Ultimate magazine theme for WordPress.

ИЕРОМОНАХ ВИКЕНТИЙ (ШУЛЕНИН). ОН ВЫБРАЛ СЛУЖБУ БОГУ

0 69

Ольга Сокиркина

29 мая на Бутовском полигоне было расстреляно 262 человека. Среди них иеромонах Викентий (Шуленин). Наше право знать это. Наша обязанность помнить каждого и молиться.

Малая родина. Соборный храм иконы Божией Матери «Одигитрия»

Тульская губерния. Конец XIX века. В бывшей казенной деревне Новинка (Новая, Альхов Колодезь) Городенской волости Венёвского уезда проживало около 200 человек. Деревню украшало озеро Марково и фруктовые сады. Здесь в 1881 году в семье местного крестьянина Максима Шуленина родился сын, названный Викентием, что значит побеждающий.

Фото: sobory.ru Фото: sobory.ru

Своего храма в деревне не было, и ее жители являлись прихожанами соборной церкви иконы Божией Матери «Одигитрия» села Городенец, что находилось в семи верстах. Храм этот был древним и по-своему уникальным. Первое упоминание о нем относится к XIII веку. Название села напоминает о существовании крепости и города Новогороденск, разрушенного Батыем. А в городе том стояло семь церквей, из которых смогла сохраниться лишь одна – иконы Божией Матери «Одигитрия». По старинному преданию, в ней хан Батый размещал свою конницу. Церковь неоднократно перестраивалась. В 1640–1650 годах ее вновь отстроили на средства стольников Засецких, владевших местными землями.

В описании 1858 года, составленном священником Иоанном Мячиковым, храм предстает пятиглавым. Еще одна главка украшала придел святителя и чудотворца Николая, две – алтарную часть, одна размещалась на колокольне, где висел колокол, отлитый в Стокгольме еще в 1645 году. В этом прекрасном храме и крестили Викентия Шуленина.

Земская школа

С 1885 года в селе Городенец работала земская школа с трехлетним курсом, ставшая в 1894 году школой грамоты, а в 1916-м она значилась как церковно-приходская. В возрасте восьми лет в земскую школу поступил и Викентий Шуленин. Из всех предметов, которым обучали в ней, больше всего ему нравился Закон Божий. На уроках изучали основы православного вероучения и богослужения, знакомили со Священным Писанием. Преподавали также церковнославянский язык и церковное пение.

Из всех же радостей жизни мальчика привлекала одна: светлая молитва в храме. Всепобеждающая любовь к Богу и определила его жизненный путь и крест. Как высшее благо он выберет службу Богу.

Троице-Сергиева лавра

В 1900 году Викентий уехал из дома в Троице-Сергиеву лавру, чтобы готовиться к принятию монашества, влиться в трудовую и молитвенную жизнь крупнейшего в России мужского монастыря. В то время Лавра имела огромное хозяйство, включавшее земельные угодья, в том числе и Пафнутьевский плодовый сад за крепостной стеной, мастерские, благотворительные учреждения – больницу-богадельню с аптекой, странноприимный дом, Александро-Мариинский дом призрения. Были в обители конюшня, водокачка, склад леса, гостиница, епархиальная школа живописи, доходные дома и многое другое. Работала типография. Но главным была душа Троице-Сергиевой лавры: ее храмы, иконы, мощи святых, несмолкаемые молитвы насельников и богомольцев.

В трудах и молитве прошли 16 лет жизни Викентия Шуленина. В 1918 году инок Викентий был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона.

Октябрьский переворот: в будущее с закрытыми глазами

Через год после Октябрьского переворота Троице-Сергиева лавра получает юридический статус трудовой артели. Но монашеская жизнь не прекращается вплоть до октября 1919 года. Пройдет всего месяц, и монастырь будет закрыт. Весной того же года уже была закрыта Московская духовная академия. Монахам предписывалось покинуть обитель и переселиться в Черниговский скит, находившийся в трех километрах от Лавры.

Фото: Черниговский скит Троице-Сергиевой Лавры stsl.ru Фото: Черниговский скит Троице-Сергиевой Лавры stsl.ru

В апреле 1920 года Троице-Сергиева лавра становится странным местом: музеем, коммунальной «квартирой», территорией для хозяйственных нужд. Мощи святых сделают экспонатом открытого в обители музея. В Сергиевском храме устроят тир.

31 мая в Троицком соборе пройдет последняя служба. Далее потянутся девять мучительных лет, и советская власть поставит последнюю точку: скиты Лавры закроют, а монастырские колокола отправят на переплавку. На территории монастыря, в исторических постройках живут люди, начинает работать Загорский государственный учительский институт, основанный на базе техникума имени Октябрьской революции. Дело революции сметает историю и память, разрушая духовность и преемственность поколений, призывая идти вперед с плотно закрытыми глазами.

Однако советская власть не в силах запретить служение Богу тем, кто уверовал и кто не может предать веру и Бога. В 1925 году иеродиакон Викентий (Шуленин) рукоположен в иеромонаха. Он будет служить до 1932 года, как указано в его личном деле, в Троице-Сергиевой лавре. В 1923 году исчезнет с карты страны его родная деревня Новинка.

Первый арест и ссылка в Казахстан

Весна 1932 года не предвещала ничего хорошего. В стране царили разруха, последствия коллективизации и массовый голод, введение паспортов, репрессии, начало объявленной декретом советского правительства «безбожной пятилетки». Закрывались церкви и молитвенные дома, шло изъятие колоколов и был объявлен официальный запрет колокольного звона в Москве.

На 1932–1933 годы пришелся и один из пиков в репрессиях священнослужителей и монашествующих. Не избежал ареста и иеромонах Викентий (Шуленин). 23 апреля 1932 года ему было предъявлено обвинение по статье 58-10 УК РСФСР. Вина заключалась в том, что отец Викентий во время службы поминал так называемых врагов народа, расстрелянных за контрреволюцию. Приговор – три года ссылки в Казахстан и все тяготы: снежная зима и жаркое пыльное лето, голод, тиф, оторванность от родных мест и близких. Среди местных жителей находились тысячи переселенцев, депортированных, раскулаченных. Всем надо было где-то жить, работать, одеваться и питаться. Нужна была крыша над головой, работа и паек. Но как трудно это было найти! В результате многочисленные смерти, которые пугали даже самих организаторов этого бесчинства, и трупы на улицах городов и поселков, да и по всей степи. К сожалению, нет информации, в каком районе Казахстана находился в ссылке отец Викентий.

Возвращение. Город Можайск

Но он выжил, в 1935 году вернулся на родину и поселился в Московской области: в древнем, славном и веками намоленном городе Можайске, где в XVII веке стояло 17 монастырей. Но времена давно были другие: советская власть закрыла Лужецкий монастырь, а потом Ново-Никольский собор, Петропавловский собор в Кремле, Вознесенский храм, была утрачена главная святыня – образ святителя Николая Можайского. Но в городе продолжали действовать две церкви: Илии Пророка в Ильинской слободе, первое упоминание о которой относится к 1506 году, и святых Богоотец Иоакима и Анны, о которой впервые упоминается в 1504 году. Жил иеромонах Викентий на помощь церковнослужителей.

Второй арест и неизбежность беды

Фото: rusgolgofa.ruФото: rusgolgofa.ru

Бывшим ссыльным запрещалось проживать в центральных городах и областных центрах, пограничной полосе. Но человек мог выбирать, где он хотел бы жить. Список населенных пунктов устанавливался ОГПУ. Эта репрессивная мера имела неофициальное название – «минус».

Таким образом, посещать Москву отец Викентий мог только тайно. Несколько раз милиция задерживала его за незаконное нахождение в столице. Ранее судимый по статье 58-10 УК РСФСР, человек «без определенных занятий», он нарушил паспортный закон. 25 февраля 1938 года гражданина Шуленина арестовали.

Через три месяца тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорила Викентия Максимовича Шуленина к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 29 мая 1938 года на Бутовском полигоне в поселке Бутово Московской области. За нарушение паспортного режима надо было рассчитываться жизнью. Но это был только повод.

По одним данным, лаврский иеромонах Викентий (Шуленин) еще не реабилитирован, по другим – его имя есть в списке реабилитированных жертв политических репрессий города Владимира. Но сколько таких имен, сколько боли… А храм, в котором его крестили, стоит в руинах как укор и напоминание о том, что надо молиться и творить хорошие дела.

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.