БУДЕМ БЕГАТЬ НЕДОБРОГО ПОМЫШЛЕНИЯ
Подвижники благочестия
Добре размышляй – не согрешиши вовеки,
Излиются от чрева ти веселия реки.
Иеромонах Карион (Истомин)
Святые о помыслах и об искусстве управления ими.
Святитель Василий Великий:
Прежде всего должны мы всеми мерами удерживать помысл, установив над ним трезвенный надзор ума, чтобы не дозволить душе предаваться необдуманным стремлениям по увлечениям тела.
Преподобный Марк Подвижник:
Когда заметишь, что помысл обещает тебе человеческую славу, знай наверно, что он готовит тебе пристыжение.
Преподобный Исаак Сирин:
Добрая мысль западает в сердце только от Божественной благодати; помысл лукавый приближается к человеку только для искушения и испытания.
Святитель Григорий Нисский:
Вкрадывается какой противный помысл, подобно скрытному какому татю, истребляющему чистые помышления; изринут и изгнан быть должен он из ума. Ибо по удалении его в безопасности сохранится у нас сокровище благ. Если же вредоносный не изринут, то никакой не будет выгоды от приобретения; потому что богатство утечет по злоумышлению подкапывающих стены.
Преподобный Ефрем Сирин:
Остров, лежащий среди моря, может ли остановить волны, чтобы они не ударяли в него? По крайней мере, остров противится волнам. Так и мы не можем остановить помыслов, но можем противиться помыслам.
*
Отчего же иногда душа побеждается помыслами? Оттого, что душа не противится помыслам, но дозволяет входить им внутрь, и они, находя там себе пищу, понемногу расстраивают душу.
Кто увлекается своими пожеланиями и приятностью помыслов, тот легко сделается пленником, а воздерживающийся спасется.
*
Если впадет кто в одни помыслы, то ими ближних не оскверняет, потому что они не видят, но сам оскверняется и подпадает суду.
*
Занятие суетными мыслями рождает и дела суетные; а занятие добрыми мыслями приносит и добрый плод.
*
Питай в себе сильную ненависть к лености, к соперничеству, ко всякому злонравию и зависти. Ибо если вначале расслабят тебя помыслы, то потерпишь и утомление, и ущерб.
*
Будем бегать недоброго помышления; потому что помышление судится наравне с поступком.
*
Если нечистый помысл найдет себе вход в душу твою, он представляется ей сладостным и занимает ее собой, чтобы умертвить, и делается лукавый помысл как бы сетью в душе, если не будет прогнан молитвой, слезами, воздержанием и бдением.
*
Когда придет тебе на мысль лукавый помысл, воззови ко Господу со слезами, говоря: «"Боже! будь милостив ко мне грешнику" (Лк. 18: 13) и прости меня, Человеколюбец! Отгони от нас лукавого, Господи!»
Преподобный Макарий Египетский:
Каждый должен произвести борьбу в помыслах, чтобы в сердце его воссиял Христос.
Святитель Иоанн Златоуст:
Если кто принимает в сердце неправедные мысли, то пути его не бывают успешны.
*
Ты имеешь дурные помыслы? Не выноси их посредством слов, пусть они лежат внизу и скоро заглохнут. Мы – люди, часто питающие в себе много порочных, непристойных и постыдных помыслов; но не будем позволять этим помыслам переходить в слова, чтобы, сдавливаемые внизу, они ослабевали и погибали.
*
Если какой-нибудь помысл смущает нас, то приведем себе на мысль это изречение: «Како сотворю глагол злый сей и согрешу пред Богом?» (Быт. 39: 9), – и всякое непозволительное пожелание тотчас исчезнет.
Преподобный Феодор Студит:
Злые помыслы ужаливают, подобно змиям, вливая в душу яд, который со всем тщанием надлежит поскорее изъять, как только это случится, чтобы промедлением не сделать рану трудно излечимой.
Святитель Григорий Палама:
Если сердце преисполнено нечистых и лукавых мыслей, то такой человек становится достойным того, чтобы Бог от него отвратился.
Святитель Феофан Затворник:
Главное – помыслов пресечение. Когда помыслы улеглись, прочее теряет силу. Как только появится движение дурное, сейчас мысли установите на какой-либо священный предмет из евангельских событий – Преображение, страдание Господа, распятие, Воскресение, Вознесение и другие. Этим все дурное отбросится назад. Или приведите на мысль, как и делаете, смерть, суд и следствия того. Вслед за сим, установив мысль на присутствии Господа, воззывайте к Нему: «Видишь, Господи, что у меня… Ничего подобного не хочу я. Помоги и отвей приражения сии» и подобное, и начинайте творить молитву Иисусову, повторяя ее с верою.
Поставьте себе законом всякий раз, как приключится беда, то есть нападение вражье в виде худого помысла или чувства, не довольствоваться одним отражением и несогласием, но присоединять к сему молитву до образования в душе противоположных чувств и мыслей. И всегда этим завершайте свою брань с грехом. Это похоже на вынутие занозы. Благо и то, что замечаете худое и не желаете его.
*
Когда нападают недобрые помыслы, надобно отвращать от них око ума и, обращаясь к Господу, именем Его гнать их. Но когда помысл пошевелит сердце и сие лукавое мало-мало усладится им, тогда надобно бранить себя и умолять Господа о помиловании, и бить себя до тех пор, пока в сердце родится противоположное чувство: например, вместо осуждения – возвеличение другого или, по крайней мере, сердечное чувство почтения к нему.
Преподобный Амвросий Оптинский:
Против помыслов немощных молись Господу: «От тайных моих очисти меня» (Пс.18: 13) и прочее и будешь получать облегчение.
*
Когда нападут помыслы и не в силах бороться, тогда сказать: «Господи, Ты видишь немощь мою, я не в силах бороться, помоги мне!»
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
С помыслами никогда не должно рассуждать. Может враг представить много логического, неопровержимого, склонить наш ум к принятию лукавых, убийственных помыслов, замаскированных личиной добродетелей и благочестия. Пробным камнем помыслов для тебя да будет твое сердце. Как бы ни благовиден был помысл, но если отнимает «мир» у сердца, тонко приводит к нарушению «любви с ближними» – он вражеский. Не спорь с ним, не рассуждай, а то уловит и заставит вкусить от запрещенного дерева; вооружайся скорее против него, гони прочь от себя оружиями духовными: «славословием Бога», «благодарением Бога», «преданием себя Его воле», «укорением и осуждением себя», «молитвой». Превосходное оружие при сильной брани: прийти в свою келию, повергнуться на минуту перед Богом с прошением Его помощи и преданием себя Его воле. При сильной брани это повторяется несколько раз в день и очень помогает.
Праведный Иоанн Кронштадтский:
Храм Господень свят есть, а этот храм – вы. Один помысел неправедный разлучает человека грешного от Бога (тем более грехи), если тотчас мы не покаемся словом и делом.
У людей, старающихся вести духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война через помыслы каждое мгновение жизни – война духовная; надобно быть каждое мгновение всему оком светлым, чтобы замечать втекающие в душу помыслы от лукавого и отражать их; сердце свое такие люди должны иметь всегда горящим верою, смирением, любовью, в противном случае в нем легко поселится лукавство диавольское, за лукавством маловерие или неверие, а затем и всякое зло, от которого скоро не отмоешься и слезами.
*
Боже мой! Как обесчестил и обесчестит враг Твое создание, которое создано по образу Твоему, и доселе бесчестит во всех нас днем и ночью бесчисленными грехами и страстями, помыслами нелепыми, нечистыми, хульными, вредными, смущающими души! Какое внимание, какая молитва, какое воздержание, какая борьба должна быть в нас с врагами мысленными! Боже, помогай нам всем, особенно верным и внимающим себе!
Подготовила Александра Калиновская
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм