Ultimate magazine theme for WordPress.

ХРИСТИАНИН В КРУГУ НЕВЕРУЮЩИХ

0 84

У каждого христианина в окружении есть неверующими родные и близкие люди. Зачастую у нас возникают конфликты с ними, потому что жизнь православного христианина так или иначе обусловлена церковным уставом. Есть определенные богослужебные дни, когда нельзя не сходить на службу, есть постная дисциплина и так далее. Как же правильно поступать? Не всегда можно с ходу принять правильное решение. Особенно эта тема актуальна сейчас, когда Церковь отпраздновала Фомино воскресенье. В рамках проекта «Говорим» Духовно-просветительского центра Сретенского монастыря на вопросы отвечает преподаватель кафедры церковно-практических и общих гуманитарных дисциплин Сретенской духовной академии иерей Николай Конюхов, клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста.

– Батюшка, могли бы Вы дать общее правило, в каких случаях мы должны поступиться церковным уставом ради любви к ближнему, а в каких случаях надо строго стоять на своем и не сдавать позиции?

– Самый главный закон, который дал Господь, – это заповедь любви. В древности закон был основой всего, иудаизм до сих пор считается религией закона. Именно по соблюдению каких-то правил считалось, что человек благочестив, почитает Бога и считает Его своим Отцом. И даже нарушение малейшей заповеди считалось нарушением всего закона. В Новом Завете Господь говорит, что дает людям принцип любви и принцип сообразности. Нужно рассуждать о том, что такое любовь и как сочетать любовь к родным и строгость правил. Любовь, как мы знаем от Господа, это самопожертвование. Когда речь идет о принципиальных догматических моментах, мы стараемся проявить последовательность, строгость и четкость. Сложно себе представить такую ситуацию, когда родители просят ради них отречься от Христа. Чаще всего речь идет о каких-то житейских моментах.

Многие называют предательством, если ты приехал к дедушке и он тебя угостил пельменями в пост. Моему дедушке 94 года, у него свой рацион питания, если я приеду со своей постной едой, ему будет не очень приятно. Ему хотелось бы самому что-то приготовить любимому внуку. Я первый раз засмущался, говорил с духовником на эту тему. Есть моменты, когда ты можешь чем-то поступиться и не навязывать другому человеку свое представление, а есть принципиальные моменты.

Ты можешь сказать, что друзья зовут тебя в Страстную Пятницу на концерт в клуб и ради любви к ближнему ты идешь с ними. Иногда речь идет о любви к другим, а иногда речь идет о любви к себе, и это самый главный показатель. Когда ты идешь на какие-то уступки из-за любви к себе, чтобы потешить свое тщеславие или потакать своим страстям, то это недопустимо. А когда речь идет о твоих ближних, о том, что престарелая мама просит помочь в воскресный день, потому что в другой день не получается, то сходи ты на службу в субботу. Главное правило – если ты поступаешь по закону любви к ближнему, проявляешь к нему внимание, то ты понимаешь, что не ты создан для этих правил, а эти правила созданы для твоего спасения.

– Допустим, жена уверовала в Господа и стала ходить в храм, а муж и вся остальная семья – нет. И она хочет в воскресенье в храм, а у семьи другие планы. В этом случае жене слушаться мужа или ставить вопрос ребром и говорить, что она больше слушается Бога?

– Неверующий муж освящается верующей женой, об этом еще апостол Павел писал. Христианин должен быть лампочкой. Наша задача – делать жизнь людей и просвещать. Свет Христов просвещает всех, в том числе и наших близких. И самая большая проблема, что как только один в семье становится верующим, все остальные становятся мучениками. В этом, к сожалению, есть доля правды.

Есть такое интересное правило, я услышал его от одного священника. Когда человек становится верующим, он должен задать себе простой вопрос: что его родные выигрывают от того, что он теперь христианин? Мы себе такой вопрос никогда не ставим. У нас вообще эгоистическая система взглядов, мы больше думаем о своей выгоде. Но Христос дает нам совершенно другую схему. Кто хочет быть первым, тот должен быть слугой.

Фото: Т. Джеймс. «Христос учит людей на берегу моря». 1886–1896 гг.Фото: Т. Джеймс. «Христос учит людей на берегу моря». 1886–1896 гг.

У моего знакомого жена стала христианкой, и ей повезло с духовным руководством. Батюшка спросил, почему она постоянно спорит с мужем, и объяснил, что мужчина понимает любовь через уважение, послушание. Если женщина не слушает своего мужчину, она его не уважает и не любит. И христианство помогло этой женщине понять, что ей можно не все на себе тянуть, а передать мужу бразды правления. Ей стало легче, она стала лучше выглядеть. И ее муж сам пришел к батюшке и спросил, что случилось с его женой. После храма она приходила такая нежная, добрая. Так же, когда человек в семье становится веганом или соблюдает диету, он начинает диктовать правила, что ему теперь можно есть, а что нельзя, теперь уже нельзя готовить для всех одинаковое.

С принятием христианства может быть еще хуже, можно будет докопаться до всего: не ту музыку слушают, не так разговаривают. А нужно настраивать себя на то, что с принятием христианства мы все становимся проповедниками христианской веры. Апостол Павел с болезненным воплем обращается к христианам: «Смотрите, чтобы имя Христово не хулилось у язычников!» (см. Рим. 2: 24) Такое требование применимо к каждому христианину, потому что каждый из нас является частью Церкви и по нам судят о ней. Мы просто об этом не думаем, и когда ругаемся в магазине в очереди, не думаем, что хулим имя Христово среди язычников. Религия должна тянуть нас к свету, а мы, наоборот, используем заповеди, как дубинку, и оправдываем свои слабости какими-то религиозными убеждениями. Когда Христос говорит про хулу на Духа Святого, это в том числе о неправильном использовании даров. Христос дал тебе жену, чтобы ты делал ее счастливой, а она постоянно плачет. Или ты стал христианином и начал всех обличать, мучать цитатами из Священного Писания.

– Насчет обличения. Есть такая проблема, как мат в коллективе. Что с этим делать? Нужно ли всех поправлять, обличать или молчаливо выказывать негодование, несогласие?

– Я вырос в священнической семье, у меня папа священник. Это был не секрет и в московской компании, и в компании на даче. У нас в семье никогда не было принято ругаться матом, это считалось неприличным. Плюс у моей мамы филологическое образование, она заканчивала институт иностранных языков. И я тоже не практиковал никогда никакие ругательства. В компаниях, в которых мы тусовались в 90-е годы, было все ровно наоборот. И когда я приходил туда, я не матерился, и это было заметно. Я часто был младше других ребят и не говорил о том, что мне неприятны эти ругательства. Но постепенно люди начали понимать, что я не матерюсь, и в моем присутствии даже стали извиняться, если ругались матом, хотя я их не обличал. А потом дело дошло до того, что в компанию пришел новый человек, начал ругаться матом, и ему ребята сказали, чтобы при мне он не матерился. Я ничего не делал для этого. И мои светские друзья знали, что я не выражаюсь, и тоже извинялись, если при мне допускали ругательства. Мне кажется, когда человек сам сохраняет культуру, ведет себя достойно, это подает хороший пример. Многое зависит от того, как ты себя поставишь. Нужно иметь чувство собственного достоинства и уметь держаться. В компании я мог не присутствовать, когда слышал мат-перемат. Ведь когда мы включаем передачу и слышим там сквернословие, мы можем просто не смотреть и переключить.

– Иногда спрашивают: «Я вижу, что моя подруга неправильно живет, как ей сказать об этом?»

– Есть большой грех, в котором почти не каются на исповеди. Я говорю о том, что человек проживает чужую жизнь. Господь дает тебе величайший дар и говорит каждому из нас заняться собой. Об этом говорили и святые. Но у нас мышление так устроено, что мы начинаем заниматься собой, понимаем, что это долго и трудно, и нам уже не очень хочется этим заниматься. Наше сознание всегда переключается на то, что легче. У нас так устроено, что мы, как вода, течем туда, где проще. Мы не хотим решать очень сложные задачи. Мы не хотим трудностей. Наоборот, мы стремимся в зону комфорта. Нас всегда будет тянуть спасти кого-то другого, и мы будем думать, что без нашей помощи никак не справятся. Но это «спасательство» часто приводит к гибельным последствиям. Обычно на исповеди я показываю людям крест, на котором изображен Христос, и говорю, что Он – Спаситель, и Он один такой, Кто спасает человека. Почему мы играем в спасителей? Антоний Великий говорит: «Ничего не предлагай кому-либо в правило, прежде чем сам не исполнишь то делом». Ты сначала сам что-нибудь сделай, чему-то научись, а потом предлагай свою помощь. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Советник благочестивый, но не опытный может скорее навредить, чем помочь».

– Как исполнять эту заповедь человеку, который по своей природе экстраверт? Мне кажется, что нами эта заповедь часто воспринимается как некий затвор в миру и попытка заниматься аскезой, но не быть социально активным. Можно ли быть активным, исполняя эту заповедь?

– Ни в коем случае речь не идет о том, что человек должен ни с кем не общаться, уйти в себя. Это может быть воспринято людьми как пренебрежение, как будто человек на своей волне и его вообще не интересует, что с нами происходит. Человек социально активный общается, рассказывает о себе, о своей жизни, о своих удачных и неудачных опытах, выслушивает других людей, интересуется их жизнью. Но другое дело, когда человек поучает. Тем самым он выходит на тропу войны. Он еще сам себя ни разу не спас, не приобрел навыка добродетели, а уже пошел менять и ломать других людей. Зачастую мы часто используем какие-то вещи себе в угоду. Даже хорошие цитаты и правильные наставления мы можем использовать для своей выгоды. Допустим, муж говорит, что жена да убоится своего мужа, и начинает ей хамить, кричать. Человек может свои низменные страсти оправдывать высокими цитатами из Священного Писания. Чтобы этого не происходило, у Григория Богослова есть гениальная цитата, я ее регулярно воспроизвожу, в том числе и для себя: «Хорошо учить, но гораздо безопаснее учиться». Мне кажется, что эта фраза бьет в самую точку. Прежде чем что-то говорить людям, нужно самому хорошо обучиться. Я уже 10 лет священник и вспоминаю, что, когда был совсем молодым священником, мне так хотелось обучить людей, что-то им объяснить, рассказать. Но чем старше я становлюсь как священник, тем меньше стараюсь давать советов. Только если человек очень просит, и то я стараюсь делать это очень аккуратно, потому что то, что подходит для меня, другому человеку может просто не подойти. В рамках Священного Писания или Священного Предания я еще что-то могу сказать. Я удивляюсь, как деликатно Оптинские старцы давали советы.

Нужно быть социально активными, общаться со всеми и быть доброжелательными к людям, но с поучениями нужно быть очень аккуратными. Есть два понятия: вертикаль и горизонталь. Если ты находишься в вертикали, как учитель с учениками, ты можешь оценить их работу: написал кто-то хорошую или плохую работу. Не ученик плохой, а его работа. Так же и начальник может оценить работу человека, а не его самого. А когда мы в горизонтали, то стараемся друг друга не оценивать. Если человек не ставил тебя в учителя и наставники, почему ты имеешь дерзновение его учить? Вот когда у вас просят совета, тогда аккуратно и деликатно можно что-то сказать. Ты что-то посоветуешь, а человек впадет в еще более гибельное состояние. Безопаснее, действительно, учиться, чем учить.

– Спасибо, отче. А как быть, если в коллективе дурно отзываются о Патриархе, хулят Церковь и священноначалие? Как реагировать?

– Зачастую человек, который что-то говорит про Патриарха, делает так потому, что у него есть внутренняя боль, он не ходит в церковь и находит себе причину. По своему опыту могу сказать, что провокационные вопросы могут быть началом очень серьезного диалога о вере. Люди чувствуют, когда к ним обращаются свысока и надменно. Апостол Павел говорит, что, наоборот, должно быть дружелюбие. Он всегда находил добрые слова.

– Часто бывает такая ситуация, что родители постепенно приходят к вере, а дети уже подросли и для них это новость, что их родители вдруг стали посещать храм. Как же приводить детей в храм? Понятно, что мы должны в семье являть христианскую любовь, но как быть с церковной дисциплиной, к которой дети еще явно не готовы?

– Нужно самому воцерковиться. Пока я сам не очень научен, я не буду учить других. Нужно не просто прочесть одну книгу и сходить в храм один раз. Нужно узнать про Исповедь, Причастие. Каждый из нас прошел период неофитства, радикализма. И вот когда человек чуть подуспокоился, он может общаться с ребенком спокойно, не травмируя его. У меня самого четверо детей, и я тоже грешу тем, что детям достается очень много критики. И когда наш приход к вере, наше христианство становится очередным поводом к дополнительной критике, это совсем тяжело. От детей требуют дисциплины в школе, в кружках, теперь еще и по воскресеньям в церковь вставать. Это становится очередным обременением. По пастырской практике я знаю, насколько родителям самим еще тягостно. И тут приводят ребенка и говорят стоять и терпеть. Моя дочка как-то стояла на службе, наблюдала и спросила: «Пап, я не поняла: сначала ты что-то вышел сказал, потом отец Андрей, а потом отцу Григорию совсем чуть-чуть осталось что-то сказать, и он ушел». Так видит это со стороны ребенок, поэтому нам самим сначала нужно воцерковиться, разобраться, что вообще происходит, чтобы мы могли объяснять это нашим детям. И важно, что приход в храм должен быть праздником.

Моя мама с детства нам объясняла, что происходит, но многого на определенном этапе не требовала. Тяжело объяснять людям высокие духовные истины. Христос пришел к нам в мир, стал одним из нас по очень большой любви, поэтому Он доносил до нас информацию очень простыми образами. Царствие Божие – это место полноты благодати Божией. Это будет Царство, где будет Царь Христос. Это будет ликование. У нас в детстве было ощущение праздника. Не было такого, что нужно сходить в храм и получить мороженое, просто у всех было ощущение радости.

– Как правильно нужно реагировать на критику, навешивание ярлыков? Просто встать и уйти или ответить?

– Критика в наш адрес может быть оправданной и неоправданной. Иногда можно посчитать критику ответом на запрос к Богу. Иногда критика в наш адрес, особенно со стороны родных, бывает ответом Бога на наш запрос: ты просил смирения и получаешь его. А бывает, что людям просто что-то не нравится, они на своей волне. Все люди во многом эгоисты, мы, христиане, работаем над тем, чтобы не быть эгоистами, но не всегда получается. Когда человек критикует другого человека, он делает это для себя, чтобы другой человек стал для него более удобным. И тут нужно смотреть, оправданно это или нет. Если ты не прав, то нужно признать факт ошибки. Нет ничего сильнее в человеке, чем умение признать ошибку.

В. Перов. «Проповедь в селе», 1861 г.В. Перов. «Проповедь в селе», 1861 г.

А бывает, что люди просто грубо нарушают ваши границы, чтобы вы стали для них удобными. Нужно уметь иногда защищать свои границы. Господь, когда Его ударили, не стал подставлять другую щеку, а спросил: «За что ты Меня ударил?» (см. Мф. 5: 39). Он стал отстаивать Свои границы. Он не стал молчать. Это неверное представление, что христиане молчаливые. Терпеть, как древние мученики, мы не можем. Мы можем просто промолчать, потерпеть, и это называется «отложенная месть». Нужно обязательно, уметь говорить, давать обратную реакцию. Сказать: «Извините, пожалуйста, мне неприятно слушать эти слова». Я своей супруге первое время всегда дарил розы, потому что мне они очень нравились. А потом она призналась, что розы ей не нравятся, а она любит альстромерии. А я действовал логично, покупал то, что нравится мне. Мужчинам нужно всё говорить, а не молчать и рассказывать, что вы чувствуете. Только сказать нужно не в виде претензии, а можно сказать, чего бы вам на самом деле хотелось. То же самое в коллективе, нужно выражать мнение. Сказать, что вам не очень приятно слышать такие слова про Патриарха или неприятно слышать бранную лексику. А то мы замалчиваем, обижаемся, а потом приходим к батюшке на исповедь. Умению правильно выразить в словах свои чувства нужно учиться.

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.