Ultimate magazine theme for WordPress.

КАК НАУЧИТЬСЯ ТЕРПЕНИЮ В ИСКУШЕНИЯХ

0 132

«Нам без Врача не справиться с собой,
А душу только скорби и врачуют»
Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)

Насельники монастыря ответили на вопрос: как научиться терпению в искушениях? Как правильно себя настраивать, чтобы скорби переносились ради Христа, Бога нашего?

Иеромонах Агафангел (Давлатов):

– Первое, что мы должны ясно понимать, – это то, что источником всех искушений является наша злая воля и испорченное духовное состояние наших ближних. Диавол, желая ввергнуть нас в уныние и настроить против Бога, старается подтолкнуть к неправильным словам и поступкам, которые разрушают наш внутренний мир и расстраивают отношения с другими людьми. Кроме того, лукавый старается досаждать нам через окружающих нас людей, которые подпадают (постоянно или временно) под его власть. Бог не является источником искушения. Он лишь может попустить испытание, преодолевая которое мы очищаемся от страстей и пороков, омываемся от скверны греха, восходим на более высокую ступень духовного роста.

Исходя из сказанного, мы можем понять, как нам действовать в той или иной ситуации. Если источником скорбей является наша поврежденная свободная воля, то нужно исправить все то, что мы сделали плохого, что явилось причиной нашей беды. Прибегнув к покаянию, мы можем попросить у Бога помощи в преодолении проблем, которые мы сами себе организовали.

Если мы стали жертвой злодеяния другого человека, то мы можем, испросив благословения и покровительства у Бога, постараться дать отпор и настроиться на противостояние чужой агрессии в той или иной форме, чтобы сгладить негативные последствия вторжения в нашу жизнь злого человека.

Если мы видим, что наша личная трагедия имеет основание вне нашей воли и не связана с желанием конкретного человека навредить нам, то нужно просто набраться терпения и попытаться понять, для чего это нам. Если мы увидим нравственный урок для нас, то преодолеть испытание будет проще; когда мы осознаём предпосылки и значение испытания для нашего спасения, появляется смысл в нашем страдании, появляется перспектива…

Иеродиакон Серафим (Чернышук):

– Это сложный вопрос. Каждый, наверное, вырабатывает какие-то свои способы. Естественно, об этом надо советоваться, надо обращаться за советом к очень авторитетным людям. Надо читать книги Святых Отцов, что они писали на эту тему. Но не всегда чужое слово, даже святых, ложится на сердце. Поэтому, наверное, нужно свои шишки тоже набить. И когда понимаешь, что все-таки тебя о чем-то уже предупреждали, святые или учителя были правы, в совокупности с личным опытом это уже дает какой-то иммунитет, если так можно выразиться.

От искушений мы не избавимся до самой смерти, нас об этом предупреждали: «Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения» (Сир. 2: 1–2). Искушения будут всегда. Но другой момент – как к ним относиться, с ними сосуществовать?

Как терпеть скорби и все остальное ради Христа? Мне кажется, универсального ответа на это нет. Может быть, стоит трезво подумать: «Если я не буду терпеть, то что будет?» Будет только хуже. Конечно, у каждого есть своя мера терпения, она у всех разная. Есть люди очень чувствительные, очень ранимые, а есть такие толстокожие. Я думаю, что этот объем терпения – это, скорее, природное качество. Но есть еще и действие благодати Божией.

Нужно просить терпения у Бога. По-моему, святой Ефрем Сирин, насколько известно из его жития, был по молодости крайне вспыльчивый человек. Он брал на себя какие-то сугубые подвиги, чтобы смирить эту свою вспыльчивость, и это принесло свои плоды. У другого святого, святителя Григория Богослова, есть такое высказывание, с которым я абсолютно согласен: «Из всех наших страданий славнее те, которые терпим ради Бога».

Иеродиакон Илиодор (Шевчук):

– Этот вопрос меня тоже волновал и продолжает волновать. И я могу ответить, как сформулировал ответ на него для себя. В первую очередь – в искушениях и в том, что страсти проявляются в нас, и порой очень ярко – нужно возложить упование на Бога. Каким образом это можно сделать? Когда мы совершаем грех, когда впадаем в искушение, когда подчиняемся страсти, зачастую мы впадаем в уныние и в печаль. Начинаем укорять себя за совершенные грехи, думать о них, размышлять о том, как Господь накажет нас за эти грехи, что все это будет иметь для нас тяжелые последствия. Но этот подход, хоть отчасти и верный, не до конца правильный.

Безусловно, если мы грешим, подчиняемся нашим страстям, нам следует заниматься духовной работой. Но при этом не нужно зацикливать свое внимание на страстях и грехах. Ведь Бог пришел в мир не для того, чтобы показать нам грехи. Человечество, встретившее Христа, уже видело свои грехи. И Моисей, и пророки говорили о них. Они были в той или иной степени понятны и известны людям. И уже в то время в людях, в их совести было понимание добродетели и понимание греха.

Бог принес в мир нечто другое. Он принес в мир Себя, как Единственного, Кто способен помочь человеку не просто понять, что он грешен, но и помочь ему побороть грехи и страсти. При этом Бог устроил таким образом, что эти самые страсти мы побороть своими силами не можем, что, по сути, человек может стать полноценным в духовном смысле только в союзе с Богом. Наше исцеление от грехов, от страстей, от болезней, недугов духовного характера нужно возлагать именно на Бога, и только к Нему обращать все молитвы и просьбы об исцелении себя.

Вспомним, как сказано в Евангелии: «Ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19: 25–26). И эти слова верующему человеку нужно каким-то образом утвердить в своем сердце. Когда мы впадаем в искушения, когда мы впадаем в страсти и совершаем грехи, не нужно метаться из стороны в сторону в поисках выхода из сложившейся ситуации. Нужно сразу же прийти к единственному источнику, который способен дать нам исцеление – к Богу. И все эти грехи и страсти, все эти искушения отдать Ему, как делал это, например, святой пророк Давид: «Уповах на милость Божию во век и в век века» (Пс. 51: 10) – то есть все сердце, всю душу свою, все упование возложить только на Бога. Потому что мы спасаемся по благодати, которая дается только через общение с Богом. В том числе и через личное общение с Богом посредством молитвы, посредством церковных Таинств, посредством участия в богослужениях. Только в этом случае у нас что-то может получиться. Если же мы пренебрегаем этим, то ничего не получится.

Есть один важный момент, особенно он характерен для православной культуры России, как я заметил это. У нас люди делят Евангелие и обычную жизнь. Люди, живущие в миру, часто говорят, что по Евангелию они поступать не будут, потому что этот мiр функционирует по другим законам. И когда человек руководствуется Евангелием во всех сферах жизни, он становится неудобным для мiра, и ему становится неудобно жить. Но Господь, когда давал нам Свое слово и учение, Он не говорил, чтобы мы делили Евангелие, определяли его только на какую-то одну сферу. Он говорил о том, что Евангелие должно быть руководством всей жизни: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 15); «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8: 35). Христос должен быть в центре жизни в любой момент, в том числе и в искушениях.

Тут есть еще одна важная и, с моей точки зрения, не совсем верная трактовка: люди иногда утверждают, что когда мы грешим и впадаем в страсти, Бог отдаляется от нас. В каком смысле это верно? В том, что когда человек находится в состоянии греха, ему труднее молиться, ему действительно не хватает общения с Богом, ему трудно обратно вернуться. И безусловно, что для человека, который нечист, трудно вступить с Богом в общение и почувствовать Божие благодатное участие в его жизни. Но это совершенно не означает, что Бог отдалился от человека. Наоборот, Бог находится очень близко к тем людям, которые находятся в опасности. Есть праведники – про них Господь и так знает, что их душа с Ним, и они не нуждаются в таком прямом контроле. А вот человек грешный, со страстями своими борющийся, – именно он и нуждается в чутком руководстве. Господь говорит в Евангелии: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2: 17).

И в притче о блудном сыне акцент сделан именно на грешном сыне, который ушел от отца, а не на праведном, который с ним остался. И когда блудный сын возвращается в дом своего отца, то отец, еще вдалеке увидев его, бежит к нему навстречу, с радостью обнимая его. Подобного ждет от человека и Бог. Он – как отец, который постоянно стоит на крыльце своего дома в ожидании потерянного сына, который ушел от него. Именно об этом Господь в Евангелии говорит. Он говорит, что Бог не смотрит отстраненно на человека, впадшего в грех, ожидая, что он сам что-то предпримет… Скорее, Бог отправляется в путешествие за душой человека, которая подобна пропавшей евангельской овце или драхме. И Бог примет все необходимые меры для того, чтобы найти эту душу. И как только она окажется на горизонте, Он моментально окутает ее Своей любовью и вниманием. Эта притча очень показательна, она показывает характер Бога.

Как терпеть скорби ради Христа? Вообще, люди очень по-разному ощущают Христа. И в этом нет чего-то странного, потому что отношения между Богом и человеком – это индивидуальные отношения между двумя личностями. А между личностями нельзя построить отношения, которые будут под копирку похожи друг на друга. И у каждого человека эти отношения строятся особенным образом, что в отношении скорбей тоже очень показательно. Бог с одной стороны дает человеку возможность пережить скорби – и попускает ему скорби, испытания, страдания. Но при этом Бог дает человеку и силы для преодоления их. Единственное, что требуется от нас в данном случае, – это полное упование на Бога, не на самих себя. Помните, как сказал апостол Павел: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10: 13).

Если напало на нас искушение или какая-то скорбь внутренняя или внешняя, то все это нужно возложить на Бога, а не на самих себя. Каким образом это сделать? У всех по-разному. Кто-то, например, старается больше посещать храм и в богослужении видит для себя какое-то отдохновение, какую-то поддержку. Кто-то начинает больше читать Евангелие, углубляется в чтение Святых Отцов. Кто-то молится больше, нежели обычно. А кто-то может просто свою сердечную боль внутреннюю выложить Богу без каких-то очень больших усилий, просто внутренне, очень искренне. И Господь это примет как молитву и как большой дар, потому что иерархия ценностей человеческих поступков и человеческих добродетелей у Бога и у людей очень разные. Мы привыкли мерить добродетели человеческими рамками, количественными категориями, в количестве поклонов, молитв, богослужений, в целом – в количестве прочитанного, узнанного. И это во всех сферах, в том числе и в сфере религии. Нам кажется, что человек, который больше молится и который сосредоточен на молитве, более заслуживает Божьего внимания и благодати, нежели тот, который не прилагает к этому подобных усилий. Но может оказаться так, что самые незначительные поступки людей, которые ничем не примечательны, окажутся в очах Божиих такой же добродетелью, что и все добродетели какого-нибудь подвижника, жившего в пустыне в течение многих лет. Может и так оказаться. И в патериках древних такие истории приводятся.

Мне очень нравится история про преподобного Досифея, ученика аввы Дорофея, который, прожил в монастыре всего пять лет. Он не был совершенным, но, предав себя в послушание своему духовнику всецело и полностью, сподобился смерти благодатной, одухотворенной и венцов наивысших на Небесах, нежели имели многие преподобные отцы. И это тоже показатель. Все спасаются по-разному. Вопрос спасения – это вопрос личный. И никто нам не способен из людей в этом помочь, только мы сами – и Бог. Важны вот эти отношения, которые мы строим с Богом. А духовники и люди, которые нам что-то советуют, могут лишь поддержать нас, но не более того. Поэтому переоценивать роль духовника тоже не стоит. Он, безусловно, важен, но он не может заполнить собой все пространство духовной жизни, он лишь помощник человека на пути к Богу. И еще в искушениях нужно помнить такие слова пророка: «Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа» (Пс. 26: 14).

Подготовила Александра Калиновская

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.