Почему до сих пор не разрешается изображать Бога Саваофа на иконах?
В самом деле, вопрос интересный. Потому что официально это все-таки по сей день запрещено. Но в реальности как раз наоборот! Иконы с изображением Бога Саваофа в храмах есть.
Содержание статьи:
- 1 В самом деле, вопрос интересный. Потому что официально это все-таки по сей день запрещено. Но в реальности как раз наоборот! Иконы с изображением Бога Саваофа в храмах есть.
- 2 «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо я Господь и Бог твой» (Исх. 20, 4).
- 3 Напомню, что Стоглавый собор в 1551 году и Большой Московский собор в 1666-1667 годах постановили, что иконы Бога Отца – неканонические.
- 4 Скажу больше. Сам факт икон в храмах с изображением Бога Саваофа свидетельствует о том, что Русская Православная Церковь все-таки о том старинном решении старается не вспоминать.
- 5 ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- 6 Не забывайте про своих святых и Ангелов-хранителей, друзья! Никогда, ни при каких обстоятельствах не сдавайтесь! Будьте счастливы и здоровы!
Икона Господа Саваофа "Ветхозаветных Троица" (её также называют «Отечество» или «Троица Новозаветная»). Источник: https://ru.pinterest.com/pin/981644050011903911/ Икона Господа Саваофа "Ветхозаветных Троица" (её также называют «Отечество» или «Троица Новозаветная»). Источник: https://ru.pinterest.com/pin/981644050011903911/
- Далее буду оперировать фактами.
Еще святые Иоанн Дамаскин и Феодор Студит заявляли, что изображение Бога Отца на иконе недопустимо по той причине, что мы Его не видим. А вот Бога Сына – Иисуса Христа, имеющего две природы – человеческую и божественную, и Которого люди видели, изображать можно.
Добавлю, что Иустин Философ, живший в начале II века в Эфесе и лично знавший учеников Иоанна Богослова, писал:
«Священное Писание говорит, что Бог являлся Аврааму, Моисею и другим ветхозаветным праведникам. Но это не был Бог Отец. Бог Отец всегда пребывал выше небес, никогда никому не являлся и ни с кем прямо не беседовал».
Так что запрет на изображение Бога в ветхозаветные времена действительно был обоснован. Ибо если у Бога нет тела, то как Его изобразить?
Подтверждение этому мы видим и в книге Второзаконие:
«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-то кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле… Берегитесь, чтобы не забыть вам завет Господа … и чтобы не сделать себе кумиров, изображающих что-либо».(Втор. 4,15-18,23).
И еще приведу очень популярную цитату:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо я Господь и Бог твой» (Исх. 20, 4).
Мы знаем также, что вопрос изображения Бога Отца обсуждался и на Вселенских соборах, и на соборах православной церкви.
Напомню, что Стоглавый собор в 1551 году и Большой Московский собор в 1666-1667 годах постановили, что иконы Бога Отца – неканонические.
Икона «0(те)ць и Синъ и С(вя)ты(й) Духъ». Источник: https://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/143080/ Икона «0(те)ць и Синъ и С(вя)ты(й) Духъ». Источник: https://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/143080/
Но вот ведь какой парадокс. Хотя до сих пор официально эти решения не отменены, почти в каждом православном храме изображение Бога Отца есть! То есть даже несмотря на то, что в образе человека «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1:18). Как такое можно понимать?
Как мне кажется, ответ есть в самом историческом событии.
Ведь на том знаменитом Великом Московском Соборе в 1666-1667 годах на самом деле единого мнения не было. Больше того, любые приводившиеся на нём аргументы и факты со стороны противников тут же немедленно отметались под жестким давлением честолюбивого реформатора патриарха Никона. Благодаря чему, собственно, и было принято решение о запрете изображения Бога-Отца. Ибо «Бог есть Дух, которого никто не видел».
Но прошло время. И патриарх Никон, погрязший в бесконечных скандалах, ставший зачинщиком церковного раскола, был лишен сана и всех полагающихся ему почестей. И лишь тот его указ остался не отменен, как ни странно, по сей день.
Скажу больше. Сам факт икон в храмах с изображением Бога Саваофа свидетельствует о том, что Русская Православная Церковь все-таки о том старинном решении старается не вспоминать.
- Добавлю также, что каноническими (правильными) признаны изображения Бога Отца в символическом виде. Чаще всего используется сюжет явления Аврааму трех ангелов. Он называется еще «Троица Ветхозаветная».
В русской иконописи это, безусловно, знаменитая «Троица» Андрея Рублева. Общепризнанно, что именно левый ангел и есть символ Бога-Отца. И знаете, почему? Если вглядеться внимательно – икона асимметрична. И на ней отчетливо видно, как другие два ангела слегка склоняют свои головы. Склоняют, конечно же, перед Ним…
- И еще один весьма любопытный факт:
«Фактически, несмотря на запрет, иконы т. н. новозаветной Троицы – «Отечество» и «Сопрестолие», в композицию которых входит образ Господа Саваофа, продолжали создаваться, помещались в иконостасы центральных соборов (Успенский собор Московского Кремля), украшали интерьеры храмов (Троицкий собор ТСЛ). Следует отметить, что, несмотря на отчетливую символическую связь с представлением о первой Ипостаси, рядом с подобными изображениями не встречается надпись: «Бог Отец»" (Господь Саваоф)».
(Источник: «Православная энциклопедия», том 12).
Напоследок скажу, что, видимо, время берет своё. И отношение к вопросу изображения Бога Саваофа на иконах в богословских кругах становится всё более лояльным и демократичным. На то, конечно же, есть веские причины. А правильней сказать – тайны. Но об этом – в следующем материале канала.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Что означают слова "Тебе, Господи"?
Трагедия в Брянске: анализируем, извлекаем уроки