит и не слышит? Об этом знает Бог. Он в молчании и сокровенной тишине сердца соприкасается с нашей жизнью. Подобное ощущение дороже самого драгоценного сокровища: золото, бриллиант высшей огранки – это ничто по сравнению с благодатью, значением и смыслом, наполняющими жизнь человека, когда он осознал себя рядом с Богом. Что это: какая-то иная жизнь, другие обстоятельства, время и место? И да, и нет.
Даже среди бурь и гроз, среди стихий и шума мегаполисов Бог является в тишине сердца, если человек этого хочет. Когда ищут Его и встречают, то сознают: «Это не только мое важнейшее и главное достояние, но желаемое состояние для Бога». Он ждет и хочет, чтобы человек услышал себя самого, осознал свое «я», которое уподобляет нас Ему, чтобы это стало желанным, дорогим и востребованным в человеческой жизни.
В определенное время необходимо пробиваться в жизни: для молодых людей еще многое предстоит сделать, выучиться и пройти свой путь, чтобы возвыситься в глазах других. Такова природа человека: он переживает молодость, устремления, карьерный рост, а потом наблюдается отход от всего этого. В новостях читаем, например, как политики уходят с руководящих постов, уступая молодым. Задумаемся: они были значимыми людьми, к ним проявляли внимание, а потом они отходят – еще энергичные, знающие свое дело люди начинают жить по-другому, отдаляясь от прежних важных дел. Подобного «отхода от дел» ждет Господь.
Дивный святой нашего времени, преподобный Силуан Афонский, с молодости занимал заметное положение в своей деревне в Тамбовской области: энергичный, здоровый и умный парень. Когда он был на военной службе, его душу пронзила вера. Впоследствии он попросил благословения у священника Иоанна Сергиева, будущего святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Помолись, отче, чтобы мир не воспрепятствовал мне уйти в монастырь». Его восхождение началось с молодости, и больше сорока лет преподобный Силуан Афонский провел в монастыре.
У большинства из нас, напротив, большая часть жизни проходит в активной среде, в восхождении к своим мечтам. Остальное – на потом, уж как-нибудь, не задумываясь, кто я и куда иду. Нет прежних восторгов на тему «какой он умный, а она – красивая».
Но жизнь продолжается, и мы начинаем понимать, что предстоит главное – обрести путь мира и покоя. Это – путь Христов, путь умаления перед людьми, но возвеличивания перед Господом. Бог ставит нас рядом со Своим Сыном, и в Нем открывает Себе человека таким, каков он есть. Пока человек закрывает себя от Бога, он не знает, для чего нужна оставшаяся часть жизни, до самого последнего ее момента.
Святой Силуан назван преподобным, потому что своей жизнью он уподобился Христу, хотя в молодости крепко согрешил. В житиях многих святых читаем, что у них была другая жизнь, прежде чем наступила последняя ее часть – «уподобление». Важно не то, сколько времени определенная часть жизни продолжается, а какова цель последней части нашей жизни. Главное – в том самом уничижении, которое возвышает человека перед Богом и ставит его рядом с Божиим Сыном.
Христос шел путем страстей – унижения, оскорбления, изгнания из общества, презрения и насмешки. Это было публично, остро, но Он шел этим путем до конца. В жизни каждого отчасти присутствуют умаление и уничижение, и этого нужно не сторониться, а встретить доверием ко Христу, Который несет Свой Крест. Если тяжесть креста и придавит человека к земле, то следом за тем возвысит его к небу и вознесет к Богу вместе со Христом. Вот почему молчал Семен, когда его друзья веселились в трактире, а он думал об афонской молитве и об ответе на Страшном Суде.
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм