Ultimate magazine theme for WordPress.

ЧТО ТАКОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ?

0 116

Что такое целомудрие? Насколько важна эта добродетель для человека? Как сохранить целомудрие в наше время? На эти и другие вопросы отвечает игумен Августин (Неводничек), наместник Спасо-Преображенского Посольского монастыря на Байкале.

– Отец Августин, скажите, пожалуйста, что означает слово «целомудрие»?

– «Целомудрие» – это одно из самых прекрасных слов на человеческом языке. Но со временем оно как бы выхолостилось, выцвело и стало означать исключительно половую чистоту, хотя его первичное, подлинное значение гораздо шире и глубже. В этом слове выражено нечто самое главное, самое существенное для христианства. Целостность – это что? Это то, что противостоит злу. А что такое зло? Это всегда распад, разделение, это всегда разложение изначальной цельности и потому уход от мудрости. Христианство утверждает, что человек должен быть цельным. В этом радость его бытия. Именно в стремлении человека быть цельной личностью и проявляется подлинная мудрость. Когда общаешься с молодежью, просто говоришь им: «Вы понимаете, чем отличается целое яблоко от огрызка? Вот и человек не должен быть огрызком. Он должен быть целомудренным».

– Насколько важна эта добродетель для человека?

– Человек должен быть цельным. Что это значит? Человек трехсоставен. Он состоит из духа, души и тела. Именно духовная жизнь определяет наше душевное и телесное существование, но ни в коем случае не наоборот. Мы должны ходить на ногах, а не вверх ногами. Как же это не важно? В этом радость нашего бытия.

– Как же сохранить целомудрие в наше время, когда оно стало «немодным»?

– От того, что у нас происходит вокруг, население нашей страны катастрофически сокращается чуть ли не на один процент в год. Кого ни спроси, все говорят: «Все понятно. Материальное благосостояние всему виной. Жили бы лучше, денег получали бы больше, в семьях все было бы в порядке, тогда и детей было бы больше и не было бы демографического кризиса». Но посмотрите на страны Западной Европы – уровень благосостояния там не просто выше, чем в России, а в разы выше. Тем не менее практически все страны Западной Европы также испытывают демографические проблемы. Как говорят демографы и социологи, все дело в низких репродуктивных установках. Просто у нас не желают мама с папой испытать себя в качестве родителей второго, третьего, четвертого ребенка. Просто не хотят. Материальное благосостояние действительно может повлиять, но только тогда, когда родители хотят родить второго, третьего, четвертого ребенка. Но главное то, что у нас нет целомудрия, поэтому полностью обесценен, деформирован институт семьи и брака. У нас молодежь воспитывается на таких передачах, как «Дом-2». Я не знаю, у меня телевизора уже давно нет, есть сейчас такая передача? Вы не подскажете?

– Не знаю.

– В свое время я даже поругался с ТНТ-шниками. Я еще был наместником Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом Ярославской области. Они приехали ко мне в гости. Но мы потом хорошо, мирно расстались. Я говорю: «Как вам не стыдно? У вас публичный дом в прямом эфире. Девочки и мальчики, которые смотрят вашу передачу, считают, что это нормально, когда за год участница шоу человек пять переберет. Как вам не стыдно?» Они говорят: «Это деньги. Самое быстрое, что приносит коммерческий доход, – это реалити-шоу. Минимум уважения, побольше насилия, грубости – и это будут смотреть. Это очень хороший способ зарабатывать деньги». То есть люди зарабатывают деньги, по сути дела, на бедственном положении нашего Отечества. Это просто преступление. Я поражаюсь, как государство не обратило на это внимание. Хотя, правды ради надо сказать, что был такой министр внутренних дел, которому хватило гражданского мужества подать в суд на эту передачу. Он проиграл. Но хотя бы прецедент создал. Поэтому то, что сейчас происходит, – это не нормально. Нужно ориентироваться на здравое отношение, на здравую позицию в семейных отношениях, в отношениях между мужчиной и женщиной.

– В жизни я часто наблюдала, как молодые девушки, оглядываясь вокруг себя и видя, что все нарушают седьмую заповедь, тоже начинали поступать так, потому что боялись быть не такими, как все.

– Смотрите: все садятся на раскаленную плитку. Если хочешь получить ожог – тоже садись. А хочешь, чтобы не болело, – не садись. Все просто.

– А если тебя обижают? Или смеются над тобой?

– Но это же твоя жизнь. Тебе дальше жить. Ну и пускай посмеются. А те, кто смеется, потом будут пожинать горькие плоды, поверьте. Все это не проходит бесследно. Всё, что является нарушением объективных законов мироздания, всё, что на языке Церкви называется словом «грех», – это вред, который человек причиняет в первую очередь самому себе. Когда мы завидуем, когда мы осуждаем, когда мы желаем другим зла, тем более когда мы что-то нарушаем – мы этим вредим в первую очередь самим себе. Любой грех – это камень, который человек бросает в самого себя. Он свою кровь отравляет, свою душу калечит, поэтому надо просто расставить приоритеты. Если хочешь быть калекой – тебе Бог дал свободную волю, но имей в виду, что тебе будет плохо.

– Отец Августин, что бы Вы хотели пожелать читателям?

– Вы знаете, очень часто молодые люди первоначальную влюбленность путают с любовью. Влюбленность не что-то плохое, но это не полнота и не завершение любви. Важно понять, что, когда влюбленность появляется между мужчиной и женщиной, между юношей и девушкой, это не есть полнота и завершение любви, это только начало того, что должен приобрести человек, призванный Богом к совершенной любви. Многие про это не знают. Поэтому браки распадаются на второй-третий год после их создания. Только зажили вместе, ребеночек появился – начинают разбегаться, говорят, что любовь прошла. А любви-то и не было. Была влюбленность. Господь дает этот период человеку, чтобы он его правильно использовал.

В каком случае влюбленность перерастает в любовь, которая остается с человеком в вечности? Когда он и она (очень важно, чтобы это движение было от мужчины и женщины в браке) сознательно стараются жертвовать своими предпочтениями, своими привычками, своими удовольствиями, своим эгоизмом, своим «я» ради общего «мы». Именно поэтому говорится, что семья – это школа любви. Если человек так поступает, разрушает стену эгоизма внутри своего супружеского союза, каждый по отдельности, и мужчина, и женщина становятся открытыми в своем сердце для всего остального мира, для всех остальных людей. Жертвуя в первую очередь ради тех, кто в этой жизни ему особенно близок и дорог (ради второй половины и детей), через это человек приобретает трепетное отношение ко всему окружающему миру, учится ценить и любить весь остальной мир, остальных людей. Поэтому и говорится, что семья – это школа любви. Но происходит это, когда он и она воспринимают супружество не как совместный поиск удовольствий, а как совместное крестоношение. Вспомним образ духовного союза Христа с Церковью. Как Господь Иисус Христос пришел в наш мир, в нашу жизнь, чтобы отдать всего Себя ради блага людей, так и супружеские отношения должны строиться по этому образу самоотдающей любви Бога к Своему творению.

– Отец Августин, а что бы Вы посоветовали юноше и девушке, которые только начинают строить отношения? Как им вести себя в добрачный период?

– В этот конфетно-букетный период, как его называют, нужно просто присмотреться друг к другу и ответить на один-единственный вопрос: сможешь ли ты каждый день, каждый час, каждую минуту прощать недостатки этого человека (а недостатки есть у каждого), сможешь ли ты прощать эти недостатки этому человеку всю оставшуюся жизнь? Если да, то женись. Если нет, тогда это не твой человек.

Игумен Августин (Неводничек)

Беседовала Анна Власова

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.