Ultimate magazine theme for WordPress.

КАК ЧИТАТЬ ЖИТИЯ СВЯТЫХ С ДЕТЬМИ

0 44

Игорь Тихоновский

В разнообразии методик преподавания житийная педагогика стоит особняком. Учить детей на примере святых – задача не из простых, но, как уверяют опытные педагоги, умение правильно читать жития святых, соотносить их дела и поступки помогает ребенку в сложных жизненных ситуациях вставать на сторону добра. Говорим на эту тему с преподавателем кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, городским методистом Основ религиозных культур и светской этики, основ духовно-нравственных культур народов России, отцом пятерых детей Игорем Тихоновским.

– Игорь Владимирович, современные дети чтению все чаще предпочитают видео. Застать ребенка с книгой можно гораздо реже, чем с планшетом. И прежде, чем будем искать ответ на вопрос, как читать жития святых с детьми, разберемся: можно ли научить современного ребенка любить книги?

– Да, конечно, можно. И многие заблуждаются, что это невозможно и что ребенок сидит в телефоне, планшете. Да, в наш цифровой век бумажные книги уходят на второй план. На мой взгляд, нужно тоже соответствовать нашему электронному времени и читать книги на электронных носителях, если ребенок не читает традиционные книги. Очень помогают в приучении к чтению и экранизации книг. Ребенок смотрит фильм по книге и хочет обратиться к оригиналу. В этом случае взрослому стоит сказать, что это интересный фильм, но там и половины нет из книги. Ребенку становится интересно: что же там еще дальше? Чего не было в фильме?

– Но тут должен быть взрослый, который тебя заинтересует.

– Обязательно. Родители должны искать разные формы привлечения. Например, можно сказать, когда все ложатся спать: «А ты можешь почитать книжку». Телефон нельзя, но у тебя есть нечто, заменяющее телефон, и тебе можно после отбоя еще почитать. И подростков это привлекает.

– А Вам, как человеку поколения любителей бумажных книг, не грустно, что этот формат, признаемся честно, немножко уходит на второй план?

– Грустно, конечно. Потому что все-таки бумажная книга, в отличие от электронной, – это другой формат, другое восприятие текста. И другое соотношение себя с произведением. Жаль, потому что в электронном формате все равно есть какое-то расстояние.

– Между тобой и героем?

– Да. Между тобой и героем и вообще этим произведением. Совсем другое дело, когда ты держишь конкретную книгу или конкретный рассказ. В электронной книге все идет сплошным текстом. Для меня это совсем иное. Мне интереснее взять книгу, посмотреть ее. А если есть иллюстрации! Например, в издательстве Сретенского монастыря вышла замечательная книга «Жития святых» архимандрита Клеопы (Илие). Это яркий пример житийной педагогики.

Мы воспитываем детей на житиях святых, и детям нужно помочь отождествлять свою жизнь с событиями, которые были в жизни святых. Как они решали проблемы, с которыми сталкивались в разные периоды жизни. Очень важно адаптировать житие для современных реалий, для современного читателя. Мы не говорим, что надо что-то перевирать, додумывать. Мы должны оставлять канву, но важно делать детям акценты. Как жил святой, о чем он переживал, о чем он думал, какие решал проблемы? Архимандрит Клеопа как раз очень мудро написал. Он пишет понятным языком для детей о событиях, которые происходили много сотен лет назад.

– Велика роль родителя, который сам знает житие святого, в честь которого назван его ребенок. Он подобрал соответствующую литературу и может сам поговорить с ребенком на эту тему.

– В житийной педагогике мы всегда можем задавать вопрос, почему этот святой человек так поступает. Что побудило его сделать этот жизненный непростой выбор? Мы должны подвести ребенка к ответу. Чтобы быть христианином, нужно доверять Богу, и тогда Он будет рядом в самые трудные моменты.

– Вы в начале разговора произнесли словосочетание «житийная педагогика». Это очень редкое направление.

– Вы правы, это не распространено. И мало педагогов, которые могут так донести житие до детей, чтобы объяснить и показать положительные стороны, связать житие святого со своей жизнью. Но одно могу сказать, что духовную литературу обязательно нужно с детьми читать. Сейчас много изданий Библии для детей, но нужно смотреть, чтобы книги были одобрены издательством Русской Православной Церкви. Такие книги обычно продают в крупных монастырях Москвы, таких, как Сретенский, Данилов. Там уже проверенные книги, их можно спокойно покупать. Я очень люблю Сретенский книжный магазин, потому что там очень много редких книг, которые не найдешь в других местах.

– Житие святого, как правило, заканчивается мученической смертью. Как правильно подходить к этому моменту?

– Может быть, я нестандартный родитель, но я детям уже с 6 лет говорил о смерти. И я объяснял, что смерти нет, что не нужно ее бояться. Как можно бояться того, чего нет? Главное, нам надо правильно озвучить нашу христианскую православную позицию о смерти. А на сам факт истязаний мучеников не нужно делать акцентов. Маленький ребенок не всегда понимает, что значит мучение, что это такое, как это физически происходит, не понимает серьезность боли. Мы не должны в красках ребенку описывать подробности мучений.

– Житие каких святых Вы бы посоветовали любому ребенку читать в адаптированном варианте? Помимо того, что он должен знать житие того святого, в честь которого он назван.

– Святых князей, как воинов, как тех людей, которые взяли на себя ответственность за целый народ. Это воспитывает патриотизм, любовь к своей Родине. Жизнь святых князей неразрывно связана с долгом, с ответственностью за свою страну и за тех людей, которые в ней живут.

Также нужно изучать жития монахов, подвижников, преподобных. На молитве святых монахов держится наше государство. Патриарх – глава Церкви – монах, любой архиерей – монах.

Одни жития учат заповеди о том, что нет большей любви, чтобы жизнь положить за друзей своих. А вторая заповедь учит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (см.: Мф. 22: 39). Вот на этих двух заповедях все эти жития и построены.

– Я бы почитала для ребенка еще и жития Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Матроны Московской, Ксении Петербуржской.

– Конечно, и Димитрия Донского, и Бориса и Глеба. Я имею в виду наших русских святых. Это важно, потому что по менталитету они ближе к нам и понятнее для детей. Можно посетить места, где жил святой много лет назад. А жития святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского, любимых многими святых, конечно, нужно знать всем.

Беседовала Наталья Шатова

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.