Ultimate magazine theme for WordPress.

НИКТО КАК БОГ!

0 97

Протоиерей Георгий Завершинский

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой.

(Исх. 20:4–5).

Ученики Христа возрадовались тому, что отпавшие от Бога бесы им повинуются. Иисус же не утверждал, что Он низверг с неба падшего ангела, а лишь сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10: 18). Как это произошло на поднебесной высоте, недоступной нашему разумению и чувствам? Кто низверг дьявола? Ответ известен: тот, чью память Церковь совершает много веков, – Архангел Михаил! Его имя переводится с древнееврейского на русский или утвердительно: «никто [не может быть столь великим,] как Бог!»), или вопросительно: «кто [еще может быть столь великим,] как Бог?» Падший ангел был низвергнут Божьим именем, потому что дерзнул перевернуть «вверх ногами» прежде присущее ему имя архангела и утвердительно именоваться «кто как Бог!»

С. Риччи. «Падение мятежных ангелов»С. Риччи. «Падение мятежных ангелов»

«Я как Бог!» – подразумевал это имя в отношении себя сатана и неотвратимо отпал от Бога. Ни под небом, ни на небе нет творения, которое было бы как Творец, до конца властным и самостоятельным. Опровержение непреложного факта тварности бытия ведет к пребыванию вне Бога. Но Творец мира не свергает дьявола с неба, как тиран – своего вассала. Падение совершилось по собственной воле того, кто прежде был высшим Божьим ангелом. Это стало его первым самостоятельным решением.

Возвратимся теперь к земному существованию: человек никогда не мог преодолеть силу тех, кого посылает падший ангел. Никто из людей даже мысленно не ощущал себя выше и сильнее падших духовных сущностей. Лишь с воплощением Христа открылась возможность до конца отвергнуть дьявола. Его служителей, как и самого «князя бесовского», можно одолеть только именем Христа – воплотившегося Бога. Божьим именем опровергается ложное утверждение имени дьявола «кто как Бог». Вместо этого произносится архангельское имя Михаил – «никто как Бог». Таким образом, все ставится на свои места, и Христос обращается к Богу Отцу со словами: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11: 25).

Мир вовлечен в процесс богоборчества. Подобные тенденции были всегда, но, вспоминая имя Архистратига Небесных Сил Михаила, можно представить, насколько отрывается от Бога человечество, утверждая о себе – «кто как Бог». Современная цивилизация порой не сомневается, когда полагает: «Ты, человек, – как Бог». В Англии была развернута рекламная кампания со словами: «Возможно, Бога и нет. Переставай беспокоиться – и наслаждайся жизнью». В этом есть лукавство, потому что по отношению к Богу противоестественно и недопустимо сохранять сомнительно-вопросительную форму.

Имя Архангела Михаила свидетельствует, что никто не может быть «как Бог». В Божьем подобии человек способен видеть падение сатаны, а значит и знает, как привести отпавшее творение к Богу. Христос пришел вернуть все падшее и согрешившее человечество к Богу. Мы не знаем, что уготовано дьяволу и «устоит» ли он в своем отпадении. Ясно одно: всякое творение ужасно мучается без Бога. Стоит лишь забыть о Боге – отложить молитву и участие в Христовых Таинствах – и верующий человек начинает страдать и мучиться. Не находит себе места и не сразу понимает, почему на душе неспокойно. Человеку напоминают, что он давно не был в храме, а он пытается оправдаться: конечно, хотел бы прийти на службу, но пока не смог. Отложил до лучших времен, поставив тварные ценности и самого человека на место Бога. Сотворение кумира – вот главная причина падения. От этого и оберегает небесное воинство во главе с духовным полководцем, ведущим свою армию на главного врага человеческого рода. Архистратиг Михаил вдохновляет человека на борьбу с самим собой – «кто как Бог», чтобы архангельское имя – «никто, как Бог» – стало для нас знамением Бога и Его верного служителя.

Получить все сполна

«Грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк. 6: 34).

Человеческая жизнь, ограниченная в самой себе, оказывается вне благодати и соприкосновения с Божественной любовью. Если любим только тех, кто любит нас, и делаем добро только делающим нам добро – на какое вознаграждение от Бога можем рассчитывать? Даже с точки зрения обычной человеческой логики никакой дополнительной благодарности быть не должно. Если мы что-то сделали, а в ответ нам помогли, то было бы несправедливо ожидать чего-то большего. За что Богу благодарить нас, и какой похвалы от Него можно ожидать, если мы получили все сполна от людей? Брать взаймы и отдавать обратно – естественный процесс, однако становится не по себе, если с возвращением задерживаются. Иисус же предлагает: «Дайте, что можете, и не ожидайте, что вам вернут. Обратите внимание на ненавидящих вас, чтобы их искренне полюбить».

Это совершенно иное устройство мира, ощущения которого здесь пока нет. Со времени произнесения тех слов Христа и до сего дня люди не стремились подобным образом устроить свою жизнь на земле – начиная от планирования цивилизаций и заканчивая личной жизнью человека в его семье. Кредит надо возвращать, и банк ожидает с него дохода.

На ссудном проценте стоит наша цивилизация. Это понятно людям, занимающимся разными проектами: если нет средств, то не построишь, например, университет и не организуешь обучение студентов. Не принято отдавать свой труд или имущество просто так. Иначе окружающие решат, что у такого человека не все в порядке с головой, ведь ему потом самому придется побираться. Полагают, что лишь избранные люди, наделенные особой святостью и просвещенные Божьей благодатью, могут жить, ограждая себя подвигом юродства и бедности, уединения в пустынях и лесах, простотой жизни и пребывания с Богом. Такие люди были, есть и будут, но знают их мало.

Нам же говорят, что если ожидаешь возвращения того, что дал, – ты наравне с грешниками. Не сказано прямо, что это грех, но есть напоминание, что так делают грешники. Значит, греховное состояние остается для человека естественным, перманентным и «всегдашним»? А благодарность от Бога не может сквозь него «прорваться» и затронуть наше сердце, чтобы мы ее узнали и приняли? Пока все пребывает в том состоянии, которого Бог не видит. Ясно, что заповедь о любви к врагам – хорошая и правильная, но, к сожалению, другие так не живут, поэтому жизнь по ней придется отложить до лучших времен.

Как любить врагов? Когда делают плохо, надо защищаться. Тут уже не до любви… Мы порой не считаем странным подобное состояние даже для самых верующих, праведных и достойных в этом мире людей. Христос произнес «революционные» слова: «Любите врагов, желайте добра проклинающим и не требуйте назад того, что кому-то дали». Все это совершенно противоположно тому, как мир жил, живет и будет жить в обозримом будущем.

Зададимся вопросом: не переоценивает ли Бог человека? Может быть, Он не понимает людей, хочет видеть нас чересчур хорошими, каковыми мы не являемся и быть не можем? Тогда не стоит создавать иллюзий и заявлять, что хотим встретить Бога и боремся за то, чтобы Он был заметен в окружающем мире, его традициях и культуре. Напрасно сохранять веру в личной жизни и передавать ее своим детям. Бессмысленно учить воспринимать красоту православия, строить прекрасные храмы, наполнять их чудесными иконами и совершать вдохновенные богослужения с ангельским пением. Все покажется пустым, пока внутри нас остается ощущение, что Божьей благодарности нет, потому что нам этого не полагается. Любим только любящих нас, добро делаем лишь тем, кто поступает с нами хорошо, и ожидаем вернуть назад все, что кому-нибудь одолжили.

Момент истины наступает здесь и сейчас, когда на Литургии верных, помолившись перед началом Евхаристического канона, мы глубоко внутри себя попытаемся разыскать такого человека, каким нас видит Бог. Возможно ли это? Давать, не ожидая возврата, любить ненавидящих, делать добро находящимся во зле… Возможно, потому что Бог любит наших врагов не меньше, чем нас самих. Божья любовь превосходит те границы, которые мы искусственно ставим как в своей жизни, так и в жизни целых народов, цивилизаций и эпох. Подобно зеленому ростку пробивается она через стекло и бетон преграды, созданной нашими руками, и прорывает средостение греховного состояния общепринятой логики жизни.

Любовь к врагам делает нас похожими на Бога. Преподобный Силуан Афонский говорил: «Если не научимся любить врагов – мы не христиане». Не знаем Христа, если не принимаем этой любви и не ищем в своем сердце потребности в ней. «Любить врагов» – не благодушный призыв и не выдержка из «Морального кодекса строителя коммунизма», а Божественная реальность, в которой мы, как Божье творение, можем участвовать. Эта способность вложена в нас руками Бога. Чтобы мы могли любить Его любовью и прощать всех, кто делает зло, Божьим прощением. Так Христос простил распинающих Его. Пока мы далеки от исполнения той заповеди, но знаем, что она есть. И это уже немало… А совершенство все же состоит в том, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35).

Подготовил Владимир Басенков

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.