«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Имеют ли право священники воевать с оружием?
Заговорить на эту тему меня подтолкнули комментарии некоторых читателей. Они писали, в частности, о том, что мы, православные христиане, включая священников, не только не вправе брать в руки оружие, но и вообще находиться в зоне боевых действий.
Содержание статьи:
- 1 Заговорить на эту тему меня подтолкнули комментарии некоторых читателей. Они писали, в частности, о том, что мы, православные христиане, включая священников, не только не вправе брать в руки оружие, но и вообще находиться в зоне боевых действий.
- 2 Как относится Церковь к службе в армии?
- 3 «Отлучаются от Причастия те христиане, которые бросают оружие во время мира» (в некоторых редакциях – «во время войны»).
- 4 Рассматривая войну, как зло, Церковь признавала, что его происхождение, «как и зла в человеке вообще,- греховное злоупотребление богоданной свободой».
- 5 Про первородный грех человечества
- 6 Кто внимательно читал Библию – знает, что Бог не создавал зла. Падение первых людей, которое мы называем «первородным грехом», – вот что стало причиной всех войн и конфликтов на земле с позиции православия. И мы помним, чем же закончилась вражда между сыновьями Адама и Евы – братоубийством. То есть страшным грехом.
- 7 Могут ли священники брать в руки оружие?
- 8 Оказывается, да. Воевать с оружием в руках священнослужителям запрещают церковные каноны.
- 9 А взять святителя Сергия Радонежского? Он лично благословлял русское войско на битву, которую мы все знаем, как Куликовскую. Но не все знают, что преподобный благословил на битву с войском Дмитрия Донского еще и двух монахов – Ослябю и Пересвета. За свои подвиги оба они впоследствии были прославлены в лике преподобных.
- 10 Дорогие друзья! Если вам понравился материал – подписывайтесь на канал, пишите комментарии и оценивайте текст «лайком»! Будьте счастливы и здоровы!
Признаюсь честно – до недавнего времени я и сам не знал, что тут можно ответить. С одной стороны, Родину надо защищать. А с другой стороны, стрелять, а значит, и убивать – это же страшный грех.
Как относится Церковь к службе в армии?
Служба наших предков в дружинах, а позже в армии по факту во все времена благословлялась Церковью и приравнивалась к защите Родины. А исполнение воинского долга всегда считалось не только делом чести, доблести и подвигом, но и прямым исполнением христианской заповеди любви к ближнему.
И сейчас, как много веков назад, священники благословляют воинов перед трудной дорогой. Источник: http://sdrvdv.ru/wp-content/uploads/2012/06/img_qw_6.jpgИ сейчас, как много веков назад, священники благословляют воинов перед трудной дорогой. Источник: http://sdrvdv.ru/wp-content/uploads/2012/06/img_qw_6.jpg
И это не все. Оказывается, вопрос исполнения христианином воинской службы будоражит умы некоторым верующим с давних времен. А в 314 году дошло до того, что он стал предметом обсуждения на церковном Соборе. Тогда-то впервые Церковь впервые озвучила и зафиксировала в постановлении Собора свое отношение к этой проблеме. Оно звучит так:
«Отлучаются от Причастия те христиане, которые бросают оружие во время мира» (в некоторых редакциях – «во время войны»).
Рассматривая войну, как зло, Церковь признавала, что его происхождение, «как и зла в человеке вообще,- греховное злоупотребление богоданной свободой».
Замечу, что этот тезис присутствует в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».
Про первородный грех человечества
Хочется нам или нет, а эту история наших прародителей нам здесь никак не обойти.
Кто внимательно читал Библию – знает, что Бог не создавал зла. Падение первых людей, которое мы называем «первородным грехом», – вот что стало причиной всех войн и конфликтов на земле с позиции православия. И мы помним, чем же закончилась вражда между сыновьями Адама и Евы – братоубийством. То есть страшным грехом.
Но, может быть, наступит время, когда войны и зло исчезнут, сойдут на нет? А с ними и тяжкие преступления. Такие, как убийства людей.
Однако подобного рода предположения Церковь называет фантазиями. Стало быть, войны и зло будут на нашей планете Земля до скончания веков.
Безусловно, Иисус Христос своей смертью на Кресте и Воскресением поборол силы ада. Однако эта победа Спасителя не избавляет людей от грехов. Освобождение человека от грехов и зла возможно лишь благодаря благодати Святаго Духа. А пока этого не случилось – мы, православные христиане, должны знать и уметь защитить себя от зла.
Напомню, что как только Адам и Ева были изгнаны из райского сада, «доступ к раю Господь заградил, поставив стражем к нему Херувима с пламенным обращающимся мечом». (Быт. 3,24)
С тех самых пор и по сей день Херувим остается примером противления злу.
Могут ли священники брать в руки оружие?
Многие из них сейчас участвуют в спецоперации. Находясь в зоне ведения боевых действий, все они остаются верны своему пастырскому долгу. Даже несмотря на угрозу погибнуть. Но самое интересное, что, даже владея оружием, они не берут его в руки. Безоружные пастыри на поле боя – неужели это правильно?
Исполнение воинского долга всегда считалось не только делом чести, доблести и подвигом, но и прямым исполнением христианской заповеди любви к ближнему. Источник: http://www.eparhia-ufa.ru/news/pervye-v-sovremennoy-istorii-voennye-svyashchenniki-poluchili-diplomy-1589Исполнение воинского долга всегда считалось не только делом чести, доблести и подвигом, но и прямым исполнением христианской заповеди любви к ближнему. Источник: http://www.eparhia-ufa.ru/news/pervye-v-sovremennoy-istorii-voennye-svyashchenniki-poluchili-diplomy-1589
Оказывается, да. Воевать с оружием в руках священнослужителям запрещают церковные каноны.
В 66 апостольском правиле прямо сказано, что когда кто-либо из клира в сваре (драке), кого-нибудь ударит и единым ударением убиет — будет извержен из сана. И у святителя Василия Великого В 55 правиле говорится следующее: «Разбойников взаимно поражающие, аще не суть в церковном служении, да будут отлучаемые от причастия Святых Тайн: аще же клирики, да низложатся со своей степени».
И еще хотелось бы обратить внимание на такой момент. Некоторые священники не скрывают, что являются пацифистами. То есть людьми, считающими, что убийство не может быть оправдано никакими причинами или целями.
Хотя исторические факты свидетельствуют совсем о другом.
Вспомним хотя бы о том, что никто из святых отцов никогда не читал проповедей о пацифизме.
Вспомним святителя Серафима Саровского. Позволив вломившимся в его келью разбойникам избить себя, он ни разу не упрекнул того, кто с оружием защищал близких.
А взять святителя Сергия Радонежского? Он лично благословлял русское войско на битву, которую мы все знаем, как Куликовскую. Но не все знают, что преподобный благословил на битву с войском Дмитрия Донского еще и двух монахов – Ослябю и Пересвета. За свои подвиги оба они впоследствии были прославлены в лике преподобных.
Все это лишний раз подтверждает, что святая Православная Церковь ратное дело считала и считает поистине священным и важным не только для христиан, но и для тех, кто сознательно оставил суетную мирскую жизнь.
Герой СВО Александр Трошин «перепрыгнул» сразу через два звания. Даже президент России отметил, что он это заслужил
Благодарение Господа – терапия для души. Молитвы за всякое благодеяние Божие